12
Дутчина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия №13 г. Майского»
Домашний адрес: 361115, КБР, г. Майский, ул. Советская ,13.
Тел. +79094877315
Номинация
Учебно-методическая разработка урока с применением авторских ЦОР
Тема.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:
«Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, автор А.А.Плешаков.
Тема: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
Цели урока:
1.Сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе.
2.Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
3.Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Ход.
1.Орг. момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2.Наблюдения за погодой.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло - голубое,
Солнце светит золотое,
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Человек и время года -
Это все вокруг…… (природа)
- Что такое природа? ( Природа, то, что не создано руками человека)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Перечислите признаки живой природы?
- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Какой сейчас месяц? (Ноябрь)
- По народному календарю ноябрь называют «листогной», «предзимье». Как вы думаете, почему?
- Перечислите признаки осени в неживой природе.
- Посмотрите за окошко и скажите, какая сегодня погода.
- Как изменилась живая природа с приходом осени? ( Деревья и кустарники сбросили листву, прекратилось сокодвижение, закончилось формирование почек)
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
3. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы говорили с вами о природном сообществе – лес.
-Почему лес называют природным сообществом? ( В лесу все обитатели, растения, животные, микроорганизмы, тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом)
- Давайте вспомним, какие растения и животные там обитают.
4. Повторение пройденного.
1) Распределить растения по ярусам, которые они образуют (Индивидуально у доски)
На доске картинки с изображением травянистых растений, кустарников и деревьев. Работающий ученик у доски распределяет эти картинки в соответствии с ярусом, которое занимает в лесу это растение.
2) Составить цепь питания, которая складывается в лесах КБР.
На доске картинки с изображением животных и растений)
Ж
ёлуди кабан волк
Берёза заяц лиса
Дерево гусеница дятел
3) Определить название растения. (Работа на местах в парах)
- У вас на партах лежат гербарии. Определите название растения.
5. Проверка по плану:
1. Гербарии
2. Цепи питания в лесу
3.Ярусы леса
6. Устный опрос учащихся
- Весь лес - от верхушек до земли - заселён животными. Назовите лесных животных нашего края, что вы можете о них рассказать?
Учащиеся, выходят к доске, выбирают любое животное из набора карточек, коротко о нём рассказывают и прикрепляют на нужный ярус. ( Белка, дятел, ёж, лиса, заяц, шелкопряд, кабан, фазан, )
Вывод: - Почему надо бережно относиться к лесу? (Лес – дом для животных, лес – место отдыха человека, лес - источник древесины, защитник воздуха, водоёмов и почв. Леса являются украшением нашей родины).
- Но не только лесами богат наш родной край.
- Посмотрите на доску. Вы видите картинку с изображением местности, поросшей травой.
- Как вы думаете, что это? (Это луг)
- Чем луг отличается от леса? (Ответы детей)
- В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества.
- С каким сообществом мы сегодня познакомимся? (С лугом)
- Тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» Слайд 2.
7. Работа над новой темой.
А) Что такое «Луг»?
- Луга - обширные территории с травянистой растительностью. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.
- На лугу может быть также интересно, как и в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть.
Б) Растения луга.
- Давайте обратимся к учебнику стр. 183. Назовите растения, которые растут на лугу? (Дети перечисляют, пользуясь учебником)
- Что объединяет все эти растения? (Это травы.)
- Как вы считаете, какие условия им необходимы для жизни. (Им надо много света, тепла, влаги)
- Большинство растений имеют яркие цветы.
- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Слайд 3.
(На экране изображены цветущие растения луга)
- Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Тысячелистник используется как лекарственное растение. Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. Одуванчик, клевер, колокольчики, растут не только на лугах, но и на пустырях и у обочин дороги.
- А у некоторых растений луга цветки неяркие. Назовите их. (Дети называют: мятлик, лисохвост, тимофеевка). Слайд 4.
- Эти растения являются кормовыми – кормовое растение, т.е. их используют в качестве корма для домашних травоядных животных.
- На лугу растут и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. Слайд 5.
В) Животные луга.
- Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.)
- Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись голосов животных луга.) Слайд 6.
- Что вы услышали? (Ответы детей.)
- Богат луг разнообразием животных.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.184,185. Каких насекомых можно встретить на лугу? (Ос, бабочек, кузнечиков, жуков навозников и могильщиков). Слайд 7.
- Чем кормятся насекомые? (Соком растений, нектаром)
- Есть среди насекомых хищники – стрекоза. Она ест комаров и мошек, есть всеядные насекомые - муравьи.
- На лугу можно встретить очень интересных насекомых - насекомых - санитаров: жук – навозник и жук – могильщик. (Прочитать текст из учебника стр. 186) Слайд 8
- Назовите птиц, обитающих на лугу. (Здесь встречаются перепела, коростели, трясогузки) Слайд 9.
- Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Трясогузка очень стройная птичка. Ее легко узнать. Она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название. Луговой чекан в отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми.
- Что является их основной пищей? (насекомые)
- Действительно, насекомые - основная пища и для луговых птиц.
- На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они тоже питаются насекомыми. Слайд 10.
- Много на лугах мышей и кротов. Слайд 11. Как вы думаете, почему? (Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав)
- Кто охотится на мелких животных? (Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки )
- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу.
-Как они связаны между собой? (Пчелы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.)
Г) Моделирование пищевых цепей.
- Составьте цепь питания, которая складывается на лугу.
(Дети выходят к доске и составляют цепи питания)
- Как связаны между собой клевер, крот, червь?
( Клевер — червь— крот)
- Как связаны между собой ящерица, кузнечик, одуванчик?
(одуванчик — кузнечик — ящерица)
- Как связаны колокольчик гусеница бабочки, трясогузка?
(колокольчик — гусеница бабочки — трясогузка)
Вывод: - На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.
Д) Луга и человек.
- Луга украшают родной край. Пойдите по лугу в тёплый солнечный день, полюбуйся чудесными цветами, послушай гудение шмелей, пчёл и вы поймёте, как важно охранять жизнь всех обитателей луга, оберегать его красоту.
- Что же может произойти, если в жизнь луга вмешается человек? (Работа с текстом стр. 187 – 188, Дети читают по абзацам) Слайд 12.
1 абзац
- Как нельзя вести себя на лугу? (Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, уничтожать гусениц, вытаптывать траву)
2 абзац
- Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву? (Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы).
3 абзац
- Почему необходимо бережно относиться к живущим на лугу ящерицам, жабам, птицам?
- Луг - стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
4 абзац
- Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах? (Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться)
- Какую работу проводят работники сельского хозяйства, чтобы растения не исчезли? (Подсеивают полезные травы – клевер, донник, люцерну)
Вывод: - Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.
8. Природа КБР. Слайд 13.
- Значение лугов очень велико. Их использует человек для заготовки сена.
Луг нельзя представить без цветущих растений.
- Наша республика тоже славится своими лугами. Наверное, нет ничего прекраснее цветущих альпийских лугов. Здесь можно встретить занесённые в Красную книгу Кабардино-Балкарии. Слайд 14. Ранней весной зацветает мерендера. Красивы луга в пору цветения синей горечавки, синей и жёлтой виолы.
9. Работа с тестом. Самостоятельно.
А) Продолжить предложение «Луг – это…………»
обширные территории с травянистой растительностью
один из основных типов растительности, господствующий ярус которого
образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами
Б) Какие растения растут на лугу?
В) Какое из перечисленных растений можно встретить на лугу?
Г) Почему крупные животные не живут на лугу?
для них здесь нет пищи
им негде спрятаться
им мешают насекомые
Д) Какая птица является луговой?
Е) Какое животное живёт на лугу?
После самостоятельной работы проводится проверка. Слайд 15-20.
10. Итог урока.
- С жизнью какого природного сообщества вы познакомились?
- Какие растения растут на лугу?
- Завершить урок мне бы хотелось строками их стихотворения
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте. (И. Старшинов)
11. Домашнее задание. Слайд 21.
Подготовить природоохранные значки о правилах поведении на лугу.
Список используемой литературы
Керженцева А.В., Балова Л.Ф. Национально-региональный компонент в начальной школе. - Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции, 2003.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. - М.: Просвещение, 1995.
Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба»: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2007.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2006.
Творческая мастерская. Уроки учителей начальных классов Кабардино-Балкарской республики.- Нальчик, 2007.