СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира на тему: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Сформировать представление учащихся о луге, как о  природном сообществе.

2.Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

3.Развивать  познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира на тему: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»»

12


Дутчина Наталья Николаевна

учитель начальных классов


Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия №13 г. Майского»


Домашний адрес: 361115, КБР, г. Майский, ул. Советская ,13.

Тел. +79094877315



Номинация

Учебно-методическая разработка урока с применением авторских ЦОР


Тема.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:


«Жизнь луга. Луг – природное сообщество»


Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, автор А.А.Плешаков.


























Тема: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»


Цели урока:

1.Сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе.

2.Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

3.Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Ход.

1.Орг. момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

2.Наблюдения за погодой.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло - голубое,

Солнце светит золотое,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Человек и время года -

Это все вокруг…… (природа)

- Что такое природа? ( Природа, то, что не создано руками человека)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Перечислите признаки живой природы?

- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой сейчас месяц? (Ноябрь)

- По народному календарю ноябрь называют «листогной», «предзимье». Как вы думаете, почему?

- Перечислите признаки осени в неживой природе.

- Посмотрите за окошко и скажите, какая сегодня погода.

- Как изменилась живая природа с приходом осени? ( Деревья и кустарники сбросили листву, прекратилось сокодвижение, закончилось формирование почек)

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

3. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы говорили с вами о природном сообществе – лес.

-Почему лес называют природным сообществом? ( В лесу все обитатели, растения, животные, микроорганизмы, тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом)

- Давайте вспомним, какие растения и животные там обитают.

4. Повторение пройденного.

1) Распределить растения по ярусам, которые они образуют (Индивидуально у доски)

На доске картинки с изображением травянистых растений, кустарников и деревьев. Работающий ученик у доски распределяет эти картинки в соответствии с ярусом, которое занимает в лесу это растение.

2) Составить цепь питания, которая складывается в лесах КБР.

На доске картинки с изображением животных и растений)





Ж ёлуди кабан волк





Берёза заяц лиса






Дерево гусеница дятел

3) Определить название растения. (Работа на местах в парах)

- У вас на партах лежат гербарии. Определите название растения.

5. Проверка по плану:

1. Гербарии

2. Цепи питания в лесу

3.Ярусы леса

6. Устный опрос учащихся

- Весь лес - от верхушек до земли - заселён животными. Назовите лесных животных нашего края, что вы можете о них рассказать?

Учащиеся, выходят к доске, выбирают любое животное из набора карточек, коротко о нём рассказывают и прикрепляют на нужный ярус. ( Белка, дятел, ёж, лиса, заяц, шелкопряд, кабан, фазан, )

Вывод: - Почему надо бережно относиться к лесу? (Лес – дом для животных, лес – место отдыха человека, лес - источник древесины, защитник воздуха, водоёмов и почв. Леса являются украшением нашей родины).

- Но не только лесами богат наш родной край.

- Посмотрите на доску. Вы видите картинку с изображением местности, поросшей травой.

- Как вы думаете, что это? (Это луг)

- Чем луг отличается от леса? (Ответы детей)

- В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества.

- С каким сообществом мы сегодня познакомимся? (С лугом)

- Тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» Слайд 2.

7. Работа над новой темой.

А) Что такое «Луг»?

- Луга - обширные территории с травянистой растительностью. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

- На лугу может быть также интересно, как и в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть.

Б) Растения луга.

- Давайте обратимся к учебнику стр. 183. Назовите растения, которые растут на лугу? (Дети перечисляют, пользуясь учебником)

- Что объединяет все эти растения? (Это травы.)

- Как вы считаете, какие условия им необходимы для жизни. (Им надо много света, тепла, влаги)

- Большинство растений имеют яркие цветы.

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Слайд 3.

(На экране изображены цветущие растения луга)

- Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Тысячелистник используется как лекарственное растение. Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. Одуванчик, клевер, колокольчики, растут не только на лугах, но и на пустырях и у обочин дороги.

- А у некоторых растений луга цветки неяркие. Назовите их. (Дети называют: мятлик, лисохвост, тимофеевка). Слайд 4.

- Эти растения являются кормовыми – кормовое растение, т.е. их используют в качестве корма для домашних травоядных животных.

- На лугу растут и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. Слайд 5.

В) Животные луга.

- Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.)

- Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись голосов животных луга.) Слайд 6.

- Что вы услышали? (Ответы детей.)

- Богат луг разнообразием животных.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.184,185. Каких насекомых можно встретить на лугу? (Ос, бабочек, кузнечиков, жуков навозников и могильщиков). Слайд 7.

- Чем кормятся насекомые? (Соком растений, нектаром)

- Есть среди насекомых хищники – стрекоза. Она ест комаров и мошек, есть всеядные насекомые - муравьи.

- На лугу можно встретить очень интересных насекомых - насекомых - санитаров: жук – навозник и жук – могильщик. (Прочитать текст из учебника стр. 186) Слайд 8

- Назовите птиц, обитающих на лугу. (Здесь встречаются перепела, коростели, трясогузки) Слайд 9.

- Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Трясогузка очень стройная птичка. Ее легко узнать. Она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название. Луговой чекан в отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми.

- Что является их основной пищей? (насекомые)

- Действительно, насекомые - основная пища и для луговых птиц.

- На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они тоже питаются насекомыми. Слайд 10.

- Много на лугах мышей и кротов. Слайд 11. Как вы думаете, почему? (Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав)

- Кто охотится на мелких животных? (Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки )

- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу.

-Как они связаны между собой? (Пчелы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.)

Г) Моделирование пищевых цепей.

- Составьте цепь питания, которая складывается на лугу.

(Дети выходят к доске и составляют цепи питания)

- Как связаны между собой клевер, крот, червь?

( Клевер — червь— крот)

- Как связаны между собой ящерица, кузнечик, одуванчик?

(одуванчик — кузнечик — ящерица)

- Как связаны колокольчик гусеница бабочки, трясогузка?

(колокольчик — гусеница бабочки — трясогузка)

Вывод: - На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.

Д) Луга и человек.

- Луга украшают родной край. Пойдите по лугу в тёплый солнечный день, полюбуйся чудесными цветами, послушай гудение шмелей, пчёл и вы поймёте, как важно охранять жизнь всех обитателей луга, оберегать его красоту.

- Что же может произойти, если в жизнь луга вмешается человек? (Работа с текстом стр. 187 – 188, Дети читают по абзацам) Слайд 12.

1 абзац

- Как нельзя вести себя на лугу? (Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, уничтожать гусениц, вытаптывать траву)

2 абзац

- Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву? (Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы).

3 абзац

- Почему необходимо бережно относиться к живущим на лугу ящерицам, жабам, птицам?

- Луг - стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

4 абзац

- Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах? (Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться)

- Какую работу проводят работники сельского хозяйства, чтобы растения не исчезли? (Подсеивают полезные травы – клевер, донник, люцерну)

Вывод: - Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.

8. Природа КБР. Слайд 13.

- Значение лугов очень велико. Их использует человек для заготовки сена.

Луг нельзя представить без цветущих растений.

- Наша республика тоже славится своими лугами. Наверное, нет ничего прекраснее цветущих альпийских лугов. Здесь можно встретить занесённые в Красную книгу Кабардино-Балкарии. Слайд 14. Ранней весной зацветает мерендера. Красивы луга в пору цветения синей горечавки, синей и жёлтой виолы.

9. Работа с тестом. Самостоятельно.

А) Продолжить предложение «Луг – это…………»

  • обширные территории с травянистой растительностью

  • один из основных типов растительности, господствующий ярус которого

  • образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами

Б) Какие растения растут на лугу?

  • деревья

  • травы

  • кустарники

В) Какое из перечисленных растений можно встретить на лугу?

  • сосна

  • клевер

  • берёза

Г) Почему крупные животные не живут на лугу?

  • для них здесь нет пищи

  • им негде спрятаться

  • им мешают насекомые

Д) Какая птица является луговой?

  • дятел

  • иволга

  • перепел

Е) Какое животное живёт на лугу?

  • белка

  • полёвка

  • кабан

После самостоятельной работы проводится проверка. Слайд 15-20.

10. Итог урока.

- С жизнью какого природного сообщества вы познакомились?

- Какие растения растут на лугу?

- Завершить урок мне бы хотелось строками их стихотворения

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте. (И. Старшинов)

11. Домашнее задание. Слайд 21.

Подготовить природоохранные значки о правилах поведении на лугу.



















Список используемой литературы

  1. Керженцева А.В., Балова Л.Ф. Национально-региональный компонент в начальной школе. - Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции, 2003.

  2. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба»: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2007.

  4. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2006.

  5. Творческая мастерская. Уроки учителей начальных классов Кабардино-Балкарской республики.- Нальчик, 2007.