Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор Моро М. И., в соответствии с концепцией «Школа России».
Этапы урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
1.Организационный момент Мотивация | Учитель приветствует детей. - Скажите, вы любите разгадывать тайны? - Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок | Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. |
2.Актуализация знаний Проблемная ситуация | - Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны) а) Найдите «лишнее» в каждом столбике: Слайд №3 1. Длина 1. Км 2. Вкус 2. См 3. Площадь 3. Кг 4. Масса 4. Дм 5. Время 5. Мм Слайд№4 б) Преобразуй: Сравни: 2 км 400 м = …м 8 т …80 кг 2 ч 30 мин = …мин 200г….5кг Слайд №5 в) Помоги Винни Пуху удачно приземлиться. 125 см -105 см = 125 см + 105 см = 325 м – 273 см = ? 458 м + 571 дм = ? -Почему остановились? Какая проблема возникла? | Фронтальная работа учащихся. Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы. Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами Ученики не сталкивались с таким заданием Высказывают свои предположения | Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний. Проблемный метод |
3. Постановка цели. Планирование работы | - Сформулируйте тему урока.Слайд№6 - Откройте учебник на стр. 67, прочитайте тему урока. - Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке? Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока! - На какие вопросы могли бы получить ответы? - Где можете найти информацию? - Чтобы достичь цели нам надо пройти 3 этапа. Какие? Лестница знаний: 1.«узнаю» 2. «тренируюсь» 3.«оцениваю» | Читают: «Сложение и вычитание величин» Предлагают разные версии. Формируют общую цель: Овладение умением складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам: 1. Какие величины можно складывать и вычитать? 2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами? Выстраивают лестницу знаний: «узнаю» «тренируюсь» «оцениваю» | Тема урока «Сложение и вычитание величин» |
4. Реализация плана Открытие новых знаний | - Какую работу выполним на первом этапе? УЗНАЮ: Вопрос 1. «Какие величины можно складывать?» На этот вопрос вы можете ответить сами, вернувшись к заданию устного счёта. Слайд №7 125 см -105 см = 125 см + 105 см = - Как выполнили действия? Почему? - Сформулируйте ответ на свой вопрос. - Верно. Такие величины называются однородными. - Сделайте вывод. Вопрос 2. «Как складывать величины, выраженные разными единицами» - Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока. Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. 325 м – 273 см = ? - Предположите, как будем вычитать? - Какой вывод можем сделать после проведенной работы? - На все вопросы ответили? | Ответы детей… Ученики рассуждают о том, как им удалось выполнить известные задания устного счёта. -Единицы измерения принадлежат одной и той же величине. - Складывать и вычитать можно одинаковые величины. Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице 325 м = 32500см. А теперь можно попробовать вычесть столбиком, как обычные многозначные числа Выполняют действия. Формулируют вывод. Составляют памятку. У доски работают учащиеся по желанию - Приведём величины к одной единице измерения. 325 м = ? см 32500 см. - Вычитаю столбиком, как обычные многозначные числа. 32500 - 273= 32227 см (письменно) - Выразим в удобных единицах измерения. 32227 см = 322 м 27 см Вывод: сначала надо привести величины к одной единице, выполнить действие, как обычные многозначные числа. 458 м + 571 дм (ученик решает у доски, остальные в тетради) 458 м=4580 дм 4 580 дм+571 дм =5 151 дм = 515 м 1 дм | Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения Фронтальная работа |
5. Физкультминутка | - Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть. Раз подняться ,потянуться, Два – согнуться ,разогнуться,-Головою три кивка и руками три хлопка. На 4 –руки шире, 5 –руками помахать. 6-за парту тихо сесть. | Один ученик у доски показывает упражнения, а весь класс повторяет за ним. | Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. |
6. Реализация плана Применение новых знаний | - Какими теперь будут наши действия? - опираемся на лестницу знаний. 2 этап «ТРЕНИРУЮСЬ» - Где можно найти задания для тренировки? - В учебнике. № 314 –с комментированием (У доски и в тетрадях) - А где мы можем использовать полученное знание? (При решении задач). Давайте решим задачу про кино. - Решите задачу № 316, используя блок-схему, решение запишите в тетрадь. Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос. - На видеокассету, рассчитанную на 210 мин, записали два фильма: первый длится 1 ч 38 мин, второй – 1 ч 27 мин. Можно ли на эту кассету записать ещё один фильм, который длится 23 мин? (слайд №8 ) - Какие знания помогли решить задачу? | Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний) Учащиеся предлагают задания из учебника. Один учащийся выполняет задание на доске, остальные выполняют задание в тетради, используя памятку, составленную на уроке (висит на доске), затем проверяют правильность, выполнив соответствующую операцию данного задания. Ученик работает у доски, остальные на местах, используют блок-схему (приложение 1) | Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем Фронтальная работа Работа в тетради. |
7. Реализация плана. Оценивание. | - Переходим на следующий этап – «оцениваю». -Теперь пришло время оценить себя. Слайд №9 | Организуют взаимооценку, обосновывают оценку. | Взаимооценка |
8. Итог урока. Рефлексия. | Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли ли мы ее? Что показалось трудным? Что понравилось на уроке? Сейчас предлагаю оценить свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите кружок зеленого цвета. Если испытывали незначительное затруднение – круг желтого цвета. Если не довольны своей работой, то круг красного цвета. Оценивание своей работы. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
9. Домашнее задание | -Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 313, 317, 318. выберите только два, которые будут вам по силам -Спасибо за урок. | Записывают домашнее задание в дневник | Технология уровневой дифференциации |
1. Раздаточный материал.
Памятка 1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. 2. Привести величины к одной единице измерения. 3. Выполнить действия с соответствующими числами. 4. Перевести ответ в удобные единицы измерения |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка 1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. 2. Привести величины к одной единице измерения. 3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |