СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке на тему: "Опера Снегурочка. Н.А. Римский -Корсаков"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока: познакомить учеников с оперой "Снегурочка" и раскрыть ее художественный и музыкальный образ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке на тему: "Опера Снегурочка. Н.А. Римский -Корсаков"»

Тема урока: Опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Класс 3

Цель урока:

  • познакомить учеников с оперой «Снегурочка» и раскрыть ее художественный, музыкальный образ;

Задачи урока:

  • формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки;

  • развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

  • воспитание духовности, нравственности, интереса к музыке, литературе, театру, любви к искусству.


Оборудование: компьютер, проектор, синтезатор, музыкальная колонка, карточки настроений, чек-листы урока, наглядный материал.

Ход урока.


  1. Мотивация к деятельности.

Музыкальное приветствие.

У: Ребята, давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли сегодня на урок музыки. Перед вами карточки настроений Мажор и Минор (красная и синяя). Поднимите карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению. Дети поднимают сигнальные карточки.

У: Хорошо! Я вижу не у всех отличное настроение, и сегодня на уроке мы непременно его поднимем!

Звучит видеофрагмент к началу сказки.

У: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Д: о сказке.

У: совершенно верно! Но сказка не простая, а музыкальная! А кто же будет главным героем музыкальной сказки? На этот вопрос вам поможет ответить музыка. Послушайте внимательно песню и догадайтесь, какой же сказочный герой к нам пришел сегодня на урок. (Учитель, надев костюм Снегурочки, исполняет песню.)

Д: этот сказочный персонаж - Снегурочка.

У: Верно, ребята! Снегурочка пришла к нам на урок с необычными подарками. ( В руках корзиночка с кристалликами, внутри которых пожелания для детей)

У: За каждый правильный ответ, я буду вручать вам кристалл. Посмотрим, кто же соберет их больше всех!

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

У: Ребята, ответьте на вопрос? Что получится, если соединить сказку, песню и спектакль?

Д: ответы детей. (Если дети не отвечают , учитель подводит их к правильному ответу)

У: Ребята, совершенно верно! Получится музыкальный спектакль – опера. Напомните мне, пожалуйста, что же такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют.

У: Конечно, теперь мы легко сможем определить тему нашего урока.

Д: Опера «Снегурочка»

У: Перед вами чек-лист, который в течение урока мы будем заполнять. Записываем тему урока.

На доске в ряд расположены задачи:

У: Ребята, а что мы должны узнать на нашем уроке?

Познакомиться: ( дети отвечают) с оперой Снегурочка, с музыкальной характеристикой персонажа.

Узнать: что такое либретто, ария, сопрано (на доске слова: либретто, ария, сопрано)

Разучить: песенный репертуар урока. (песню)

3. Совместное открытие знаний.

У: Ребята, вспомните сказку Островского «Снегурочка». О чем она?

Д: ответы детей.

У: Перед вами портрет великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, (на слайде) который очень любил писать музыкальные сказки. Его так и называют – композитор-сказочник. Николая Андреевича очень заинтересовал образ Снегурочки, и он написал оперу, взяв за основу одноименную сказку Александра Николаевича Островского.

У: ребята, а куда мы с вами должны пойти, чтобы увидеть и услышать оперу?

Д: В музыкальный театр.

У: Абсолютно верно! Итак, мы отправляемся с вами в музыкальный в театр. ( на слайде изображение театра)

У: (На фоне музыки) Работа в группах.

1 группа собирает текст из следующих предложений:

В глухих, дремучих лесах прячут Дед Мороз и Весна-Красна свою дочку Снегурочку

от Ярилы-солнца, оберегают ее.

Но хочется ей к людям, давно манят ее их прекрасные песни,

которые поет молодой пастушок Лель.

2 группа

И вот однажды попадает Снегурочка в царство берендеев,

в котором все не так, как она привыкла.

Вокруг леса, поля, луга, одетые в пушистые шапки.

3 группа

Люди в нарядных русских костюмах поют русские народные песни,

девушки водят хороводы, гулянья разворачиваются.

Вот и попала Снегурочка на одно из гуляний , и пригрело ее Ярило – Солнышко,

не смогла она спрятаться от его ярких лучей и растаяла.

У: ПРОЧИТАЙТЕ, ЧТО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ? – получают кристалл

У: Молодцы, ребята! Получилось у вас краткое содержание оперы.

У: Как вы думаете, как его называют в оперном искусстве? Подсказку вы найдете в чек-листе задание №1.

Д: ответы детей. Либретто.

У: Верно! Итак, поработаем в чек-листах. Перед вами задание №1: выбрать правильное определение либретто, соединив его стрелочкой. 1 мин.

У: Проверьте себя. Все ли справились с заданием? Молодцы, ребята! (вручаются кристаллы за работу)



У: Молодцы! Перед вами портрет Снегурочки Виктора Михайловича Васнецова. (на слайде) Какой образ нам рисует художник? Какие цветовые оттенки он использовал в этой картине?

Д: ответы детей. (светлый, мягкий , нежный)

У: Молодцы! А теперь обратимся к музыкальному образу Снегурочки.

У: Снегурочка персонаж сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Сейчас мы прослушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

У: Ребята, а что же такое ария? Ответ на этот вопрос вы найдете в своих чек-листах.

Д: Ария – это песня главного героя оперы в сопровождении оркестра.

У: итак, сейчас мы прослушаем арию Снегурочки , а вы во время слушания музыки поработаете в своих чек-листах и письменно ответите на вопросы задания №2. Для помощи с ответами обратитесь к музыкальному словарику (слова для справок) Приступайте.

Звучит ария Снегурочки. (до 5 мин)



Вопрос

Ответ

О чём поёт Снегурочка?

О том, чтобы её мечты исполнились

Какое настроение передано в музыке?

Радость, счастье, свет

Кокой знакомый тебе инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

Флейта

Созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова «Снегурочка»?

Да



Ответы детей. Вручение кристаллов.

У: Каким голосом поет Снегурочка? Высоким или низким? (высокий)

Д: высоким.

У: Верно! Как же в музыке называется высокий женский голос?

Д: сопрано.

У: Правильно, ребята! Обратимся вновь к чек-листу . Перед вами задание №3 : выбрать правильное определение сопрано, соединив его стрелочкой с верным ответом. 1 мин. (на слайде правильный ответ, либо на доске выполнить тоже самое?)

Вручаются кристаллы.

Физминутка «Антракт».

У: Ребята, а вы знаете, что такое антракт? На любом музыкальном спектакле между действиями и актами есть небольшой перерыв, который называется АНТРАКТ. (изображение на слайде)

У: А знаете ли вы правила поведения в театре? Я предлагаю их сейчас вспомнить. Если я говорю верное утверждение – вы хлопаете в ладоши. Если говорю неверное – топаете ногами.

1. Во время спектакля другим не мешай!

И громко с соседом своим не болтай! (хлопают)

2. По совету этикета, я в театре ем конфеты! (топают)

3. С места своего вставать

И ходить – не надо!

И не нужно здесь мешать

Тем, кто в зале рядом! (хлопают)

4. Если будут громко петь

И стрелять из пушки

То можно даже похрапеть!

Жаль, что нет подушки! (топают)

5. Воспитанным детям пора это знать:

Во время спектакля не нужно жевать! (хлопают)

6. Окончен спектакль-

НЕ СПЕШИМ УБЕГАТЬ!

Понравилось вам представленье?

Подарим всем аплодисменты! (хлопают)

У: Молодцы! Мы вернулись в зрительный зал, прошу занять свои места. Ребята, давайте вспомним наших героев оперы.

(по классу развешаны картинки героев пьесы.

Задание: найти героев оперы и распределить на сказочных и реальных персонажей).

Дети находят персонажей и распределяют их на доске.

Сказочные герои: Реальные персонажи:

Мороз Лель

Весна-Красна Купава

Снегурочка Берендей

Леший Подружки



У: Молодцы! Мечты Снегурочки исполнились. Она водила хороводы, слушала песни пастушка Леля, у неё появилось много подруг. Но тяжело было на сердце девушки. Ей чего-то не хватало. Как вы думаете, чего?

Д: любви.

У: Конечно, ребята, вы совершенно правы. Снегурочка хотела любить. Но не могла, потому что сердечко ее было покрыто льдом. Пожалела родное дитя мама Весна-Красна и подарила ей чудесный венок, который рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. На следующем уроке мы продолжим знакомство с героями оперы «Снегурочка».



5.Вокально-хоровая работа.

У: Ребята, а какое сейчас время года?

Д: зима!

У: Конечно! Зима- любимое время года Снегурочки! Сегодня я предлагаю вам выучить песню «Зимушка – зима». Показ (исполнение песни учителем, на слайде слова)

У: Итак, подготовимся к пению. Для начала сделаем дыхательную гимнастику. «Ладошки»

У: Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю. Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3-4 сек. Несколько раз повторить упражнение.

Разучивание и исполнение песни. 7 мин.

Подведение итога урока:

У: Итак, ребята, подведем итог урока. Выполните задание №4 в чек-листе. Перед вами вопрос и варианты ответов. Ваша задача – выбрать правильный и рядом поставить знак «V»

Задание№4 в чек-листе «Выберите правильный ответ».

На работу 1 минута.

Проверка.( на слайде правильные ответы) Кристаллы. Выставление оценок.

У: молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, были активны и любознательны! Посмотрим на сколько улучшилось ваше настроение за время урока. Поднимите ваши сигнальные карточки.

Оценивание:

У: Прекрасно! Настроение у всех замечательное! А теперь посчитайте, сколько кристаллов получил каждый из вас. Поднимите их, покажите друг другу. Здорово! У кого 1 кристалл и более - за работу на уроке получают «отлично»! Внутри каждого кристалла – пожелание для вас! Если вы будете стараться – оно непременно сбудется! (на выбор одно можно прочитать)

Домашнее задание: нарисовать любого героя из оперы.

6.Рефлексия.

У: Ребята, если вам было на уроке комфортно-интересно, все понятно – похлопайте, если остались вопросы – пожмите плечами. На счет раз, два, три…

У: Спасибо большое, эти аплодисменты для нас, мы отлично поработали!!!

Музыкальное окончание урока.