Тема урока: Опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков.
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Класс 3
Цель урока:
познакомить учеников с оперой «Снегурочка» и раскрыть ее художественный, музыкальный образ;
Задачи урока:
формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки;
развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
воспитание духовности, нравственности, интереса к музыке, литературе, театру, любви к искусству.
Оборудование: компьютер, проектор, синтезатор, музыкальная колонка, карточки настроений, чек-листы урока, наглядный материал.
Ход урока.
Мотивация к деятельности.
Музыкальное приветствие.
У: Ребята, давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли сегодня на урок музыки. Перед вами карточки настроений Мажор и Минор (красная и синяя). Поднимите карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению. Дети поднимают сигнальные карточки.
У: Хорошо! Я вижу не у всех отличное настроение, и сегодня на уроке мы непременно его поднимем!
Звучит видеофрагмент к началу сказки.
У: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Д: о сказке.
У: совершенно верно! Но сказка не простая, а музыкальная! А кто же будет главным героем музыкальной сказки? На этот вопрос вам поможет ответить музыка. Послушайте внимательно песню и догадайтесь, какой же сказочный герой к нам пришел сегодня на урок. (Учитель, надев костюм Снегурочки, исполняет песню.)
Д: этот сказочный персонаж - Снегурочка.
У: Верно, ребята! Снегурочка пришла к нам на урок с необычными подарками. ( В руках корзиночка с кристалликами, внутри которых пожелания для детей)
У: За каждый правильный ответ, я буду вручать вам кристалл. Посмотрим, кто же соберет их больше всех!
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
У: Ребята, ответьте на вопрос? Что получится, если соединить сказку, песню и спектакль?
Д: ответы детей. (Если дети не отвечают , учитель подводит их к правильному ответу)
У: Ребята, совершенно верно! Получится музыкальный спектакль – опера. Напомните мне, пожалуйста, что же такое опера?
Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют.
У: Конечно, теперь мы легко сможем определить тему нашего урока.
Д: Опера «Снегурочка»
У: Перед вами чек-лист, который в течение урока мы будем заполнять. Записываем тему урока.
На доске в ряд расположены задачи:
У: Ребята, а что мы должны узнать на нашем уроке?
Познакомиться: ( дети отвечают) с оперой Снегурочка, с музыкальной характеристикой персонажа.
Узнать: что такое либретто, ария, сопрано (на доске слова: либретто, ария, сопрано)
Разучить: песенный репертуар урока. (песню)
3. Совместное открытие знаний.
У: Ребята, вспомните сказку Островского «Снегурочка». О чем она?
Д: ответы детей.
У: Перед вами портрет великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, (на слайде) который очень любил писать музыкальные сказки. Его так и называют – композитор-сказочник. Николая Андреевича очень заинтересовал образ Снегурочки, и он написал оперу, взяв за основу одноименную сказку Александра Николаевича Островского.
У: ребята, а куда мы с вами должны пойти, чтобы увидеть и услышать оперу?
Д: В музыкальный театр.
У: Абсолютно верно! Итак, мы отправляемся с вами в музыкальный в театр. ( на слайде изображение театра)
У: (На фоне музыки) Работа в группах.
1 группа собирает текст из следующих предложений:
В глухих, дремучих лесах прячут Дед Мороз и Весна-Красна свою дочку Снегурочку
от Ярилы-солнца, оберегают ее.
Но хочется ей к людям, давно манят ее их прекрасные песни,
которые поет молодой пастушок Лель.
2 группа
И вот однажды попадает Снегурочка в царство берендеев,
в котором все не так, как она привыкла.
Вокруг леса, поля, луга, одетые в пушистые шапки.
3 группа
Люди в нарядных русских костюмах поют русские народные песни,
девушки водят хороводы, гулянья разворачиваются.
Вот и попала Снегурочка на одно из гуляний , и пригрело ее Ярило – Солнышко,
не смогла она спрятаться от его ярких лучей и растаяла.
У: ПРОЧИТАЙТЕ, ЧТО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ? – получают кристалл
У: Молодцы, ребята! Получилось у вас краткое содержание оперы.
У: Как вы думаете, как его называют в оперном искусстве? Подсказку вы найдете в чек-листе задание №1.
Д: ответы детей. Либретто.
У: Верно! Итак, поработаем в чек-листах. Перед вами задание №1: выбрать правильное определение либретто, соединив его стрелочкой. 1 мин.
У: Проверьте себя. Все ли справились с заданием? Молодцы, ребята! (вручаются кристаллы за работу)
У: Молодцы! Перед вами портрет Снегурочки Виктора Михайловича Васнецова. (на слайде) Какой образ нам рисует художник? Какие цветовые оттенки он использовал в этой картине?
Д: ответы детей. (светлый, мягкий , нежный)
У: Молодцы! А теперь обратимся к музыкальному образу Снегурочки.
У: Снегурочка персонаж сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Сейчас мы прослушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».
У: Ребята, а что же такое ария? Ответ на этот вопрос вы найдете в своих чек-листах.
Д: Ария – это песня главного героя оперы в сопровождении оркестра.
У: итак, сейчас мы прослушаем арию Снегурочки , а вы во время слушания музыки поработаете в своих чек-листах и письменно ответите на вопросы задания №2. Для помощи с ответами обратитесь к музыкальному словарику (слова для справок) Приступайте.
Звучит ария Снегурочки. (до 5 мин)
Вопрос | Ответ |
О чём поёт Снегурочка? | О том, чтобы её мечты исполнились |
Какое настроение передано в музыке? | Радость, счастье, свет |
Кокой знакомый тебе инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки? | Флейта |
Созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова «Снегурочка»? | Да |
Ответы детей. Вручение кристаллов.
У: Каким голосом поет Снегурочка? Высоким или низким? (высокий)
Д: высоким.
У: Верно! Как же в музыке называется высокий женский голос?
Д: сопрано.
У: Правильно, ребята! Обратимся вновь к чек-листу . Перед вами задание №3 : выбрать правильное определение сопрано, соединив его стрелочкой с верным ответом. 1 мин. (на слайде правильный ответ, либо на доске выполнить тоже самое?)
Вручаются кристаллы.
Физминутка «Антракт».
У: Ребята, а вы знаете, что такое антракт? На любом музыкальном спектакле между действиями и актами есть небольшой перерыв, который называется АНТРАКТ. (изображение на слайде)
У: А знаете ли вы правила поведения в театре? Я предлагаю их сейчас вспомнить. Если я говорю верное утверждение – вы хлопаете в ладоши. Если говорю неверное – топаете ногами.
1. Во время спектакля другим не мешай!
И громко с соседом своим не болтай! (хлопают)
2. По совету этикета, я в театре ем конфеты! (топают)
3. С места своего вставать
И ходить – не надо!
И не нужно здесь мешать
Тем, кто в зале рядом! (хлопают)
4. Если будут громко петь
И стрелять из пушки
То можно даже похрапеть!
Жаль, что нет подушки! (топают)
5. Воспитанным детям пора это знать:
Во время спектакля не нужно жевать! (хлопают)
6. Окончен спектакль-
НЕ СПЕШИМ УБЕГАТЬ!
Понравилось вам представленье?
Подарим всем аплодисменты! (хлопают)
У: Молодцы! Мы вернулись в зрительный зал, прошу занять свои места. Ребята, давайте вспомним наших героев оперы.
(по классу развешаны картинки героев пьесы.
Задание: найти героев оперы и распределить на сказочных и реальных персонажей).
Дети находят персонажей и распределяют их на доске.
Сказочные герои: Реальные персонажи:
Мороз Лель
Весна-Красна Купава
Снегурочка Берендей
Леший Подружки
У: Молодцы! Мечты Снегурочки исполнились. Она водила хороводы, слушала песни пастушка Леля, у неё появилось много подруг. Но тяжело было на сердце девушки. Ей чего-то не хватало. Как вы думаете, чего?
Д: любви.
У: Конечно, ребята, вы совершенно правы. Снегурочка хотела любить. Но не могла, потому что сердечко ее было покрыто льдом. Пожалела родное дитя мама Весна-Красна и подарила ей чудесный венок, который рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. На следующем уроке мы продолжим знакомство с героями оперы «Снегурочка».
5.Вокально-хоровая работа.
У: Ребята, а какое сейчас время года?
Д: зима!
У: Конечно! Зима- любимое время года Снегурочки! Сегодня я предлагаю вам выучить песню «Зимушка – зима». Показ (исполнение песни учителем, на слайде слова)
У: Итак, подготовимся к пению. Для начала сделаем дыхательную гимнастику. «Ладошки»
У: Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю. Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3-4 сек. Несколько раз повторить упражнение.
Разучивание и исполнение песни. 7 мин.
Подведение итога урока:
У: Итак, ребята, подведем итог урока. Выполните задание №4 в чек-листе. Перед вами вопрос и варианты ответов. Ваша задача – выбрать правильный и рядом поставить знак «V»
Задание№4 в чек-листе «Выберите правильный ответ».
На работу 1 минута.
Проверка.( на слайде правильные ответы) Кристаллы. Выставление оценок.
У: молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, были активны и любознательны! Посмотрим на сколько улучшилось ваше настроение за время урока. Поднимите ваши сигнальные карточки.
Оценивание:
У: Прекрасно! Настроение у всех замечательное! А теперь посчитайте, сколько кристаллов получил каждый из вас. Поднимите их, покажите друг другу. Здорово! У кого 1 кристалл и более - за работу на уроке получают «отлично»! Внутри каждого кристалла – пожелание для вас! Если вы будете стараться – оно непременно сбудется! (на выбор одно можно прочитать)
Домашнее задание: нарисовать любого героя из оперы.
6.Рефлексия.
У: Ребята, если вам было на уроке комфортно-интересно, все понятно – похлопайте, если остались вопросы – пожмите плечами. На счет раз, два, три…
У: Спасибо большое, эти аплодисменты для нас, мы отлично поработали!!!
Музыкальное окончание урока.