СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторение по теме "Фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке использованы интересные  практические задания, направленные на закрепление темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторение по теме "Фразеология"»

Урок русского языка.

Класс: 6

Продолжительность урока: 45 мин.

Тема урока: «В стране фразеологии»

Номер урока: 2 урок

Тип урока: обобщение пройденного материала

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • закрепление понятия о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Научить:

  • подбирать фразеологические синонимы и антонимы

  • исправлять неточности во фразеологизмах

  • подбирать фразеологизмы по определенной теме

  • Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

Развивающие:

  • углубление знания об особенности функционирования в речи.

  • развитие мышления

Воспитывающие:

  • воспитание чувства взаимопомощи

  • воспитание дисциплины на уроке.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная

Учебное пособие: Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

Ожидаемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их речь в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения новых знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

План урока:

1. Организационный момент

2. Целеполагание

3. Знакомство с темой урока

4. Первичное закрепление темы

5. Работа с текстом

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Ход урока.

    1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Приветствие учащихся. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашем языке

От вас потребуется смекалка, находчивость, вы сможете проявить свои способности.

Как часто можно услышать от взрослых людей такие слова «как с гуся вода», «два сапога пара», «он опять валяет дурака, считает ворон». Мы прекрасно понимаем, о чем идет речь. Помочь разобраться в удивительных выражениях нам поможет тема сегодняшнего урока.

Какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим сегодня для себя на уроке? (Понять, что такое фразеологизмы, закрепить это понятие, узнать, где можно найти значение фразеологизмом, чтобы мы могли грамотно использовать эти сочетания в своей речи).


Учитель. Фразеологизмы называют языковыми самородками. Как вы думаете, почему?


 А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»?

Фразеология - от греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение.


- Что изучает фразеология? (Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания слов, цельные по своему значению).

  • Что называется фразеологизмом? (Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению).

  • Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов? (Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член).

  • Какие фразеологизмы вы уже знаете?

2.Целеполагание. Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Учитель.

- Какие словосочетания вам показались интересными? Что они обозначают?

(Объясните некоторые из них)


- Какую задачу мы должны решить на уроке?( Понять, что такое фразеологизмы, закрепить это понятие, узнать, где можно найти значение фразеологизмом, чтобы мы могли грамотно использовать эти сочетания в своей речи, пополнить словарный запас ).

3. Знакомство с темой урока

Отгадайте, о чем идет речь?

  • Его вешают, когда приходят в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь в не своё дело.

  • Не цветы, а вынут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

  • Он в голове у несерьёзного человека; его предлагают искать в поле; на него бросают деньги и слова.

  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело, а потом расхлёбывают, распутывая его; её просит рваная обувь.

  • Её толкут в ступе; носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; в неё прячут концы нечестные люди, из неё иногда выходят сухими.

  • За него тянут, когда не хотят говорить правду; у некоторых он хорошо подвешен, он может быть без костей, а также хорошо подвешен.

4. Первичное закрепление темы урока.

«Соберите фразеологизм».
Два сапога (не подточит)
Проще пареной (горы)
Не в бровь (пара)
Обвести вокруг (репы)
Крокодиловы (пальца)
Сулить золотые (слезы)
Комар носа (а в глаз)


Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши-

Водить за нос-

Зарубить на носу-

С гулькин нос-

Куры не клюют-

Как кошка с собакой-

Слова для справок: полная чаша, лодыря гонять, душа в душу, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.


5. Работа с текстом. Выпишите фразеологизмы.


Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.


6. Подведение итогов.

Наш урок подошёл к концу, перед нами прошёл настоящий калейдоскоп фразеологизмов. Теперь осталось только впустить их в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает её более насыщенной, образной, красивой. Удачи вам в этом процессе.


7. Рефлексия.

- Понравилось вам изучать фразеологизмы?

- Продолжите вы их изучение?


8. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение с любым из фразеологизмов.