Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"»
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП.
Цели урока:
- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
- совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
Запишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений и укажите их вид
- Мы гуляли а мама в это время была на работе.
- Папа вышел на пробежку и мы встретились.
- Я пошла на кухню чтобы сделать маме чай.
- Если бы на улице не было дождя то мы бы пошли гулять.
сложное бессоюзное
БСП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных _______________________________ __________________________.
нескольких независящих друг от друга
по смыслу и интонацией
знаками препинания: запятой, точкой
с запятой, двоеточием или тире
[ ] : [ ], [ ]. БСП
Взаимосвязь интонации и смысловых отношений между частями БСП
запятая
точка с запятой
двоеточие
тире
Запятая между частями БСП:
- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий; тесно связаны между собой по смыслу; обычно кратки; произносятся тоном перечисления; между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий; тесно связаны между собой по смыслу; обычно кратки; произносятся тоном перечисления; между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий; тесно связаны между собой по смыслу; обычно кратки; произносятся тоном перечисления; между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий; тесно связаны между собой по смыслу; обычно кратки; произносятся тоном перечисления; между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
- тесно связаны между собой по смыслу;
- обычно кратки;
- произносятся тоном перечисления;
- между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет .
[ ], [ ], [ ]. БСП
Точка с запятой между частями БСП:
- части БСП менее связаны по смыслу; более распространены; содержат собственные знаки; к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
- части БСП менее связаны по смыслу; более распространены; содержат собственные знаки; к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
- части БСП менее связаны по смыслу; более распространены; содержат собственные знаки; к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
- части БСП менее связаны по смыслу; более распространены; содержат собственные знаки; к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
- части БСП менее связаны по смыслу;
- более распространены;
- содержат собственные знаки;
- к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
Сел да поехал; ах, хорошо!
[ да ]; [межд.,]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься .
[ да ], [ ]. БСП
Двоеточие между частями БСП:
(= потому что; так как)
Богатому не спится: богатый вора боится.
(= а именно; то есть )
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(= что; и увидел, что…; и понял, что... )
Пора понять: ты за себя в ответе.
Тире между частями БСП:
( противопоставление)
1. [ ] – [ ]. БСП Труд человека кормит – лень портит.
(= а, но )
2. [ Время, условие ] – [ ]. БСП
(= если…; когда… ) Любишь кататься – люби и саночки возить.
3 . [ ] – [вывод, следствие]. БСП
(= так что; поэтому ) Раз солгал – на век лгуном стал.
(быстрая смена событий)
4. [ ] – [ ]! БСП Я за свечку – свечка в печку!
(= словно; как; будто; точно; что )
По улице идёт – лебёдушка плывёт.
Запишите, объясняя постановку знаков препинания и составляя схемы
- А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден.
- Жилин видит: дело плохо.
- Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
- Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор.
- Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали.
- Одно было несомненно: назад он не вернется.