СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме Частица как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе по теме Частица как часть речи. На примерах сказок А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме Частица как часть речи.»

Урок № 134

Тема: "Частица как часть речи

Цели: дать детям понятие о частице как части речи, показать возможности частиц, “показать, что при помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чём-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания” (Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык); учиться находить частицы в тексте на примере сказок А. С. Пушкина; развивать навыки логического мышления, выразительное чтение; воспитывать интерес к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина, любовь к русскому слову.

Задачи урока:

Образовательные:

показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи;

развивать умения работать с тестами;

практически применять изученный материал.

Развивающие:

развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;

развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;

формировать умение отличать частицу от других частей речи.

Воспитательные:

развить познавательный интерес, воспитать информационную культуру;

воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи;

сформировать умение пользоваться полученными знаниями на письме.

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Форма урока – урок-практикум с заданиями проблемного характера и первоначальным контролем полученных знаний.

Оборудование урока:

УМК Русский язык: учебник для 7 класс общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2014

доска; компьютер (мультимедийная презентация), проектор, экран.

“сказки А.С. Пушкина, морфологический разбор частиц, таблица “Разряды частиц” (у каждого учащегося) на партах, карточки с текстами

Методическое обоснование: материал урока даёт возможность понять частицу как служебную часть речи, освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам, а также изучить порядок морфологического разбора частиц.


Ход урока

Учитель

Ученик

I. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста! Сегодня у нас очень необычный урок. Нас ждет увлекательнейшее путешествие в мир сказки.

Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем?


Слайд №2


Морфология

Давайте вспомним, что она изучает?

Части речи (на доске записываем часть речи)

Слайд №3

Какие части речи бывают?

Самостоятельные и служебные

Слайд №4

Какие самостоятельные части речи вы знаете? Перечислите.

Существительное, прилагательное, глагол

Слайд №5

Какие служебные части речи вы уже знаете?

Предлог, союз

Слайд №6

Что такое предлог?

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные

Что такое союз?

Союз– это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку.



1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.


Причастие

Слайд №7

2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?


Прилагательное

Слайд №8

3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.


Союз

Слайд №9

4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Числительное

Слайд №10

5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?

Наречие

Слайд №11

6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Глагол

Слайд №12

Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться?

Частица

Слайд №13

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?





п

р

и

Ч

а

с

т

и

е






п

р

и

л

а

г

А

т

е

л

ь

н

о

е










С

о

ю

з









ч

и

с

л

и

Т

е

л

ь

н

о

е






н

а

р

е

ч

И

е
















Ц















г

л

А

г

о

л








Частица как часть речи

Слайд №14

Правильно. Сегодня на уроке, как вы уже догадались, мы будем изучать частицы.

Записываем в тетрадях число

Классная работа

Тему урока



Первое апреля

Классная работа

Частица как часть речи

Какие служебные части речи мы с вами изучали?

Предлог, союз

Что такое предлог? Союз?

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные

Союз– это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Чем предлог отличается от союза?

Союзы связывают однородные члены предложения, предложения в тексте.

А чем частица отличается от предлога и союза?


Частица не связывает слова в предложении

Итак, цель урока: Слайд№15


Познакомиться с частицей как служебной частью речи;


Учиться находить частицы в отрывках из стихов, сказках А.С. Пушкина;


Знать разряды частиц.


Познакомиться с частицей как служебной частью речи;


Учиться находить частицы в отрывках из стихов, сказках А.С. Пушкина;


Знать разряды частиц.


Слайд №16


Люблю я Пушкина творенье.

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!



(Краткая биографическая справка)


Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.


Любовь к родному языку А.С.Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.


В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.

Лучшими друзьями Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.

Слайд №17

III. Изучение нового материла

В своем стихотворении которое называется «19 октября» А.Пушкин писал:


Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину “Пушкин на лицейском акте”, именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин.


Слайд №17

Пишем строчки из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября”.

Найдите в них служебные части речи. Выделите их в квадрат.


Давайте проверим

Слайд №18

(Проверка: бы (б), ни, всё, же)


- К какой служебной части речи вы их отнесете?


К частицам

Слайд №19


- Итак, вы немного пополнили свои знания об А.С. Пушкине. А сейчас мы отправляемся в мир сказок великого поэта!




С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина так: “Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово...”.

Слайд №20

Задание:

Спишите высказывание С.Я.Маршака, объясните знаки препинания в нём. Найдите все служебные части речи.

(Деепричастный оборот, однородные члены предложения, прямая речь, слова автора стоят перед прямой речью).

Слайд №21

(Проверка: предлоги: о, с. Союзы: и)

“Что за прелесть эти сказки!..”, - писал А.С.Пушкин.


Слайд №22

Запишите слова А.С.Пушкина.

Какое это предложение по интонации?

Восклицательное

Назовите слова, которые усиливают восклицание.

Что за

Как вы думаете, какая это часть речи, служебная или самостоятельная?

Служебная

Почему?

К ней нельзя задать вопрос, её можно убрать, не имеет лексического значения

Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,

“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,

“Сказка о рыбаке и рыбке”,

“Сказка о золотом

петушке”

Перед вами распечатанные отрывки сказок поэта


Перед вами отрывок из сказки А.С.Пушкина, из какой он сказки?


“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

Слайд №23

“Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

“Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”


Найдите в данной строфе частицу, которая усиливает (выражает) вопрос? Кто догадался?

Частица “ль”

Назовите все частицы, которые мы нашли в произведениях А.С. Пушкина?

Частицы: бы, (б), ль, же

Ребята, назовите все частицы, которые мы с вами записали.

бы (б), ни, всё, же, ль, что за

Хотя все они служебные слова, но у них у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.


Слайд №25

БЫ – мечтает.

ЛИ – сомневается (и спрашивает).

ЖЕ – утверждает.


И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать.

Попробуйте ни о чём не мечтать.

Сможете прожить?

Не сможете!


Итак, что же такое частица?

Давайте откроем учебник на странице 164, параграф 66.


Самостоятельное чтение материала учебника на странице 164, параграф 66.

Слайд №26

(у учащихся на партах План морфологического разбора частиц)

1. Частица – это служебная часть речи, которая


1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия;


2) вносит различные оттенки в предложение.


3) не изменяется; не является членом предложения.



Найдите разряды частиц: параграфы 67,68,71


Сколько вы насчитали разрядов?

У нас получилось их очень много – целое “море частиц” Слайд №27

У вас у каждого есть таблица разрядов частиц. Рассмотрите её.

Слайд №28

IV. Закрепление нового материла


Слайд №29

Продолжаем наше путешествие в сказочный мир...


А сейчас прочитайте выразительно два отрывка из сказки. Из какой это сказки?


Слайд №29

“Сказка о золотом петушке” Найдите все частицы.

1)


...Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга, глядь, —

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, — лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда (даже) плакал царь Дадон,

Инда (даже) забывал и сон.


Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,


Звездочету и скопцу.

Шлет за ним гонца с поклоном.


Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка...


2)


...Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

“Что за чудо?” — мыслит он.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатёр...

Работа по вариантам.

1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст.

1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст.


Выпишите все частицы

Найдите частицы, которые передают отрицание, выражают вопрос, восклицание, указывают на что-либо, усиливают действие. Запишите их в тетрадь, распределяя по разрядам. (Вызывается по одному учащемуся с 1 и со 2 варианта к доске. Работа за закрытой доской).

Слайд №30

Проверка:


1 в

2 в

Отрицательная

не

не

Восклицательная

что и

что за

Усилительная

инда (даже), и

уж

Указательная

вот

вот


V. Самостоятельная работа. Слайд № 13

Из какой сказки отрывок?




Слайд №31

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

Молодцы! Выразительно прочитайте его. Найдите все частицы, определите разряд


“Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?” Зеркальце в ответ:

“А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее”.

Делать нечего...


Слайд №32 Проверка:

Вопросительные : как, ли;

Усилительные:-то, и, ж (же), вишь, всё ж;

Выделительные: лишь; Отрицательные: не



Доказательство (как отличить частицу от других частей речи):


Слайд №33

1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.


2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.


3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.


4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.



VI. Итог урока

1. Что такое частица?


2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте?


а) для образования наклонений глагола;


б) для внесения в предложение утверждения или отрицания;


в) для передачи различных смысловых оттенков.


3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?


4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?


5. На какие группы делятся частицы?


Слайд №34 (Выводы)

VII. Домашнее задание

Вариант 1

1. параграф 66

2. Упражнение 403

Вариант 2

1. параграф 66

2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (со слов ““...Чёрт ли сладит с бабой гневной... до слов ...И оставили одну, отходящую ко сну...” запишите строки с частицами.

Слайд №35

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днём одним

С ним и любите, и мечтайте.

И размышляйте вместе с ним.

И светлой дружбой дорожите

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин, пламенно живите,-

Жить нам без Пушкина нельзя.


Слайд №36


VIII. Рефлексия

“Сегодня на уроке я узнал...”

“Сегодня на уроке я научился...”

“Сегодня на уроке мне было сложно...”

“Сегодня на уроке мне было легко...”

“Сегодня на уроке мне понравилось...”


Слайд №37


- Спасибо за работу.


- До свидания, ребята!


Слайд 38


Список используемой литературы.

Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2014

Журнал Русский язык в школе №2, 1995

Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Материалы сайта http://www.licey.net/russian/phonetics/3_10_3