СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – игра (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)по теме "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Имя существительное"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Рыбакова Надежда Викторовна

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Имя существительное»

Тип урока: урок – игра (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты:

Предметные: наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картинки: следы, Красная шапочка, карточки со словами для групповой работы, учебник «Русский язык» С.В. Иванов, 3 класс, ч. 1, смайлики.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

  1. Самоопределение к деятельности


Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться

Ведь заданья не легки.

Нам друзья нельзя лениться

Так как мы ученики.

СЛАЙД № 1


Тихо все сели.

-Послушайте загадку: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

 О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? 

-Прочитайте эпиграф урока: 
«Имя существительное – хлеб языка».  Лев Васильевич Успенский русский писатель, филолог.

О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 60 имён существительных)


-








Что хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба.)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Цель: Актуализировать представление об имени существительном

Прочитайте эпиграф урока: 
«Имя существительное – хлеб языка».  Лев Васильевич Успенский русский писатель, филолог.

(Что хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба.)

О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 60 имён существительных)


-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? ( Выясним, что понимают под словом предмет, и выделим группы им.сущ.)

СЛАЙД №2,3



Откройте учебник .

У. Стр. 154 прочитаем

.































Откройте тетради , запишите число, классная работа, образец букву. Какой звук обозначает?

Какие качества необходимы для успешной работы?

1) уметь слушать и слышать;

2) быть внимательными



Предметные:

называть предметы и их действия;

знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

  1. Постановка проблемы


Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока.


II.Целепологание.  -Итак, поступило срочное сообщение: потерялись группы слов. Что будем делать? (Искать)

- С чего начнём поиск? Со

сбора информации. Идём по следам .

Раньше мы с вами немного говорили на уроках об имени существительном.

Что такое имя существительное? Что это за часть речи? ( слайды )

Вывод : им.сущ- часть речи, отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет.


СЛАЙД №4,5,6








1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Предметные: определять части слова; находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

  1. Проектирование и фиксация нового знания

Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков

Упр. №1 стр. 155 .



Словарная работа

О ком идёт речь? Она пирожки несла в корзинке, мчалась к больной бабушке по тропинке.

( Красная шапочка)


Девочка.

Составьте предложение.

На слайде картинки: учительница, богатырь, папа, девочка.

СЛАЙД №7

 Кто изображен? Как назвать одним словом? (Люди) – на доске табличка.

Нужно разделить слова на два столбика:

1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?

2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Комментируем свой выбор.


– Какой вопрос зададим к этим словам?

А к каким словам мы задаём вопрос Что?

( слова, которые называют неживые предметы) СЛАЙД №8

Упр. №2 с.155


Вывод : живые ( одушевлённые предметы) отвечают на вопросы кто? , неодушевлённые на вопрос что? СЛАЙД № 9


Групповая работа. Распределите карточки на группы. Вывод…

Работа в парах… Упр. №4 стр. 156


Скворец, жираф, акула. Клён, гвоздика, папоротник. Метель, гроза, туман. Иркутск , Москва,Усолье – Сибирское.

Вывод: таблички .



















1.Слушать друг друга

2.уметь уступать

3.Уметь договариваться

4.Распределять роли в группе


Дети вспоминают правило



Затем дети формируют группы, выбирают лидера.



Дети работают


Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить

Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.

Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка

Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?

Обозначают предмет

Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Физминутка

Физминутка

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.


Дети выполняют подвижную физминутку.


  1. Первичное закрепление нового материала

Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

Работа в парах над рубрикой

«Давай подумаем»

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?

Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения?


Теперь применим полученные знания и выполним упражнение№2


Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.


Нужно разделить слова на два столбика:

1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?

2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Комментируем свой выбор.




- Какие слова составили?








СЛАЙД №10

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.



Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.




Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия











Дети работают в группах.


Один представитель из группы читает


Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Самостоятельная работа с проверкой .

Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой

Групповая работа

Работа в парах

составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила)

Ответы детей.

Метапредметные (УУД)

регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оцените свою работу.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Самооценка деятельности

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…


( цветные смайлики)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

  1. Подведение итога урока

Цель: подвести итог работы на уроке.

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

СЛАЙД №11

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.


Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Домашнее задание

Комментируется дом. задание.

Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что?


познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других.



12