Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения |
Самоопределение к деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Прозвенел уже звонок И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться Ведь заданья не легки. Нам друзья нельзя лениться Так как мы ученики. СЛАЙД № 1 Тихо все сели. -Послушайте загадку: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
-Прочитайте эпиграф урока: «Имя существительное – хлеб языка». Лев Васильевич Успенский русский писатель, филолог. О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 60 имён существительных) | - Что хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба.) | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: Актуализировать представление об имени существительном | Прочитайте эпиграф урока: «Имя существительное – хлеб языка». Лев Васильевич Успенский русский писатель, филолог. (Что хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба.) О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 60 имён существительных) -Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? ( Выясним, что понимают под словом предмет, и выделим группы им.сущ.) СЛАЙД №2,3 Откройте учебник . У. Стр. 154 прочитаем . | Откройте тетради , запишите число, классная работа, образец букву. Какой звук обозначает? Какие качества необходимы для успешной работы? 1) уметь слушать и слышать; 2) быть внимательными | Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. |
Постановка проблемы Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока. | II.Целепологание. -Итак, поступило срочное сообщение: потерялись группы слов. Что будем делать? (Искать) - С чего начнём поиск? Со сбора информации. Идём по следам . Раньше мы с вами немного говорили на уроках об имени существительном. Что такое имя существительное? Что это за часть речи? ( слайды ) Вывод : им.сущ- часть речи, отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет. СЛАЙД №4,5,6 | 1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. | Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
Проектирование и фиксация нового знания Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков | Упр. №1 стр. 155 . Словарная работа О ком идёт речь? Она пирожки несла в корзинке, мчалась к больной бабушке по тропинке. ( Красная шапочка) Девочка. Составьте предложение. На слайде картинки: учительница, богатырь, папа, девочка. СЛАЙД №7 Кто изображен? Как назвать одним словом? (Люди) – на доске табличка. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор. – Какой вопрос зададим к этим словам? А к каким словам мы задаём вопрос Что? ( слова, которые называют неживые предметы) СЛАЙД №8 Упр. №2 с.155 Вывод : живые ( одушевлённые предметы) отвечают на вопросы кто? , неодушевлённые на вопрос что? СЛАЙД № 9 Групповая работа. Распределите карточки на группы. Вывод… Работа в парах… Упр. №4 стр. 156 Скворец, жираф, акула. Клён, гвоздика, папоротник. Метель, гроза, туман. Иркутск , Москва,Усолье – Сибирское. Вывод: таблички . | 1.Слушать друг друга 2.уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе Дети вспоминают правило Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Физминутка | Физминутка Имя существительное Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно. Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга. | Дети выполняют подвижную физминутку. | |
Первичное закрепление нового материала Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные. | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Теперь применим полученные знания и выполним упражнение№2 Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор. - Какие слова составили? СЛАЙД №10 | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия Дети работают в группах. Один представитель из группы читает | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с проверкой . Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой | Групповая работа Работа в парах | составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила) Ответы детей. | Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Оцените свою работу. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Самооценка деятельности Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… ( цветные смайлики) | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
Подведение итога урока Цель: подвести итог работы на уроке. | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? СЛАЙД №11 | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Комментируется дом. задание. Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что? | | познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других. |