Тема: «Однозначные и многозначные слова» 2 класс учитель: Новикова Светлана Григорьевна Тип урока: изучение нового материала. Средства реализации УУД: проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника. Задачи урока: Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах. Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём. 3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся. 4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка. 5. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать. В результате: ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Уметь: распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова». |
1. Организационный момент. | Прозвенел звонок у нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Вижу, класс наш, хоть куда. И урок начать пора. | |
2. Мотивация. | Сегодня понедельник, а значит, все вы полны сил и энергии начать урок русского языка. Какое у вас настроение? Замечательно. Поделитесь своим хорошим настроением с гостями. Поздоровайтесь с ними. | |
Чистописание
| Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания. Отгадайте, какую букву мы будем писать. Эта буква широка И похожа на жука. (Буква Ж) Слайд 2. Какое опасное сочетание с данной буквой встречается в русском языке? (жи-ши) Жжжи Слайд 3. Запишем слова, начинающиеся с согласной Ж. (на доске) жеребёнок жираф журавль Что общего у слов? (животные) Какое слово может быть лишним? Почему? Объясните значение записанных слов. (дети объясняют слова – жеребёнок и жираф, Слайд 4.). Если у слова одно значение, значит оно – однозначное. Ой, ребята! Слово осталось одно, а картинок – две. | |
Формулирование учащимися темы и целей урока.
| Посмотрите на оставшиеся картинки. Может ли такое быть? Какое слово вызвало сомнение? Где можно узнать значение слов? (толковый словарь) Работа с толковым словарем стр.224. Прочитайте, какое значение имеет слово журавль. Что заметили? (слово – одно, а значений – два) Как называются такие слова в русском языке? (многозначные) Сформулируйте тему нашего урока. «Многозначные слова» Какую цель поставим перед собой? (научиться различать многозначные слова и растолковывать их лексическое значение) Слайд 5. | |
5. Новый материал | Растолкуйте, что значит многозначные слова? Какие вы знаете многозначные слова? Запишем слова, выделяя орфограммы. (звезда, лисички, кран, ручка, ключ, кисть, нос, коса, лук, иголки и т.д.) Какие же слова называются многозначными? | |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Прочитайте стихотворение, найдите многозначное слова: Слайд 6. Говорят, На быках Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река – Ни единого быка!.. НЕ пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну а мост на чём тогда? А. Шибаев. - Почему участники диалога не могут понять друг друга? (В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста», Составьте и запишите предложение со словом бык. Можно использовать разные значения этого слова. (проверка) | |
Физминутка. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Среди многозначных слов есть и словарные. Отгадайте, что это за слово. Всегда во рту, А не проглотишь. (язык) Какие значения есть у этого слова? | |
8. Работа в парах. | Поработаем в парах. Прочитаете предложение, объясните значение слова «язык» и подберите соответствующую картинку. Впишите в окошко номер картинки. Языки пламени лизали березовые дрова. Врач попросил Кирилла показать язык. Настя купила в кондитерском магазине язычок. В глубине океана медленно плывёт морской язык. 2. 3. 4.     (проверка на доске) Запишите любое предложение в тетрадь. Слайд 7. | |
9. Контроль и проверка знаний. | Для чего человек использует многозначные слова? А сейчас проверим свои знания по новой теме. (проверочная работа) | |
10. Итог урока. | Чтобы знания были впрок, Слайд 8. Давайте кратко повторим урок! - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? Дома поработайте с многозначными словами, выполнив упр.2 стр.27. | |
11. Рефлексия. | -Что больше всего понравилось на уроке? - Мне было приятно работать с вами. Вы сегодня молодцы! Слайд 9. | |