СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе "Знаки препинания в конце предложений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе "Знаки препинания  в конце предложений". УМК "Начальная школа XXI века" 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе "Знаки препинания в конце предложений"»



МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»





Методическая разработка урока

«Знаки препинания в конце предложений»



Русский язык

1 класс

УМК «Начальная школа 21 века»



Автор:

Гарифзянова Алсу Шафигулловна ,

Учитель начальных классов







Высокая Гора, 2016



Аннотация к уроку.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Знаки препинания в конце предложений» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 21 века». Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» . Поэтому на уроке повторяются ключевые моменты «Обучения грамоте» и на основе знаний, полученных на уроках «Обучения грамоте» подвести к знакомству с предложениями.

Урок построен в рамках системно - деятельностного подхода, обучающего способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются  различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в которых  у детей формируются умения самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения.  Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.

Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме и станет опорой  дальнейшего изучения этой темы во 2 классе.  











Введение

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»

А. И. Куприн.


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Современный быстро меняющийся мир требует от человека не набора застывших знаний и умений, а способности мышления, понимания, рефлексии, действия, коммуникации, воображения. Поэтому сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, решает данную проблему и в обучении первоклассников на уроках русского языка. Обучение на наших уроках организуется так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Ниже приведен один из разработанных мною уроков.

Думаю, что только шагая в ногу со временем, применяя новые подходы и новые технологии, возможно сохранить интерес учащихся к русскому языку и сберечь историю народа.







Основная часть

Технологическая карта урока 

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс

Тема

Знаки препинания в конце предложений

Автор урока

Гарифзянова Алсу Шафигулловна, учитель начальных классов;

Образовательное учреждение

«Высокогорская СОШ№2»

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Педагогические задачи урока

Учить ставить знаки препинания в конце предложений и читать в зависимости от интонации.

-развивать умения ставить цели к уроку; развивать речь, фонематический слух

-воспитывать умение слушать и понимать речь одноклассников.












Планируемые результаты

Предметные:

Выбирать знак препинания в конце предложения; выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

списывать с печатного текста.


Метапредметные:

познавательные: умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.



регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия;

коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Проявляют интерес к процессу письма; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Ресурсы:

С.В Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова -Учебник для 1 класса, - М.: Вентана-Граф.

-мультимедийный проектор, презентация;

-документ- камера

Организация пространства:

фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.








Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.


Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы трудиться,

Ведь задания нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться.

Так как мы ученики.

Проверка готовности к уроку. Включение в работу

Личностные УУД:

Мотивационная готовность к учебной деятельности.


2.


























































__

3.


Актуализация знаний

Цель: актуализация ЗУН, необходимых для открытия нового.



















































________________

Постановка учебной задачи

Цель: создание проблемной ситуации.










Подведение к повторению изученного материала.

-Ребята. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

(Обращается внимание на осанку при письме)

1. Минутка чистописания.

-Ребята, отгадайте загадку.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

- Назовите первую букву в слове «белка»?



-Сегодня мы с вами вспомним написание заглавной и строчной буквы Б,б ( Показ на доске).



-На следующей строке запишите слова белка, барсук.




-Возьмите красный карандаш. Как вы думаете, для чего нам он понадобился?

-(Обозначим гласные и звонкие согласные.)

-Молодцы. А простым карандашом что будем делать?

(Простым карандашом делим слова на слоги и ставим ударение.)












2. Составление звуковой модели слов

белка, барсук.

-Какое из этих слов соответствует данной схеме? (На доске составлена только одна звуковая модель слова БЕЛКА)


- Почему вы считаете, что это слово БЕЛКА?



__________________________________

Организация постановки цели урока;

.(используется смарт-доска)-приложение1

На экране слова.

на прыгает Белка ветке.


- Ребята прочтите слова. Все ли вам понятно? Получилось ли предложение? Почему?

-А что нужно сделать, чтобы получилось предложение?(Связать слова по смыслу)

- с какой буквы начинается предложение?

-Что ставится в конце предложения?


-Запишите предложение в свою тетрадь

-Как мы можем определить , сколько слов в предложении? Разделите каждое слово на слоги.

Обращается внимание на вопросительный и восклицательный знак в правом углу экрана.

-Как вы думаете, почему появились еще эти знаки ? Как они называются?

-Ребята, точка, восклицательный и вопросительный знаки в русском языке называют знаками препинания.

Тема нашего урока – Знаки препинания в конце предложений.


Произносить предложения можно по-разному. Когда мы о чем-то рассказываем, или спрашиваем, или выражаем различные чувства, ты произносим предложения с разной интонацией.

-Попробуйте с интонацией прочитать предложение.(смарт-доска)

Белка прыгает на ветке.

Белка прыгает на ветке?

Белка прыгает на ветке!



Записывают дату.






Отгадывают загадку.





Находят и называют первую букву.

Записывают до конца рабочей строки букву Б,б




Записывают слова



Учащиеся высказывают свое мнение. Самостоятельно выполняют задание.



1 ученик выполняет задание у доски, называет ударный слог в словах, ударные и безударные гласные. Учащиеся сверяют с записью на доске. Если есть ошибки, то исправляют.






Учащиеся высказывают свое мнение.


______________________



1 ученик составляет из слов предложение. Остальные – проверяют.





Учащиеся списывают с печатного текста



Учащиеся высказывают свое мнение.















Несколько учеников читают предложения



Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и понимать других; умения строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


Комуникативные УУД:

умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

оценивают правильность выполнения действия;


Личностные УУД:

Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности















____________________

Познавательные УУД: умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу





Коммуникативные УУД:

умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию.


Познавательные УУД:

Учатся выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;



ФИЗМИНУТКА

4.












__


5.





__


6.

Первичное закрепление темы. Работа по учебнику.



Цель: включение детей в ситуацию поиска решения учебной задачи.





_____________________

Закрепление.

Цель: отработка полученных теоретических знаний на практике.


_______________

Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка детьми собствен-ной деятельности.

Стр.18, упр.5 (Документ-камера)

-Прочитайте задание. Как вы понимаете задание? Какую задачу будем выполнять?

-Возьмите простой карандаш. Прочтите первое предложение. Как вы думаете, какой знак нужно ставить в конце предложения? Аккуратно карандашом поставьте вопросительный знак. (Аналогично разбираются все предложения.)

- Спишите в тетрадь.

(Обращается внимание на осанку при письме)


Пальчиковая гимнастика

______________________________________________

Задание на листочках: -Прочтите с правильной интонацией .На что нужно обращать внимание, прежде чем прочитать выразительно?

Да. Нет. Ты съел кашу.

Да? Нет? Ты съел кашу?

Да! Нет! Ты съел кашу!

____________________________________

-Продолжи предложение.

На уроке я …

Своей работой на уроке я…

-Покажите свое настроение

Под руководством учителя ставят задачу к упражнению, ставят карандашом знаки препинания.

Самостоятельно списывают упражнение.







___________________________


Несколько учеников читают предложения





____________________________

Аргументируют свое мнение при ответах на вопросы.


Познавательные УУД: Учатся выбирать знак препинания в конце предложения; умеют списывать с печатного текста.

Личностные УУД:

Проявляют интерес к процессу письма.




____________________

Познавательные УУД:

учатся выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;


____________________

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: Проявляют способ-ность к самооценке

Заключение

 « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

  Б. Шоу

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Данный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.

Работа по учебнику «Русский язык» начинается после окончания курса «Обучение грамоте». Поэтому на уроке повторяются ключевые моменты «Обучения грамоте» и на основе знаний, полученных на уроках подводятся к знакомству с предложениями. Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» .

На этапе «Актуализации знаний» проводится фронтальная беседа , которая позволяет актуализировать и систематизировать опорные знания учащихся по темам: «Звук, буква, слоги, ударение, слова». Учащиеся составляют звуковые модели слов.

На этапе «Постановка учебной задачи» создается проблемная ситуация. На данном этапе учащиеся учатся определять тему и цель урока, учатся высказывать свое предположение. Эффективность данного этапа урока достигается за счет использования смарт-доски.



На этапе «Первичное закрепление темы» ведется работа по учебнику. Учащиеся учатся ставить задачу к упражнению, самостоятельно списывают упражнение в тетрадь.

На этапе «Закрепление» учащиеся учатся выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания. Эффективность данного этапа урока достигается за счет использования мультимедийного проектора.

На этапе « Рефлексия» применяется прием «Продолжи предложение», с помощью которого ученики высказывают свое мнение об уроке. Учащиеся рисуют свое настроение.

Системно - деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.







Список используемой литературы:


  1. С.В Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова . Русский язык .1 класса, - М.: Вентана-Граф, 2015

  2. Русский язык .1 класс: поурочные планы по учебнику С.В Иванова, А.О. Евдокимовой, М.В. Кузнецовой / авт.- сост. С. В. Николаева, И.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель,2011

  3. Русский язык .1 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.-2-е изд., испр.-

М.: Вентана-Граф, 2012