СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имен прилагательных по родам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 3 классе на тему: "Изменение имен прилагательных по родам"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имен прилагательных по родам"»

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе

Тема: «Изменение имён прилагательных по родам»



Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Ознакомить с изменениями имён прилагательных по родам;

  • Отрабатывать умение составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.

Развивающие:

  • Развивать умение определять род имён существительных и имён прилагательных;

  • Формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;

  • Развивать связную речь, логическое мышление, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

  • Побудить интерес к уроку русского языка.


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Открываем тетради. Записываем число и классная работа.

II. Минутка чистописания. Повторение правила с парной согласной в корне слова.

- Отгадайте загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

- Кто же пришёл к нам? (Весна).

- Какой первый звук вы слышите в слове весна? ([в`]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

- Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.

Вв в Ввв в Вввв …

Словарь: ворона, воробей, вокзал, вдруг, ветер, вокруг, воскресенье.

III. Орфографическая минутка.

- Весной природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег. На водоёмах быстро тает лёд. Распускаются цветы, отовсюду раздаётся пение и щебет птиц. Начинается настоящая красота.

На доске слоги: Под-снеж-ник, пти-ца, ве-те-рок, по-го-да, пе-ни-е, солн-це, тёп-лый

- Ребята, из данных слогов составьте слова, запишите в тетради, подчеркните орфограммы.

- Какие слова получили? (Под-снеж-ник, ве-те-рок, солн-це, тра-ва, вес-на, цве-ток, тёп-лый).

- Какие орфограммы встретились в словах? Назовите их.

IV. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

- Какое из них «лишнее»? (Тёплый).

- Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)

- Почему вы так считаете? (Эти слова отвечают на вопросы кто? и что?).

- Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).

- Что получили? (Существительные мужского рода – подснежник, ветерок, цветок, существительные женского рода – трава, весна, существительные среднего рода – солнце).

V. Постановка проблемной ситуации.

- Теперь посмотрим на «лишнее слово».

- Можем ли мы определить род этого слова задав вопросы кто? или что? (Нет, не можем).

- Почему? (Другая часть речи?)

- Какая часть речи? (Имя прилагательное).

- Как вы определили? (Слово тёплый отвечает на вопрос какой?)

- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

Формулирование темы урока.

VI. Открытые нового знания.

- Что мы знаем об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.)

Связь имен прилагательных с именами существительными.

Работа по учебнику.

Упражнение 192, страница 108.

Задание. Прочитайте. Определите род имён существительных.

Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде что и имя существительное? Какая значимая часть у имён прилагательных указывает на изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего родов.

- В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

- Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.

- Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово тёплый? (Ветерок).

- Составьте и запишите это словосочетание. (Тёплый ветерок).

- Попробуйте подобрать к существительным женского и среднего родов имена прилагательные однокоренные к слову тёплый.

- Что получилось? (Тёплая погода, тёплое солнце).

- Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное ветерок мужского рода, то и имя прилагательное тёплый будет тоже мужского рода.

VII. Первичное закрепление.

Работа с правилом.

Учебник страница 108.

- Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

- Рассмотрим таблицу «Изменение имён прилагательных по родам».


Мужской род

Какой?

- ой / - ый / - ий

добрый (день)

дальний (путь)

лесной (зверь)

Женский род

Какая?

- ая / - яя

добрая (весть)

дальняя (роща)

лесная (тишь)

Средний род

Какое?

- ое / - ее

доброе (дело)

дальнее (поле)

лесное (эхо)


- Посмотрим на первый столбик нашей таблицы. Поставим ударения в словах имён прилагательных.

- Что заметили? (У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание – ой всегда ударное, а окончания – ый- ий всегда безударные.

Физминутка.

Я привстану на носочки

Хорошенько потянусь

Раз – наклон, два – наклон,

Словно буква «О» свернусь

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой покручу…

Тихо сяду, улыбнусь,

И работою займусь!

VIII. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа. Работа по учебнику.

Упражнение 194, страница 109.

Задание. Составить и записать словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставить в том же роде, что и имя существительное. Указать род имён прилагательных, выделить окончания.

IX. Рефлексия

- Наш урок приближается к завершению.

- Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным).

- Как изменяются имена прилагательные? (По родам).

Х. Домашнее задание.

Упражнение 195 страница 109, выучить правило

.