Повторе- ние изученного Словарно-орфогра- фическая работа | 1.Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение 1) 2.Индивидуальная работа у доски(3 чел.) а)Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу,найдите синонимичные выражения язык запл…тается …тнялся зач…сался разв…зался прогл..тить без к..стей б)Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания. Подчеркни существительные как члены предложения (Не) сп…ши языком- т..ропись делом. Будь смелым не языком а делом. Язык не лопатка знает что сла…ко. Язык до Киева доведет. в )Вставь пропущенные буквы,найди «лишнее слово» Скл..нение,п..деж,нескл..няемые,спр..жение,ч..сло,ро. собствен..ые,нар..цательные,одуш..вленность 3.Работа с классом 1)По данным значениям определите, что это за слово: Орган вкуса Орган,участвующий в образовании звуков речи Система словесного выражения мыслей, средство общения Металлический стержень в колокольчике Пленный 2)Подберите однокоренные слова. Это омоним или многозначное слово? 3)С какими словами сочетается слово язык, составьте словосочетание прил.+сущ. 4)Прослушайте рассказ. Попробуйте закончить рассказ пословицей. «Однажды Суворов вызвал офицера, который отличался излишней болтливостью. Закрыв двери на замок, Суворов под видом величайшего секрета сказал, что у этого офицера есть злейший враг, который на каждом шагу ему мешает, всё о нём рассказывает и распространяет всякие сплетни. Встревоженный офицер начал было перечислять своих врагов, стараясь угадать, о ком именно говорит фельдмаршал. Он перебирал одного за другим, но Суворов махал руками – не тот, вовсе не тот! Затем Суворов на цыпочках подошёл по очереди к каждому окну, каждой двери, как бы проверяя, не подслушивают ли их, и шепнул офицеру: - Высунь язык! Офицер повиновался. Тогда Суворов, показывая пальцем на его язык, сказал: Пауза - Язык твой – враг твой.» Задав вопрос: «Почему же Суворов собственный язык этого офицера назвал его врагом?», мы добьёмся правильного понимания смысла этой пословицы. Какие еще пословицы о языке вы знаете? Подведение итогов данного этапа Что повторили? | делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении Учащиеся называют слово «Язык» Уч-ся подбирают и записывают однокоренные слова(язык,язычок,языкастый, языковой) Учащиеся составляют словосочетания (Русский,французский, красивый, звучный,родной и др.) Дети называют пословицу: Язык твой – враг твой. Проверка индивидуальных ответов у доски(каждый ряд проверяет задание 1 ученика) |
3.Определение темы и целей урока Мобилизующий этап | -Учитель обращает внимание на индивидуальное задание 3(Вставь пропущенные буквы,найди «лишнее слово» Скл..нение,п..деж,нескл..няемые,спр..жение,ч..сло,ро..,собствен..ые,нар..цательные,одуш..вленность)Как вы думаете, почему слово спряжение лишнее? -Как вы думаете,о чем мы будем говорить на уроке? -Какова цель нашего урока? -Что нужно знать ,чтобы правильно выполнять морфологический разбор существительного? Оцените свой уровень знания материала на данном этапе урока. -Какую цель ставишь перед собой,… (обращение к некоторым уч-ся) | Версии учащихся. Уч-ся формулируют тему, цель урока. Уч-ся заполняют лист самоконтроля,ставят в тетрадях с помощью сигналов «+»знаю хорошо, «?»есть вопросы, «-»-есть серьезные проблемы |
Закрепле- ние учебного материала | 1.-Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой. -В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой – враг твой )Какому человеку в назидание она может быть сказана? 2. . Обобщение и систематизация понятий по теме “Имя существительное”. Давайте проверим ,все ли мы знаем, чтобы правильно выполнить морфологический разбор существительного -Что нового мы узнали о склонении существительного? Игра на внимательность Задание классу:, когда я называю существительное 1 скл., хлопает 1 ряд,2 скл.-2 ряд,3 скл.-3 ряд Мышка(1),мышь(3),камыш(2),развитие,небо(2),площадь(3),площадка(1),кино(нескл.),время (разноскл.),солнце(2),панама(1),шимпанзе (нескл.),эскимо, брокколи, развилка(1)Молодцы! 3.-А сейчас мы проверим, умеем ли мы определять одушевленность существительных. Растения –живая природа? (Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает ,хватает пищу ,а растения годами стоят на месте ,поэтому растения в языке остались неодушевленными.) -Запишите слова в 2 столбика: одуш. и неодуш. Баобаб, береза ,стрекоза ,комар, мертвец,птенец, студенчество,отряд,микроб,красавица,народ,семья Учитель обращает внимание на то, что к неодуш. относятся существительные типа группа,народ,толпа,детвора,крестьянство, молодежь -Что нового узнали о роде существительного? Запишите по значению слова общего рода 1.Драчун, зачинщик ссор и драк 2.Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам 3.Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой 4.Тот, кто любит поесть вкусненькое 5.Лентяй, бездельник 6.Необразованный, малосведущий человек 7.Невежливый, грубый человек 8.Ненасытный, прожорливый 9.Тот, кто пристает с просьбой 10.Очень рассеянный человек 11.Безобидный, тихий человек | Уч-ся выполняют по вариантам разбор слов с последующей взаимопроверкой Уч-ся: Есть несклоняемые и разносклоняемые сущ., существительные на –ие. Ответы уч-ся Уч-ся самостоятельно записывают слова,у доски 2 ученика выписывают слова в 2 столбика Неодуш.:баобаб,береза,народ,семья студенчество,отряд, микроб Уч-ся записывают слова с комметированием правописания(по цепочке забияка,задира зевака левша сластена,лакомка,сладкоежка лежебока невежда невежа обжора попрошайка разиня тихоня |