Урок русского языка «Словосочетания»
Тип урока. Открытия нового знания.
Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.
Оборудование: компьютер; слайды; индивидуальные карты для самостоятельной работы; карточки с текстами; сигнальные карточки; «Толковый словарь», Ожегов; оценочные таблицы.
Цель: познакомить с сочинительной связью между однородными членами предложения, продолжить наблюдение за словосочетаниями и фразеологизмами, определять главное и зависимое слово, формировать действие самоконтроля.
Формулируемые УУД:
Личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации общения.
Познавательные:
проведение синтаксического анализа словосочетания, многоаспектного анализа текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей грамматической и лексической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Регулятивные:
определение общей цели и путей ее достижения;
умение вести самостоятельный поиск информации;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
Коммуникативные:
коммутикативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения задания.
Организационный момент.
Начинаем наш урок
Всё пойдёт сегодня впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
- Каждый скажет себе: «Я успешен и у меня всё получится».
- У каждого из вас на уроке будет возможность узнать что- то новое и интересное.
Девиз нашего урока (СЛАЙД) - Наблюдать, думать, изучать, запоминать.
2.Актуализация знаний
Начнем с орфографической минутки
Спишите , вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму, приготовьтесь ее объяснить
У русск… леса , зре…т на поляне, сгибают(?)ся от воды, ярк… краски, любу…ш(?)ся пр…родой, на ветк… сирен…, по весенн…му лесу, т..жело дыш…м .
Что объединяет все эти слова? ( орфограмма в окончаниях, записаны словосочетания). Докажите, что мы записали словосочетания)
-Выделите главное слово в записанных словосочетаниях и задайте вопрос к зависимому
Запишем предложение, разберем по членам и частям речи,
Ласковый и теплый лучик солнца заглянул в наш класс.
Четвероклассника, попросили выписать из этого предложения словосочетания , давайте проверим его работу.
Теплый лучик
Ласковый лучик
Лучик солнца
Заглянул в класс
В наш класс
Лучик заглянул
Заглянул ласковый
Докажите, что это словосочетания - есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому слову.
Все ли словосочетания выписал ученик? О какой подсказке я вас всегда говорю, когда вы выписываете словосочетания из предложения? ( сколько второстепенных членов, столько и словосочетаний)
Какое словосочетание он не выписал?
Что объединяет эти два задания, которые мы выполнили?
Предположите тему нашего урока. «Словосочетания»
Определите цель урока, все ли вы знаете о словосочетаниях?
Цель: закрепить знания о словосочетаниях и узнать новое о словосочетаниях
Зачем это нужно изучать? /Чтобы развивать свою речь, учиться составлять предложения, быть грамотным/
Вспомним, что мы уже знаем о словосочетаниях?
- Что такое словосочетание? /соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно поставить вопрос)/
- Какое главное слово в словосочетании? /то, от которого мы задаем вопрос к зависимому/
4. Изучение нового материала
Давайте знакомиться с новыми знаниями.
- Вернемся к нашему предложению. Выпишем из него однородные члены
Ласковый и теплый . Попробуйте от одного слова к другому задать вопрос. Можно ли назвать однородные члены словосочетаниями? Ваше мнение…
Проверим ваши предположения. Учебник с 109
Работа с учебником с.110 № 2.
1 линии: Словосочетания: младшая сестра, играть в футбол, деревянный стол, громко петь, озеро в лесу.
2 линии: Однородные члены предложения: марки и открытки, едет и смотрит, груши, а не яблоки, звонко, радостно,
3 линии: Грамматические основы предложений: машина едет, чайник кипит, музыкант играет, цветы растут.
Первый вариант какие словосочетания вы выписали?
Второй вариант какие однородные члены вы выписали. Будут они являтся словосоченаниями?
Третий вариант грамматические основы?
Физкультминутка
Мы немного отдохнём, и на всё ответ найдём.
На носочки встанем, ручки вверх потянем.
Прочитайте стихотворение СЛАЙД
Марк у доски повесил нос, Готов сквозь землю провалиться.
Краснеет до корней волос. О чём же думал он вчера,
Он в этот час, как говорится, Когда баклуши бил с утра?
Как называются выделенные слова в этом предложении?
Что такое фразеологизмы? Устойчивые выражения. Объясните значение
Найдите другие фразеологизмы и объясните их значение Проверка - СЛАЙД
Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился
Краснеет до корней волос - стыдится
Сквозь землю провалиться -спрятаться
Бил баклуши – бездельничал, ленился
Для чего фразеологизмы используют в речи? (речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи)
Как вы думаете, являются ли фразеологизмы словосочетаниями?
Обратимся за разъяснениями к учебнику с. 110
Предлагаю поработать тройками с рубрикой «Давай подумаем»
Понаблюдаем за фразеологизмами. сравним словосочетания и фразеологизмы и сделайте вывод
Вы Прочитали мнение Марины и Гали. С кем вы согласились?
Как вы думаете являются ли фразеологизмы словосочетаниями? Почему?
Проверим наш вывод. Рубрика «Обрати внимание»: фразеологизмы словосочетаниями не являются
с.111 №3
6. Применение знаний
-упр.3 стр.111 Самостоятельно
Проверка. Сколько словосочетаний-4, остальные фразеологизмы
ломать игрушку, гороховый суп, работать в саду, спать на диване
-Объясните, почему не выписали другие сочетания. Что они обозначают?
Ломать голову - (думать); чучело гороховое (нелепый человек);
работать спустя рукава (плохо); спать без задних ног (крепко)- фразеологизмы не являются словосочетаниями.
В заключении поиграем в игру
Игра «Верите ли вы…»
Верно ли, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
Верно ли, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
Верно ли, фразеологизмы не является словосочетанием?
Верите ли вы, что главное и зависимое слово соединены сочинительной связью?
5.Верите ли вы, что подлежащее и сказуемое являются словосочетанием?
6. Верите ли вы, что однородные члены не являются словосочетаниями?
7Верите ли вы, что прилагательное может быть главным словом в словосочетании?
8.Верите ли вы, что вы не все узнали про словосочетания?
Заполняют таблицу:
ПРОВЕРКА
Игры «Верите ли вы…»
Мы играли в игру «Верите ли вы…» . Сейчас проверим с вами, насколько вы сведущи в данной теме.
Перед вами таблица с верными ответами, а вы проверяете себя, и в третьей строке записываете верный ответ, если он был неправильным.
Теперь посмотрите свои таблицы.
Если у вас 1-2 ошибки, рисуем на полях желтый кружок (хорошо, но хотелось бы лучше).
Если 3-4 ошибки, рисуем на полях синий кружок (внимание, следует повторить знания по теме).
Если более 4 ошибок, вы рисуете красный круг (старайся, изучай, думай, повтори пройденное, и всё получится!)
Ну, а если у вас нет ни одной ошибки – рисуем зеленый кружок вы молодцы, правильно оценили ситуацию на уроке! Я вами горжусь!
Итог урока.
Что нового узнали о словосочетаниях? Какое открытие сделали? Не все сочетания слов называют словосочетаниями.
Однородные члены, грам. основа и фразеологизмы не являются словосочетанием.
- Как считаете, всё вы узнали?
Нам еще многое предстоит узнать о словосочетании, но это темы уже следующих уроков.
Спасибо за сотрудничество!
Домашнее задание: Заполнить карточку. С. 112 упр 4 прочитайте учебные задачи. Все ли понятно?
допишите предложения. Выполняется самостоятельно, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ (смыслу)
В словосочетании различаются _____________________ (главный) член и зависимый.
От ___________________ (главного) слова к _____________________(зависимому) ставится вопрос.
Словосочетаниями не являются _____________________________________главные члены предложения, однородные члены, фразеологизмы.