Урок русского языка в 4 классе
с использованием здоровьесберегающих технологий
Класс: 4 (четвертый)
Тема: «Морфемика» ( сказочная контрольная работа)
Учитель: Таланова Надежда Андреевна
Цели:
1) систематизировать и проверить знания учащихся по теме "Морфемика";
2) развивать умение пользоваться теоретическими знаниями на практике, с помощью игровой формы повысить интерес к предмету;
3) воспитывать самостоятельность, наблюдательность, интерес к языковым явлениям.
Оборудование: бланки телеграмм (чистые листы бумаги с номерами заданий), изображение сказочных героев (Кот Леопольд, Баба - Яга, Михаил Потапыч, Старик Хоттабыч, Курочка Ряба, Емеля, Колобок), карточки.
Здоровьесберегающие технологии:
-Аквариум настроения
-Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд («Веселый урок Радионяни»)
План урока:
1. Организационный момент
2. Сказочная контрольная работа
- игра "Третий лишний"
- тест "Узнай термин"
- игра "Собери слово"
- игра "Узнай способ"
- цифровой диктант " Странные цифры"
- индивидуальные карточки "Морфемный разбор".
- выборочный диктант
3. Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент.
- Аквариум настроения
Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд
(звучит музыка «Веселый урок Радионян
Здравствуй, мой любимый класс!
Я так рада видеть вас.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
-А сейчас громко скажите "И" три раза.
-Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).
-Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе".
-Я желаю вам всем успеха на сегодняшнем уроке.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Сказочная контрольная работа
Слово учителя
Ребята, к нам пришла странная телеграмма из сказочной страны Русляндии, где живут сказочные герои.
"SOS зпт помогите зпт король Морфем сошел с ума тчк высылаем задания зпт не можем ответить тчк Сказочные герои тчк"
Король Морфем дал героям трудные задания, которые могут выполнить ученики 5 класса. Перед вами бланки ответов, надо их заполнить: записываем имя и фамилию, класс, напротив номера задания записываем свой ответ.
1. Игра "Третий лишний"
Нерешительный Кот Леопольд не может выбрать правильный ответ. Одно понял герой, что все зависит от морфем (Что такое морфема?). Помогите Леопольду выбрать лишнее слово в каждом ряду.
- гимнастика, бодрость, лыжи;
- спортсменка, шахматист, мяч;
- взбодриться, здоровый, прибежать.
2.Тест "Узнай термин"
Даже старой, никогда не учившейся, Бабе - Яге досталось задание, а она даже не знает, что такое "термин" (объяснение детей)
Изменяемая часть слова (суффикс, окончание, корень);
В ней заключено основное значение однокоренных слов (приставка, основа, корень);
Все слово без окончания (основа, приставка, суффикс);
Изучает состав слова (синтаксис, морфемика, фонетика).
3.Игра "Собери слово"
Несчастный Михаил Потапыч уже сделал свое задание, но по дороге нечаянно оступился и рассыпал все слова, они и перепутались. Давайте попробуем ему помочь.
Овощи, чистенький, хоккеисты. (слова разбиты на морфемы и расставлены не по порядку)
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
4. Игра "Узнай способ"
А несчастный Старик Хоттабыч забыл заклинание и его слова исчезли, остались лишь выделенные морфемы. Помогите ему из заданных морфем составить слова.
-ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а-
5. Цифровой диктант "Странные цифры"
Всегда веселый Емеля сегодня грустит. Он не знает, в каком порядке должны стоять цифры. Помогите ему.
1 - через дефис;
2 - слитно.
Полдыни, пол-лимона, пол-Десны, полуденный, полкарты, полдома, пол-арбуза, пол-ланча,
полубумага, полубог, полстраны, пол-яхты.
(2,1,1,2,2,2,1,1,2,2,2,1).
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
6. Индивидуальные карточки "Морфемный разбор"
Маленькому Колобку тоже не повезло, ему дали много слов для какого-то морфемного разбора( объяснение детей). Каждому из вас Колобок прислал по три слова, они лежат перед вами, написанные на листочках с изображением Колобка. Помогите ему правильно сделать морфемный разбор.
Спортивный, витаминный, перебежка.
Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.
7. Выборочный диктант
Курочка Ряба никак не может справиться со следующим заданием. Она уверена, что ей могут помочь только пятиклассники. Вам нужно из данного текста найти и выписать 6 слов, состоящих из двух морфем, и 4 – из 3 морфем.
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт
государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
3. Итоги урока.
На следующем уроке вы узнаете, помогли мы сказочным героям или нет. До свидания.