СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 классе  по теме "Однозначные и многозначные слова". Урок - сказка, которую весь урок рассказывает учитель, а дети выполняют задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова"»

УРОК 2. Тема урока: «МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНО­ЗНАЧНЫЕ СЛОВА».


Цели урока: Познакомить пятиклассников с однозначными и многозначными словами, научить находить их с Толковом словаре, составлять с ними предложения, определять их значение в контексте; прививать любовь к русскому языку.



Они зашагали к большому зданию. В общем-то, это было даже не здание, а огромный прозрачный шар, в котором переплетались лестницы и лифты, двига­ющиеся не только вверх или вниз, но и вперёд-назад, вправо-влево.

Петя с Чакой вошли в кабину лифта. Чака нажал на соответствующие кнопки, и лифт понёсся с невероятной скоростью сначала вверх, потом вправо, затем снова вверх. Он двигался по самым замыслова­тым траекториям, то наклоняясь, то переворачиваясь вверх дном, после чего друзья зависали в воздухе, но не падали.

Чака при таком поведении лифта оставался невозмутимым, а Петя судо­рожно хватался за бока кабины, боясь свалиться. Такого он не испытывал ещё ни разу в жизни.

Когда они, наконец, попали в комнату, предназначенную для Пети, тот обесси­ленно упал в кресло.

- Устал,— смущённо улыбаясь, про­изнёс Петя.— Поесть бы, что ли...

- Поесть? — удивлённо спросил Ча­ка.— А... ты имеешь ввиду питание.

- Ну да, питание,— согласился маль­чик,— Картошку, например, яичницу или хотя бы стакан молока с пирожным.

- Питание... питание,— бормотал лекса,— Как бы тебе это объяснить. Понимаешь, мы не питаемся подобно людям, мы получаем питание от знаний. Каждый лекса, чувствуя приближение голода, начинает учить новые слова и их значение. Во время учёбы происходит питание нашего организма, и он продол­жает жить.

- Хм, но что же делать? — задумался Петя.— Ведь я же не лекса.

- Об этом можешь не беспокоиться. Человек, попавший на планету Лекса, живёт по её законам. Просто в данный момент тебе понадобятся новые знания. Сейчас мы всё исправим. Ты заметил, что слово «питание» имеет несколько лексиче­ских значений?

- Да, действительно,— проговорил Петя,— На Земле питаться, значит, ку­шать, у вас же питаться, значит, заря­жаться, получать энергию, но и то, и другое обозначает употреблять, полу­чать, пользоваться.

- Вот именно. Наверное, ты заметил, что словом питание пользуются многие. Например, завод питается углём или город питается электроэнергией.

- Верно, верно,— повеселел Петя.— иначе говоря, слово питание имеет не­сколько лексических значений и какие-то общие признаки.

- Молодец! — похвалил лекса маль­чика.— Ты совершенно прав. И такие слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными; слова же, имеющие одно лексическое значение,— однозначными.

(Ученики записывают определение в тетради).

- Вот это да! — воскликнул Петя.— А ну-ка проверь меня, дай несколько слов, а я определю, какие они: многозначные или однозначные.

- Пожалуйста! Запиши небольшое стихотворение и определи, в каких значе­ниях употреблено слово ставить.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном (он растит такую рожьс головой в неё уйдёшь).

Ставит фильмы режиссёр (снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги (подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ, ставить точку в самый раз.

(Учащиеся выполняют задание письмен­но).

- Да, здорово! — не мог успокоиться Петя, закончив работу,— Ведь благодаря многозначности наш язык обогащается, становится намного интереснее. А что, все лексические значения многозначных слов записаны в словаре?

- Несомненно,— ответил Чака.— Ес­ли увидишь под словом цифры 1, 2 и так далее, это и есть многозначные слова. Ну, теперь тебе всё понятно?

- Теперь — всё,— радостно ответил Петя.— Кажется, и голод прошёл,— добавил он.

- Коль так, то можешь связаться с кем-нибудь из своих одноклассников, например, с Пятёркиным и проверить, что он знает о многозначных словах. У тебя ведь есть видеотелефон.

- Точно,— обрадовался мальчик,— а я и забыл.Он вытащил аппарат и набрал по буквам фамилию Пятёркина. На экране появилось серьёзное лицо одноклассника.

- Алло, Пятёрка! — заговорил Пе­тя.— Ты сейчас умрёшь от зависти! Слышь, я сейчас нахожусь на планете Лексика. Тут столько интересного! Ну об этом потом. Хочешь, проверю твои зна­ния? Ты о многозначных словах что- нибудь слышал?

- Многозначными называются слова, имеющие несколько лексических значе­ний,— невозмутимо ответил Пятёркин.

- Ну, ты даёшь! — удивился Петя.— Ладно, запиши предложения. Морепла­ватель увидел землю. Земля в наших краях плодородная. Колхоз обрабатыва­ет новые земли на другом берегу реки. Земля вращается вокруг Солнца. Запи­сал?

- Записал,— послышался спокойный голос Пятёркина.

- Хорошо! А теперь определи, какому слову в каком предложении соответствуют существительные планета, участки, суша, почва. Ну давай, дерзай. Через три минуты буду на связи.

(Учащиеся выполняют задание).

Через три минуты Пятёркин выдал ответ, поразивший Петю: всё сходилось.

- Молодец! — похвалил Петя одно­классника.— А, впрочем, ты у нас всегда был молодцом. Ладно, на сегодня связь заканчиваю. Видал? — обратился маль­чик к Чаке.— Всё знает.

- На то он и Пятёркин, чтобы знать,— ответил Чака.— Зато тебе каждый день пребывания на нашей планете сулит всё новые и новые открытия.

- Хорошо у вас,— почему-то с го­речью сказал Петя,—Ты, Чака, меня извини, но дома всё-таки лучше. Вот поговорил с Пятёркиным и, знаешь, как домой захотелось, в Киев. А я ведь назад и дороги-то не знаю.

- Ничего,—засмеялся Чака,—Язык до Киева доведёт.

О, ты и поговорки наши знаешь! А ещё есть «Язык не лопатка, знает, что сладко» или «Языку воли не давай».

- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами,— продолжил лекса.— Между прочим, мы с тобой снова назвали многозначные слова.

(Задание для учащихся: определите лексическое значение слова язык в каж­дой из поговорок).

Ты смотри, действительно!—уди­вился мальчик. От радости он закружился на летаю­щем кресле по комнате. Пролетая мимо окна, Петя взглянул вдаль, и глаза его от неожиданности округлились.

- Что это, Чака? — закричал маль­чик ...

Итог урока:

Вопросы для закрепления материа­ла:

  1. Какие слова называются многозначны­ми, а какие — однозначными?

  2. Как найти многозначные слова в толко­вом словаре?

Задание на дом: выписать из словаря и составить предложения с тремя многозначными словами.