УРОК 2. Тема урока: «МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА».
Цели урока: Познакомить пятиклассников с однозначными и многозначными словами, научить находить их с Толковом словаре, составлять с ними предложения, определять их значение в контексте; прививать любовь к русскому языку.
Они зашагали к большому зданию. В общем-то, это было даже не здание, а огромный прозрачный шар, в котором переплетались лестницы и лифты, двигающиеся не только вверх или вниз, но и вперёд-назад, вправо-влево.
Петя с Чакой вошли в кабину лифта. Чака нажал на соответствующие кнопки, и лифт понёсся с невероятной скоростью сначала вверх, потом вправо, затем снова вверх. Он двигался по самым замысловатым траекториям, то наклоняясь, то переворачиваясь вверх дном, после чего друзья зависали в воздухе, но не падали.
Чака при таком поведении лифта оставался невозмутимым, а Петя судорожно хватался за бока кабины, боясь свалиться. Такого он не испытывал ещё ни разу в жизни.
Когда они, наконец, попали в комнату, предназначенную для Пети, тот обессиленно упал в кресло.
- Устал,— смущённо улыбаясь, произнёс Петя.— Поесть бы, что ли...
- Поесть? — удивлённо спросил Чака.— А... ты имеешь ввиду питание.
- Ну да, питание,— согласился мальчик,— Картошку, например, яичницу или хотя бы стакан молока с пирожным.
- Питание... питание,— бормотал лекса,— Как бы тебе это объяснить. Понимаешь, мы не питаемся подобно людям, мы получаем питание от знаний. Каждый лекса, чувствуя приближение голода, начинает учить новые слова и их значение. Во время учёбы происходит питание нашего организма, и он продолжает жить.
- Хм, но что же делать? — задумался Петя.— Ведь я же не лекса.
- Об этом можешь не беспокоиться. Человек, попавший на планету Лекса, живёт по её законам. Просто в данный момент тебе понадобятся новые знания. Сейчас мы всё исправим. Ты заметил, что слово «питание» имеет несколько лексических значений?
- Да, действительно,— проговорил Петя,— На Земле питаться, значит, кушать, у вас же питаться, значит, заряжаться, получать энергию, но и то, и другое обозначает употреблять, получать, пользоваться.
- Вот именно. Наверное, ты заметил, что словом питание пользуются многие. Например, завод питается углём или город питается электроэнергией.
- Верно, верно,— повеселел Петя.— иначе говоря, слово питание имеет несколько лексических значений и какие-то общие признаки.
- Молодец! — похвалил лекса мальчика.— Ты совершенно прав. И такие слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными; слова же, имеющие одно лексическое значение,— однозначными.
(Ученики записывают определение в тетради).
- Вот это да! — воскликнул Петя.— А ну-ка проверь меня, дай несколько слов, а я определю, какие они: многозначные или однозначные.
- Пожалуйста! Запиши небольшое стихотворение и определи, в каких значениях употреблено слово ставить.
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном (он растит такую рожь— с головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр (снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги (подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ, ставить точку в самый раз.
(Учащиеся выполняют задание письменно).
- Да, здорово! — не мог успокоиться Петя, закончив работу,— Ведь благодаря многозначности наш язык обогащается, становится намного интереснее. А что, все лексические значения многозначных слов записаны в словаре?
- Несомненно,— ответил Чака.— Если увидишь под словом цифры 1, 2 и так далее, это и есть многозначные слова. Ну, теперь тебе всё понятно?
- Теперь — всё,— радостно ответил Петя.— Кажется, и голод прошёл,— добавил он.
- Коль так, то можешь связаться с кем-нибудь из своих одноклассников, например, с Пятёркиным и проверить, что он знает о многозначных словах. У тебя ведь есть видеотелефон.
- Точно,— обрадовался мальчик,— а я и забыл.Он вытащил аппарат и набрал по буквам фамилию Пятёркина. На экране появилось серьёзное лицо одноклассника.
- Алло, Пятёрка! — заговорил Петя.— Ты сейчас умрёшь от зависти! Слышь, я сейчас нахожусь на планете Лексика. Тут столько интересного! Ну об этом потом. Хочешь, проверю твои знания? Ты о многозначных словах что- нибудь слышал?
- Многозначными называются слова, имеющие несколько лексических значений,— невозмутимо ответил Пятёркин.
- Ну, ты даёшь! — удивился Петя.— Ладно, запиши предложения. Мореплаватель увидел землю. Земля в наших краях плодородная. Колхоз обрабатывает новые земли на другом берегу реки. Земля вращается вокруг Солнца. Записал?
- Записал,— послышался спокойный голос Пятёркина.
- Хорошо! А теперь определи, какому слову в каком предложении соответствуют существительные планета, участки, суша, почва. Ну давай, дерзай. Через три минуты буду на связи.
(Учащиеся выполняют задание).
Через три минуты Пятёркин выдал ответ, поразивший Петю: всё сходилось.
- Молодец! — похвалил Петя одноклассника.— А, впрочем, ты у нас всегда был молодцом. Ладно, на сегодня связь заканчиваю. Видал? — обратился мальчик к Чаке.— Всё знает.
- На то он и Пятёркин, чтобы знать,— ответил Чака.— Зато тебе каждый день пребывания на нашей планете сулит всё новые и новые открытия.
- Хорошо у вас,— почему-то с горечью сказал Петя,—Ты, Чака, меня извини, но дома всё-таки лучше. Вот поговорил с Пятёркиным и, знаешь, как домой захотелось, в Киев. А я ведь назад и дороги-то не знаю.
- Ничего,—засмеялся Чака,—Язык до Киева доведёт.
О, ты и поговорки наши знаешь! А ещё есть «Язык не лопатка, знает, что сладко» или «Языку воли не давай».
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами,— продолжил лекса.— Между прочим, мы с тобой снова назвали многозначные слова.
(Задание для учащихся: определите лексическое значение слова язык в каждой из поговорок).
Ты смотри, действительно!—удивился мальчик. От радости он закружился на летающем кресле по комнате. Пролетая мимо окна, Петя взглянул вдаль, и глаза его от неожиданности округлились.
- Что это, Чака? — закричал мальчик ...
Итог урока:
Вопросы для закрепления материала:
Какие слова называются многозначными, а какие — однозначными?
Как найти многозначные слова в толковом словаре?
Задание на дом: выписать из словаря и составить предложения с тремя многозначными словами.