СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - введение в дисциплину.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятий «общение», «коммуникация»; а так же имеет цель познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей  в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок - введение в дисциплину.»

ТЕМА: Язык и речь. Виды речевого общения.

Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их деятельности.

Цели урока:

создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятий «общение», «коммуникация»;

познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности;

Задачи:

обучающие:

- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь.

развивающие:

- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- продолжить развитие творческих способностей

воспитательные:

- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Ход урока.

  1. Родной язык- дорогой, драгоценный, единокровный, желанный, кровный, любимый

Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.

Язык национальной гордости и достоинства!

Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь.  Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

  1. Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.

1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

Итак, в чем сила слова?

Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»

  1. Хочу представить вашему вниманию стихотворение нашего современника поэта Эдуарда  Асадова.    

О скверном и святом

 

Что в сердце нашем самое святое?

     Навряд ли надо думать и гадать.

     Есть в мире слово самое простое

     И самое возвышенное - Мать!

     Так почему ж большое слово это,

     Пусть не сегодня, а давным-давно,

     Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

     В кощунственную брань обращено?

     Тот пращур был и темный, и дурной

     И вряд ли даже ведал, что творил,

     Когда однажды взял и пригвоздил

     Родное слово к брани площадной.

     И ведь пошло же, не осело пылью,

     А поднялось, как темная река.

     Нашлись другие. Взяли, подхватили

     И понесли сквозь годы и века...

     Пусть иногда кому-то очень хочется

     Хлестнуть врага словами, как бичом

     И резкость на язык не только просится,

     А в гневе и частенько произносится,

     Но только мать тут все-таки при чем?

     Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

     И все же трудно попросту понять,

     Что слово "мат" идет от слова "мать",

     Сквернейшее - от самого святого!

     Неужто вправду за свою любовь,

     За то, что родила нас и растила,

     Мать лучшего уже не заслужила,

     Чем этот шлейф из непристойных слов?!

     Ну как позволить, чтобы год за годом

     Так оскорблялось пламя их сердец?!

     И сквернословам всяческого рода

     Пора сказать сурово наконец:

     Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

     Но не теряйте звания людей:

     Не трогайте, не смейте, не грязните

     Ни имени, ни чести матерей.


  1. ЗАПИСАТЬ

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа духовной культуры народа.

Высшая форма языка – современный русский литературный язык.

Функции Родного языка:

- Коммуникативная (Средство общения)

- номинативная(Называть предметы.явления)

- эстетическая (наслаждаться красотой речи))

Стили речи:

- научный, и т.д.

Разделы языка (табл.):фонетика, графика и тд.

Виды речевой деятельности:

Говорение, аудирование, чтение, письво.

  1. О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека.

Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».  

Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

Выбирайте достойное, а не легкое»

«Как научиться высокой культуре речи?»

  1. Творческий перевод текста:

Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.

Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками

Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интернете.

Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.

  1. Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:

1Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

2Дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

3Этот человек был дворянином от мозга до костей.

4Это главная проблема, заложенная в тексте.

5От своего лица и автора советую путешествовать.

6Человек в наше время читает книгу по нужде.

7Она хотела помочь семье и отцу.

8Школьные годы пропали не зря.

  1. Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или

прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста

неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что

оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Задания к тексту:

  1. Определите тип текста(монологический, диалогический)?

  2.  Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску.

  3.  Какую роль они играют  в тексте? Зачем их использует автор?

  4. Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны?

  5. Как Митрофан рассуждает о частях речи?

  6. Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки?

  1. Подведение итога урока: Так, можно сказать, что взаимодействие между людьми является разносторонним проявлением совместной деятельности человека, которая видна во время совместной работы, в беседе с друзьями, в научной дискуссии и т. д.

Язык - постоянно развивающееся, а потому – меняющееся социальное явление. Он постоянно реагирует на все реалии жизни. Только хотелось бы, чтобы в этих быстро меняющихся реалиях не потерялся сам человек. Человек, умеющий чувствовать, сопереживать, любить, делать добро.

  1. Рефлексия.

  1. Что вы узнали нового из нашего урока?

  2. Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.







Список использованной литературы:

  1. Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «ВАКО», 2013.

  2. Социологический энциклопедический словарь. Экономика, 2014.

  3. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Азъ, 2012.

  4. Гоменюк Н. В. Общение. otkrytyy-urok-po-teme-obshchenie

  5. Мачеева А. Е. Виды и формы общения. http://открытыйурок.рф/статьи

  6. http://mlis.ru/literature/308-rechevoe-vzaimodejstvie.html.

  7. festival.1september.ru/articles.

  8. https://doc4web.ru/russkiy-yazik/rechevoe-obschenie-klass.html.







Раздаточный материал

1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

Творческий перевод текста:

Ламер -

Тэги -

Веб-мастер (англ. webmaster) -

Невесел –

Залудить –

Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:

1Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

2Дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

3Этот человек был дворянином от мозга до костей.

4Это главная проблема, заложенная в тексте.

5От своего лица и автора советую путешествовать.

6Человек в наше время читает книгу по нужде.

7Она хотела помочь семье и отцу.

8Школьные годы пропали не зря.

Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.