ТЕМА: Язык и речь. Виды речевого общения.
Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их деятельности.
Цели урока:
создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятий «общение», «коммуникация»;
познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности;
Задачи:
обучающие:
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь.
развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей
воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Ход урока.
Родной язык- дорогой, драгоценный, единокровный, желанный, кровный, любимый
Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.
Язык национальной гордости и достоинства!
Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.
1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).
Итак, в чем сила слова?
Как необходимо относиться к этому Божьему дару?
Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»
Хочу представить вашему вниманию стихотворение нашего современника поэта Эдуарда Асадова.
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей.
ЗАПИСАТЬ
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа духовной культуры народа.
Высшая форма языка – современный русский литературный язык.
Функции Родного языка:
- Коммуникативная (Средство общения)
- номинативная(Называть предметы.явления)
- эстетическая (наслаждаться красотой речи))
Стили речи:
- научный, и т.д.
Разделы языка (табл.):фонетика, графика и тд.
Виды речевой деятельности:
Говорение, аудирование, чтение, письво.
О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека.
Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
Выбирайте достойное, а не легкое»
«Как научиться высокой культуре речи?»
Творческий перевод текста:
Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.
Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками
Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интернете.
Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.
Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:
1Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
2Дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
3Этот человек был дворянином от мозга до костей.
4Это главная проблема, заложенная в тексте.
5От своего лица и автора советую путешествовать.
6Человек в наше время читает книгу по нужде.
7Она хотела помочь семье и отцу.
8Школьные годы пропали не зря.
Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Задания к тексту:
Определите тип текста(монологический, диалогический)?
Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску.
Какую роль они играют в тексте? Зачем их использует автор?
Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны?
Как Митрофан рассуждает о частях речи?
Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки?
Подведение итога урока: Так, можно сказать, что взаимодействие между людьми является разносторонним проявлением совместной деятельности человека, которая видна во время совместной работы, в беседе с друзьями, в научной дискуссии и т. д.
Язык - постоянно развивающееся, а потому – меняющееся социальное явление. Он постоянно реагирует на все реалии жизни. Только хотелось бы, чтобы в этих быстро меняющихся реалиях не потерялся сам человек. Человек, умеющий чувствовать, сопереживать, любить, делать добро.
Рефлексия.
Что вы узнали нового из нашего урока?
Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.
Список использованной литературы:
Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «ВАКО», 2013.
Социологический энциклопедический словарь. Экономика, 2014.
Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Азъ, 2012.
Гоменюк Н. В. Общение. otkrytyy-urok-po-teme-obshchenie
Мачеева А. Е. Виды и формы общения. http://открытыйурок.рф/статьи
http://mlis.ru/literature/308-rechevoe-vzaimodejstvie.html.
festival.1september.ru/articles.
https://doc4web.ru/russkiy-yazik/rechevoe-obschenie-klass.html.
Раздаточный материал
1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).
Творческий перевод текста:
Ламер -
Тэги -
Веб-мастер (англ. webmaster) -
Невесел –
Залудить –
Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:
1Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
2Дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
3Этот человек был дворянином от мозга до костей.
4Это главная проблема, заложенная в тексте.
5От своего лица и автора советую путешествовать.
6Человек в наше время читает книгу по нужде.
7Она хотела помочь семье и отцу.
8Школьные годы пропали не зря.
Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.