Конспект открытого урока по литературе в 6 «В» классе «Уроки французского» – уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; охарактеризовать ее образ, выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения; воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира, любовь и уважение к учителям.
Задачи урока:
Образовательные:
Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки
он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым
живут герои В. Г. Распутина.
Развивающие:
Продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.
Развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
Продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу
над выразительным чтением учащихся.
Воспитательные:
Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
Продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и
этические нормы поведения и взаимоотношений.
Планируемые результаты:
Предметные:
сформировать представление рассказе «Уроки французского»;
воспитание интереса к изучению предмета.
Личностные УУД:
оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
определять нравственные проблемы, поднятые В.Г. Распутиным.
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
формулировать выводы из коллективного обсуждения;
научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
сбор и выделение существенной информации;
научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
формировать исследовательскую позицию.
Коммуникативные УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться вести диалог.
Ход урока
1. Организационный момент
- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
2. Создание положительных эмоций
- Как вы могли заметить, к доске прикреплен лист в виде сердца. Это – символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним я передаю свою любовь и доброту вам.
- Присаживайтесь!
- Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
3. Актуализация темы
- С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках? Кто является его автором?
- Сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
- Скажите мне, пожалуйста, какие биографические данные отразились в произведении писателя? («Там ничего не пришлось выдумывать» - говорил Распутин. «Все это происходило со мной. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня»)
4. Объявление темы и цели урока
- Давайте посмотрим центральную сцену этого рассказа. (Просмотр видеофрагмента)
- Это обычная ситуация?
- Наша исследовательская задача состоит в том, чтобы разобраться в поведении мальчика и учительницы.
- Цель нашего урока: выяснить, почему мальчик играет с учительницей на деньги, и почему учительница решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
- Тема: «Уроки французского – уроки доброты». (Запись в тетради темы урока)
- Приступим к решению поставленных задач.
- Вернемся к началу рассказа.
5. Работа по содержанию рассказа. Анализ произведения
- Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году в далёкой сибирской деревне)
- Кто является главным героем рассказа? (Деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).
- Какого он возраста? (примерно пятиклассник).
- Как к мальчику относились односельчане? Найдите в тексте отрывок и прочитайте. (Признавался за грамотея)
- Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. (В деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)
- У кого жил мальчик в районе? (У знакомой матери)
- Как он чувствовал себя на новом месте? (Плохо, скучал по дому, голодал)
- Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (На новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)
- Почему он ввязался в игру на деньги? (Был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).
- Как даются ему выигрыши? (Мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)
- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает)
- Как ведет себя герой в драке и после неё? (Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).
- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой? (Честным и принципиальным).
- Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.
- Какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми? (Проблема жестокости сверстников, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)
- Кто же приходит на помощь мальчику? (Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)
- Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)
- Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя? (Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.)
- Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик? (Учительнице необычайно жалко голодного мальчика)
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Почему? (Возвышенным, почти неземным существом).
- Какая была первая помощь мальчику от Лидии Михайловны? (Отправляет посылку)
- Что было в посылке? (Макароны, несколько кусков сахара, две плитки гематогена)
- Почему мальчик не принимает посылку от учителя? (Мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)
- Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином)
- Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей? (Гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости).
- На путевом листочке есть таблица, состоящая из двух колонок. Впишите в таблицу черты характера главного героя. (Записывают нравственные качества в тетради)
- Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги? (Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие)
- Какие уроки преподала учительница главному герою рассказа уроки французского? (Лидия Михайловна преподала своему ученику урок человечности, который мальчик усвоил на всю жизнь. ... Учительница французского языка решает помочь своему ученику очень своеобразным способом. Зная гордый характер мальчика, под предлогом дополнительных занятий она предлагает ему играть в «замеряшки» на деньги).
- Какой самый главный урок получил герой от учительницы?
(Самым важным из них является урок доброты, благородства и справедливости, который мальчику преподает его школьная учительница Лидия Михайловна.) - Чему научила Лидия Михайловна своего ученика?
(Главным достижением Лидии Михайловны было не то, что она научила мальчика французскому языку, - она научила его разбираться в себе, своем душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверенность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.) - Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика? (Директор школы)
- Каково же решение директора? (Он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником)
- Как вы думаете, сердится на мальчика Лидия Михайловна? (В финале произведения говорится о том, что уволенная Лидия Михайловна была вынуждена отправиться к себе на малую родину. Оттуда она отправила рассказчику посылку, где лежали макароны и невиданные для героя яблоки. Этим поступком Лидия Михайловна показала, что она совершенно не сердится на рассказчика и не жалеет о том, что играла с ним на деньги.)
- Какой же мы видим учительницу? (Отзывчивая; добрая; великодушная; целеустремлённая; настойчивая; ответственная). Запишем в таблицу черты характера Лидии Михайловны в таблицу.
6. Синквейн «Нравственные качества героя»
- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне и о мальчике, составив синквейн.
1 вариант – Лидия Михайловна
1.Ученик.
2. Одинокий, скромный, терпеливый, добрый, целеустремленный.
3. Тосковал, переживал, голодал.
4. Не было человека несчастнее меня.
5. Человек.
2 вариант - Мальчик
1.Учитель.
2.Спокойная, добрая, мудрая.
3.Понимает, сочувствует, шутит.
4. Хотела помочь мальчику.
5.Друг.
Рефлексия
- Почему рассказ называется «Уроки французского»? (Потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе)
- Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни главного героя? (Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым).
- Можно было бы назвать этот рассказ «Уроки доброты»? (Да)
- Ребята, как вы думаете, пригодились эти уроки герою? (Да, ведь он стал хорошим, известным человеком)
- А ведь рядом с мальчиком не могло оказаться такого учителя, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы сложилась жизнь у героя.
- Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Валентин Григорьевич Распутин назвал «Уроки французского» - «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую роль в вашей жизни и вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.
- Вы молодцы! Хорошо сегодня работали.
Запишем домашнее задание.
8. Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос: «Почему именно Лидия Михайловна оставила неизгладимый след в душе героя?»
- Герой произведения – умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея». Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает». Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.
6