Составное именное сказуемое (Isimlerden bolan düzmeli habar).
В. Распутин. Рассказ «Уроки французского»
Цели урока : Развитие грамматических знаний о главных членах предложения, дать грамматические знания о составном именном сказуемом, о согласовании подлежащего и сказуемого. развитие устной и письменной речи, пополнение словарного запаса; воспитание любви и уважения к преподавателям.
Используемый материал и оборудование: Слайды, таблица по теме, иллюстрации.
Взаимосвязь с другими предметами: туркменский язык, литература, история.
Вид урока : комбинированный.
Ход урока:
I. Орг. момент.1.Приветствие.2.Беседа о родине, о событиях дня.3. Подготовка учащихся к уроку.4.Словарный диктант из 10-12 слов.
II. Опрос домашнего задания. Задание 2. Из текста (задание № 1) выпишите выделенные предложения, заменив в них простые глагольные сказуемые на составные, а составные на простые
Обобщение и повторение пройденной темы: Ответить на вопросы: 1. Какие перемены стали происходить с мальчиком? 2. Во что для него превратились уроки французского? 3. Как ему было интересно испытать себя? 4. В какую игру предложила сыграть мальчику Лидия Михайловна? 5. Как реагировал мальчик на её предложение? 6. Как вы думаете, в чём состояла главная цель учительницы?
IV. Новая тема.1). При создании образов авторами используются
следующиехудожественные средства для раскрытия характера: 1. Речевая характеристика героя, которая включает монолог и диалог, в некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Например: Повесть Л. Толстого «После бала».
2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом. Например: Взаимохарактеристика чиновников в комедии Гоголя «Ревизор». 3. Авторская характеристика, это когда один персонаж рассказывает о своём герое. Например: Роман
Л. Толстого «Война и мир».
3) Отрывок из рассказа «Уроки французского».
Играли шумно. Опускались на колени, ползали по полу,растягивали пальцы, замеряя монеты. Тут я заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать
Словарная работа. натуга – zor salmaklyk исподтишка – assyrynlyk bilen
приловчился – çalasyn bolmak накануне – öňüsyrasynda
3) Грамматическая тема: Составным именным называется сказуемое, которое состоит
из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение. Схематически выглядит так:
Мальчик оказался талантливым
V.Закрепление новой темы.1.Чтение отрывка и пересказ.
2) Задание 3. Подумайте и расскажите, о каких чертах характера мальчика вы узнали из прочитанного рассказа «Уроки французского». Найдите в тексте предложения, в которых описываются:1) внешность мальчика; 2) черты характера мальчика.
Слова для справок: худой, диковатый, одинокий, скромный,
честный, мужественный, смелый, упорный, способный, старается оправдать доверие семьи, самостоятельный, умный, гордый.
3) Решение кроссворда по рассказу.(слайды12-25)
VI. Домашняя работа: 2. Какие художественные средства для раскрытия характера героев использовал В. Распутин в рассказе «Уроки французского»? Поговорите об этом.
VII. Подведение итога урока и выставление оценок. Ответить на вопросы:1. Как играли в «замеряшки» учительница с мальчиком?2. Какую хитрость со стороны учительницы заметил мальчик? 3. Как он отреагировал на это? Понял ли, что учительницанарочно проигрывает? 4. Как чувствовал себя мальчик, зная,что принимает деньги от учительницы? 5. Как поступил директор с учительницей? 6. С каким чувством попрощалась учительница с мальчиком и что ему пожелала? 7. Какую посылку отправила ему учительница со своей родины и что он увидел впервые? 8. Стал бы мальчик играть с учительницей нечестно? 9. Почему Лидия Михайловна так поступила заведомо зная, что это наказуемо? 10. Чему учит рассказ «Уроки французского»? 11. Понравился ли вам рассказ? 12. Какие чувства вы испытывали, читая произведение? Возможны ли в наши дни подобные ситуации?
Taýýarlan: Husainowa N.S.