СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у народных музыкантов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка написана по программе Т. И. Баклановой "Музыка" 3 четверть. Учащиеся знакомятся с историей возникновения русских народных инструментов, определяют на слух, инрают в мини оркестрах.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у народных музыкантов»

Муниципальное Казенное учреждение

Дополнительного Образования

Центр дополнительного образования

Усть-Кутского муниципального образования










Урок по музыке по программе

Баклановой Т. И. «Музыка»



Тема: «В гостях у народных музыкантов»








Автор: Петрочук Елена Александровна.













Усть-Кут 2017г.

Пояснительная записка

Урок проводится по программе Т. И. Баклановой «Музыка. Тема 3 четверти « В гостях у народных музыкантов». Учащиеся путешествуют и знакомятся с историей возникновения русских народных инструментов. Применяют полученные знание на практике.

Цель: развитие у детей интереса к народной музыке как части традиционной российской культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с историей создания русских народных инструментов.

  2. Развивать умение слушать и различать звук народных инструментов и народную музыку.

  3. Воспитывать любовь к русской национальной культуре.

Оборудование

  1. Компьютер.

  2. Видеопроектор.

  3. Русский народные инструменты.

  4. Фортепиано.


Слайд 1(Заставка р. н. инструменты)


Учащиеся входят в класс по русскую народную музыку « Калинка»

На столе лежат русские народные инструменты.

Орг. момент.

Музыкальной приветствие по звукам тонического трезвучия.

Учитель: Здравствуйте , ребята!

Учащиеся: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, а как вы думайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Учащиеся: Об инструментах.

Учитель: И не просто об инструментах. А о русских народных инструментах. А вы знаете, как они появились? Кто их придумал?

Учащиеся: нет.

Учитель: Когда- то давным - давно обычная хозяйка занималась обычным делом развешивала белье. На груди у нее висели прищепки, который при любом движении издавали необычный звук. И однажды кто - то прищепки заменил на деревяшки или дощечки, и появился инструмент – трещотка.


Слайд 2 (Трещотка)


Учитель: Послушайте, как она звучит. (звуковой файл) У нас на уроке тоже есть такой инструмент. Найдите его на столе.

( прослушивание, игра на трещотке )

Учитель: ребята, а какой это инструмент ударный или музыкальный и почему?

Учащиеся: Ударный, потому что в него ударяют и это звук нельзя спеть.

Учитель: Правильно, молодцы.

После того как белье высушили его, конечно нужно было погладить. Раньше не было электричества, и люди использовали вот такое приспособление. А называется он рубель (учитель показывает, как использовали рубель при глажке белья)


Слайд 3 (рубель)


Учитель: В дальнейшем это тоже стал музыкальный инструмент. Послушайте его звук (звуковой файл). Это инструмент ударный или музыкальный?

Учащиеся: Ударный.

Учитель: Найдите его на столе среди инструментов (учащиеся ищут инструмент на столе ) Давайте представим, что мы с вами на пруду. Кто может издавать такие звуки? (учитель играет на инструменте)

Учащиеся: Лягушка или жаба.

Учитель: А живет тоже в пруду. У нее плоский клюв кто это?

Учащиеся: Утка.

Учитель: А на ель….. взгромоздясь, позавтракать, уж было собралась?

Учащиеся: Ворона.
Учитель: Вот сколько звуков может издавать древний утюг – рубель.

Учитель: А вы за столом каждый день сидите?

Учащиеся: Да.

Учитель: А какими приборами вы пользуйтесь?

Учащиеся: Ложками, вилками, тарелками.

Учитель: И здесь музыкальный инструмент тоже оказался в быту. Мы с вами пользуемся им каждый день. Что это за инструмент?

Учащиеся: ложки.

Учитель: На ложках, научится играть, мог каждый. И я думаю, что вы тоже пробовали играть на ложках. Давайте посмотрим, как можно играть на ложках.

(Видео «Молодечненские ложкари»)


Учитель: А вы знаете, что раньше в деревнях пасли коров неплохие музыканты- пастухи. Был у них незатейливый инструмент – свирель.


Слайд 4(свирель)


Учитель: Делали его из простого камыша или тростника. Вырезали семь дырочек, и инструмент был готов. При помощи свирели пастухи могли общаться между собой на далеких расстояниях. Давайте послушаем звук свирели (звуковой файл)

Учитель: Есть такие инструменты в русском народе, которые делали из рогов коровы. Назывались такие инструменты жалейки. Так как можно было жалейку сделать тоже из тростника и бересты, она была доступна пастушкам.

Звук жалейки совсем необычный. Он как будто жалеет кого то или жалуется. Послушайте, как звучит жалейка (звуковой файл)

Слайд 5 ( жалейка)


Учитель: ребята, что надо сделать, чтоб звук получился?

Учащиеся: Нужно в них дуть.

Учитель: Значить это какие инструменты, если в них нужно дуть?

Учащиеся: духовые.

Учитель: совершенно верно. От слова «дуть» произошли духовые инструменты. При помощи отверстий, который есть в жалейке, свирели и любом духовом инструменте регулируется высота звука.

Учитель: Найдите его на столе среди инструментов (учащиеся ищут инструмент на столе)

Вы любите загадки?


Ели вы её отгадаете,

То инструмент сразу узнаете!


Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? 

Учащиеся: Балалайка

Учитель: Найдите его на нашем музыкальном столе.

Слайд: (балалайка)

Учитель: Под балалайку пели песни и, конечно танцевали разные танцы. Я предлагаю вам потанцевать.


(дети выполняют танцевальные движения «Калинка»)


Учитель: Молодцы! Русский народный инструмент, про который в народе говорили балаболить или болтать без умолку. Пользовались этим инструментом не только простые люди, но и скоморохи! А кто такие скоморохи?

Учащиеся Люди, которые смешать народ.

Учитель: Посмотрите, ребята, как веселили народ скоморохи.

(Танец «Скоморохи»)


Учитель: Инструмент, у которого есть струны как можно назвать?

Учащиеся: струнные.

Учитель: Посмотрите друг на друга. Ответьте, а какой инструмент есть у каждого из вас?

Учащиеся: Ладошки.

Учитель: Правильно! Ваши ладошки – это ударный инструмент. Какие русские ударные инструменты вы знаете? а почему ударные?

Ответ: бубен, ложки, колокольчики, потому что в них ударяют.

Слайд 7 ( ударные инструменты)

Учитель: Совершенно верно, мы в них ударяем. Первые ударные инструменты – это, конечно, ваши ладошки. Попробуйте повторить за мной (отстукивание ритма) Получилось? Постепенно люди стали использовать камни, дощечки и все что попадалась под руки. Получились ударные инструменты.

Учитель: Давайте посмотрим на наш стол музыкальных инструментов. Какие ударные инструменты у нас есть?

Учащиеся: бубен, ложки, колокольчик. Я думаю, что каждый слышал как звенят колокольчики, бубен и ложки. Послушайте еще раз (звуковой файл)

Вы запомнили, как звучат инструменты?

Учащиеся: да.

Учитель: А сейчас поиграем. Игра называется «Угадай, на чём играю?» Все закрывают глаза. Ведущий выходит и играет на инструменте. Называет одного из вас (например, Иванова Петю) и он должен угадать, что за инструменты прозвучали.

(игра «Угадай, на чём играю?»

(какой инструмент прозвучал, участники становится музыкантами)


Учитель: вот у нас с вами собрался ансамбль музыкантов. Конечно, каждый музыкант имеет свой инструмент. А какой же инструмент звучит сейчас ? (Звуковой файл)

Учащиеся: Гармонь.

Учитель: Посмотрите, ребята у нас с вами получился оркестр русских народных инструментов. Давайте все инструменты с вами перечислим с которыми мы сегодня познакомились: трещотка, свирель, рубель, балалайка, гармошка, ложки и ладошки) Я предлагаю под русскую народную песню сыграть на народных инструментах. А мы все вместе приготовили свой ударный инструмент – ладошки и помогаем нашим музыкантам.

(Выступает оркестр народных инструментов).

Учитель: мы сегодня путешествовали, что нового узнали на уроке?

Учащиеся: Что инструменты придумал народ. Что ими пользовались в быту: стирали , гладили, зажимали прищепками бельё.

Учитель: Домашнее задание: нарисовать русский народный инструмент, который понравился.

Спасибо всем за работу! До свидания!



Литература:

1.Обучение в 1 классе « Музыка» Т. И. Бакланова М;2013 г.

2. Интернет источники:

  • www.youtube.com «Молодечненские ложкари»

  • https://xmusik.me Танец «Скоморохи»