Муниципальное Казенное учреждение
Дополнительного Образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Урок по музыке по программе
Баклановой Т. И. «Музыка»
Тема: «В гостях у народных музыкантов»
Автор: Петрочук Елена Александровна.
Усть-Кут 2017г.
Пояснительная записка
Урок проводится по программе Т. И. Баклановой «Музыка. Тема 3 четверти « В гостях у народных музыкантов». Учащиеся путешествуют и знакомятся с историей возникновения русских народных инструментов. Применяют полученные знание на практике.
Цель: развитие у детей интереса к народной музыке как части традиционной российской культуры.
Задачи:
Познакомить с историей создания русских народных инструментов.
Развивать умение слушать и различать звук народных инструментов и народную музыку.
Воспитывать любовь к русской национальной культуре.
Оборудование
Компьютер.
Видеопроектор.
Русский народные инструменты.
Фортепиано.
Слайд 1(Заставка р. н. инструменты)
Учащиеся входят в класс по русскую народную музыку « Калинка»
На столе лежат русские народные инструменты.
Орг. момент.
Музыкальной приветствие по звукам тонического трезвучия.
Учитель: Здравствуйте , ребята!
Учащиеся: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Ребята, а как вы думайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Учащиеся: Об инструментах.
Учитель: И не просто об инструментах. А о русских народных инструментах. А вы знаете, как они появились? Кто их придумал?
Учащиеся: нет.
Учитель: Когда- то давным - давно обычная хозяйка занималась обычным делом развешивала белье. На груди у нее висели прищепки, который при любом движении издавали необычный звук. И однажды кто - то прищепки заменил на деревяшки или дощечки, и появился инструмент – трещотка.
Слайд 2 (Трещотка)
Учитель: Послушайте, как она звучит. (звуковой файл) У нас на уроке тоже есть такой инструмент. Найдите его на столе.
( прослушивание, игра на трещотке )
Учитель: ребята, а какой это инструмент ударный или музыкальный и почему?
Учащиеся: Ударный, потому что в него ударяют и это звук нельзя спеть.
Учитель: Правильно, молодцы.
После того как белье высушили его, конечно нужно было погладить. Раньше не было электричества, и люди использовали вот такое приспособление. А называется он рубель (учитель показывает, как использовали рубель при глажке белья)
Слайд 3 (рубель)
Учитель: В дальнейшем это тоже стал музыкальный инструмент. Послушайте его звук (звуковой файл). Это инструмент ударный или музыкальный?
Учащиеся: Ударный.
Учитель: Найдите его на столе среди инструментов (учащиеся ищут инструмент на столе ) Давайте представим, что мы с вами на пруду. Кто может издавать такие звуки? (учитель играет на инструменте)
Учащиеся: Лягушка или жаба.
Учитель: А живет тоже в пруду. У нее плоский клюв кто это?
Учащиеся: Утка.
Учитель: А на ель….. взгромоздясь, позавтракать, уж было собралась?
Учащиеся: Ворона.
Учитель: Вот сколько звуков может издавать древний утюг – рубель.
Учитель: А вы за столом каждый день сидите?
Учащиеся: Да.
Учитель: А какими приборами вы пользуйтесь?
Учащиеся: Ложками, вилками, тарелками.
Учитель: И здесь музыкальный инструмент тоже оказался в быту. Мы с вами пользуемся им каждый день. Что это за инструмент?
Учащиеся: ложки.
Учитель: На ложках, научится играть, мог каждый. И я думаю, что вы тоже пробовали играть на ложках. Давайте посмотрим, как можно играть на ложках.
(Видео «Молодечненские ложкари»)
Учитель: А вы знаете, что раньше в деревнях пасли коров неплохие музыканты- пастухи. Был у них незатейливый инструмент – свирель.
Слайд 4(свирель)
Учитель: Делали его из простого камыша или тростника. Вырезали семь дырочек, и инструмент был готов. При помощи свирели пастухи могли общаться между собой на далеких расстояниях. Давайте послушаем звук свирели (звуковой файл)
Учитель: Есть такие инструменты в русском народе, которые делали из рогов коровы. Назывались такие инструменты жалейки. Так как можно было жалейку сделать тоже из тростника и бересты, она была доступна пастушкам.
Звук жалейки совсем необычный. Он как будто жалеет кого то или жалуется. Послушайте, как звучит жалейка (звуковой файл)
Слайд 5 ( жалейка)
Учитель: ребята, что надо сделать, чтоб звук получился?
Учащиеся: Нужно в них дуть.
Учитель: Значить это какие инструменты, если в них нужно дуть?
Учащиеся: духовые.
Учитель: совершенно верно. От слова «дуть» произошли духовые инструменты. При помощи отверстий, который есть в жалейке, свирели и любом духовом инструменте регулируется высота звука.
Учитель: Найдите его на столе среди инструментов (учащиеся ищут инструмент на столе)
Вы любите загадки?
Ели вы её отгадаете,
То инструмент сразу узнаете!
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
Учащиеся: Балалайка
Учитель: Найдите его на нашем музыкальном столе.
Слайд: (балалайка)
Учитель: Под балалайку пели песни и, конечно танцевали разные танцы. Я предлагаю вам потанцевать.
(дети выполняют танцевальные движения «Калинка»)
Учитель: Молодцы! Русский народный инструмент, про который в народе говорили балаболить или болтать без умолку. Пользовались этим инструментом не только простые люди, но и скоморохи! А кто такие скоморохи?
Учащиеся Люди, которые смешать народ.
Учитель: Посмотрите, ребята, как веселили народ скоморохи.
(Танец «Скоморохи»)
Учитель: Инструмент, у которого есть струны как можно назвать?
Учащиеся: струнные.
Учитель: Посмотрите друг на друга. Ответьте, а какой инструмент есть у каждого из вас?
Учащиеся: Ладошки.
Учитель: Правильно! Ваши ладошки – это ударный инструмент. Какие русские ударные инструменты вы знаете? а почему ударные?
Ответ: бубен, ложки, колокольчики, потому что в них ударяют.
Слайд 7 ( ударные инструменты)
Учитель: Совершенно верно, мы в них ударяем. Первые ударные инструменты – это, конечно, ваши ладошки. Попробуйте повторить за мной (отстукивание ритма) Получилось? Постепенно люди стали использовать камни, дощечки и все что попадалась под руки. Получились ударные инструменты.
Учитель: Давайте посмотрим на наш стол музыкальных инструментов. Какие ударные инструменты у нас есть?
Учащиеся: бубен, ложки, колокольчик. Я думаю, что каждый слышал как звенят колокольчики, бубен и ложки. Послушайте еще раз (звуковой файл)
Вы запомнили, как звучат инструменты?
Учащиеся: да.
Учитель: А сейчас поиграем. Игра называется «Угадай, на чём играю?» Все закрывают глаза. Ведущий выходит и играет на инструменте. Называет одного из вас (например, Иванова Петю) и он должен угадать, что за инструменты прозвучали.
(игра «Угадай, на чём играю?»
(какой инструмент прозвучал, участники становится музыкантами)
Учитель: вот у нас с вами собрался ансамбль музыкантов. Конечно, каждый музыкант имеет свой инструмент. А какой же инструмент звучит сейчас ? (Звуковой файл)
Учащиеся: Гармонь.
Учитель: Посмотрите, ребята у нас с вами получился оркестр русских народных инструментов. Давайте все инструменты с вами перечислим с которыми мы сегодня познакомились: трещотка, свирель, рубель, балалайка, гармошка, ложки и ладошки) Я предлагаю под русскую народную песню сыграть на народных инструментах. А мы все вместе приготовили свой ударный инструмент – ладошки и помогаем нашим музыкантам.
(Выступает оркестр народных инструментов).
Учитель: мы сегодня путешествовали, что нового узнали на уроке?
Учащиеся: Что инструменты придумал народ. Что ими пользовались в быту: стирали , гладили, зажимали прищепками бельё.
Учитель: Домашнее задание: нарисовать русский народный инструмент, который понравился.
Спасибо всем за работу! До свидания!
Литература:
1.Обучение в 1 классе « Музыка» Т. И. Бакланова М;2013 г.
2. Интернет источники: