Русский язык 3 «А» класс
Учитель: Сверчкова Наталья Викторовна
Тема. В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Цели:
Обучающие: дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать.
Воспроизвести знания об изученных правилах письма.
Развивающие: развивать умения выделять части слова.
Способствовать развитию орфографического навыка.
Активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с индивидуальными заданиями.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания. Подобрать однокоренные слова к слову «лист»
Лист – листик – листок – листочек – листва .( проверка на доске)
3. Словарная работа. Четверг
Ребус. Этот труженик умелый
Лень и праздность он отверг
Все спешит успеть доделать
День по имени (четверг)
- С каким словом мы будем знакомиться сегодня?
Ч тверг
- Как написано это слово ?
- Какую букву напишем И или Е?
- Как будем решать эту проблему? ( запомним, что слово четверг пишется с буквой Е)
- Открываем тетради. Пишем число, классная работа и записываем 3 раза слово через запятую.
- А в какой части слова стоит непроверяемая гласная? (в корне слова)
- А только ли в корне слова можно встретить орфограмму?
- О чем сегодня на уроке будем говорить?
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с тем, в каких значимых частях слова есть орфограммы?
4. Фронтальный опрос.
1. Часть слова без окончания называется корнем слова? ( Нет. Основа слова)
2. Значимая часть слова, которая стоит посте корня перед окончанием называется суффикс. (Да)
3. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слова – это приставка? (Да)
4. Значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение – это окончание. (Нет. Корень)
5. Значимая изменяемая часть слова – это окончание. (Да)
5. Игра «Третий лишний»
Выписать в тетрадь лишнее слово, поставить ударение. В какой части слова находится безударная гласная?
Вывод: Безударная гласная может быть в любой части слова.
- Открываем учебник на стр. 102. Смотрим правило.
6. Физминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели
7. Работа с учебником .
Стр. 102, упр.192 (устно)
Пришел, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами.
8. Практическая работа.
Найди слова с орфограммами. Запиши в нужный столбик.
Вдох, зубик, река, сова, мыло, дождик, куча, запел, кормить, домик, звери, налить. ( проверка) (+,- )
Вывод: Орфограмма может быть в любой значимой части слова.
9. Рефлексия урока
Итог урока
Домашнее задание упр. 193 стр. 102