РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
В. Распутин
«Уроки французского».
6 класс
Подготовила:
Учитель МАОУ СОШ №48: Парфенова Светлана Анатольевна
Тема: «В. Распутин «Уроки французского».
Цели:
Раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;
Формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки:
Продолжить работу па развитию культуры речи школьников, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;
Способствовать взаимопониманию между учителем и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя
Ход урока
1.Фаза вызова. (Организационный момент)
Постановка цели и задач урока
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше замечает он добра в людях».
Л.Н.Толстой
- Знакомство с творчеством В. Распутина. (Презентация, подготовленная учениками класса)
- О чём говорит название «Уроки французского?» ( О школе, уроках, сверстниках)
- Прежде, чем начнём читать рассказ, поговорим о времени после войны (составление кластера)
Карточная система голод тяготы колхозного труда Сибирь – Родина писателя, глухая
сибирская деревушка, садов нет, так как деревья зимой вымерзают.
- Чтение статьи в газете «Труд» от 15 марта 2007 г. (интервью с учительницей – героиней его рассказа, Лидией Михайловной Молоковой)
«Два дня назад в интервью "Труду" Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа "Уроки французского". И вот - удача! - откликнулась та самая Лидия Михайловна Молокова. Правда, она не сразу согласилась: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью….
Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной советской литературе, и, когда речь зашла о "деревенщиках", услышала фамилию Распутин. Закралось сомнение: не тот ли это Валя из Усть-Уды, которого я два года учила французскому? В Париже, а я преподавала в Сорбонне, зашла в книжный магазин, где продавали советскую литературу, спросила, нет ли книг Распутина. А в ответ услышала: он идет нарасхват, может, еще привезут. Попросила оставить, если поступит... Так и оказался у меня небольшой томик, назывался он "Живи и помни". Стала читать "Уроки французского" - и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда и успокоилась. Один экземпляр книги выслала в Иркутск Вале, так шел он до Сибири полгода! Потом получила ответ: "Я знал, что найду Вас!" С этого и началось, если можно так сказать, наше второе знакомство, завязалась переписка. ….
Лидия Михайловна, и все-таки насколько правдиво написан рассказ, который носит явно автобиографичный характер, как жилось тогда в Усть-Уде?
Плохо жилось, как и повсюду в послевоенные годы. Впроголодь. Одеты были кто во что горазд. Старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах, холщевые сумки вместо портфелей... К нам в школу приходили дети из многих ближних деревень, а те, что из дальних, жили где придется - кто у знакомых, кто в интернате. И важно было занять их не только в учебное время, объединить. Я организовала драмкружок, и мои "разбойнички" вскоре преобразились. Но все равно хулиганили, могли во время урока под парту забраться и закукарекать…
Будущий писатель Распутин тоже хулиганил?
- Ну что вы! Он был очень скромным и застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды».
2. Фаза осмысления.
Чтение рассказа с комментированием.
- От чьего лица ведётся повествование? (от первого, автор изложил свою биографию)
Вывод: жанр этого произведения?
Рассказ автобиографический
Автобиография - это……………………..
Выписать в тетрадь черты характера мальчика (сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели)
-Средства создания художественного образа героя
Портрет
Интерьер
Поступок
3.Рефлексия
Вывод:
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно ,как солдат, обязанности и свои синяки.
Мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
Лидия Михайловна – выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения, человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
Домашнее задание:
-дочитать рассказ до конца;
-письменно ответить на вопрос «Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель?