СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Важный овощ - картофель

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указана история появления картофеля. Как правильно сделать крахмал. Знакомство с неньютоновской жидкостью

Просмотр содержимого документа
«Важный овощ - картофель»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области"





Методическая разработка по программе «Агроэкология».

Раздел 4 «Пища на пользу человека»



«Важный овощ – картофель»














Выполнила: Ендураева Наталья Николаевна

Педагог дополнительного образования

















Димитровград

2023

Тема: «Важный овощ – картофель»


Для детей 7-11 лет

Цель: Узнать больше о картофеле.

Задачи:

Образовательная: научить делать крахмал из картофеля.

Развивающая: развить навыки проведения лабораторных опытов; расширить кругозор учащихся о картошке.

Воспитательная: формирование интереса к картофелю.

Методы: беседа, опыт

Ход занятия



Весной в лунку бросают, Цветёт, созревает, К осени выкапывают, В мешки складывают! (Картофель)

Педагог спрашивает у детей, что они знают о картофеле. Какие блюда можно приготовить из картофеля (ответы детей).

Педагог рассказывает история появления картофеля. (Родина картофеля — Южная Америка, где до сих пор можно встретить дикорастущие виды этого растения. Введение картофеля в культуру (сначала путём эксплуатации диких зарослей) было начато примерно 9-7 тысяч лет тому назад на территории современной Боливии. Появление в России картофеля  связывало с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Так, в 1765 году клубни были отправлены для посадки из Петербурга в Москву. Транспорт прибыл в декабрьские морозы, и потому, несмотря на тщательную упаковку (бочонки оборачивались рогожами), картофель сильно пострадал. Из 58 бочонков были пригодны только 8. Мёрзлый картофель распродали за большие деньги, ни слова не сказав о потере вкусовых качеств и полной непригодности для посева. В феврале 1766 года 4 пуда картофеля было отправлено из Петербурга в Новгород. Мешки сопровождал курьер, вручивший их губернатору вместе с наставлением о выращивании картофеля.)

Дети узнают, что в среднем картофель содержит (в %): воды 75; крахмала 18,2)

Крахмал при соединении с йодом становится тёмно синим. Капаем на срез картошки йод. Смотрим результат.

Таким же способом можно проверить наличия крахмала в разных овощах. Из предложенных овощей дети выясняют, где находится крахмал.

Опытным путём по технологической карте дети добывают крахмал из картофеля. (Приложение 1) Примечание: 1 класс делает с помощью педагога. Ребёнок трёт на мелкой тёрке картофель. Появляется кашица с жидкостью. Значит, есть вода. Затем в кашицу наливаем воду, примерно стакан. Перемешиваем и через сито сливаем жидкость в сосуд. Уже минут через 10 (лучше оставить на час) можно увидеть осадок на дне сосуда. Это и есть крахмал.

Педагог знакомит детей с неньютоновская жидкость. Если вязкость жидкости зависит только от её природы и температуры - такие жидкости мы называем ньютоновские (вода). А если вязкость жидкости зависит от скорости предмета- то такие жидкости называют неньютоновские. Неньютоновская жидкость одновременно пребывает в твердом и в жидком состоянии. Если вы сформируете из нее шарик, он потеряет форму при подбрасывании в воздух. При помещении в контейнер она (в отличие от обычной жидкости) не приобретет его форму. Сделать её можно, смешав крахмал и воду 2:1.

Возвращаемся к опыту.

Получившийся осадок выкладываем в блюдце. Через несколько минут водя пальцем по тарелке, можно наблюдать неньютоновскую жидкость. Через несколько часов получается белый картофельный порошок

Педагог спрашивает для чего используют крахмал? (ответы детей) Педагог дополняет ответы детей.

Крахмал используется для накрахмаливания предметов одежды: воротников, халатов и так далее. Крахмальный клейстер применяется для приклеивания обоев, изготовления папье-маше, в кулинарии. Для организма человека крахмал наряду с сахарозой служит основным поставщиком углеводов — одного из важнейших компонентов пищи.

Рефлексия: Педагог спрашивает, что нового узнали дети на занятии.

Список литературы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_картофеля

  2. https://yandex.ru/video/preview/9610228138374697456 - неньютоновская жидкость.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крахмал#:~:text=Крахмал%20используется%20для%20накрахмаливания%20предметов,в%20плодах%2C%20семенах%20и%20клубнях – крахмал.

Приложение 1

Изготовления крахмала из картофеля.

Внимание! Осторожно работать тёркой, чтобы не поранить руки. Не натирать слишком маленькие части.

1.Натереть картофель на мелкой тёрке в глубокую тарелку

2.Налить стакан воды в картофельную кашицу и перемешать ложкой.

3. Внимание, нам нужна получившая жидкость!

Процедить через сито в высокий сосуд, ложкой прижимать картофельную кашицу. Остатки картофеля складываем в контейнер

4.Дать настояться.

5.Слить воду в глубокую тарелку, а белый осадок в контейнер.



Приложение 1

Изготовления крахмала из картофеля.

Внимание! Осторожно работать тёркой, чтобы не поранить руки. Не натирать слишком маленькие части.

1.Натереть картофель на мелкой тёрке в глубокую тарелку

2.Налить стакан воды в картофельную кашицу и перемешать ложкой.

3. Внимание, нам нужна получившая жидкость!

Процедить через сито в высокий сосуд, ложкой прижимать картофельную кашицу. Остатки картофеля складываем в контейнер

4.Дать настояться.

5.Слить воду в глубокую тарелку, а белый осадок в контейнер.