Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Центр образования
Методическая разработка открытого урока
по баскетболу в 7 классе
«Ведение мяча с изменением
направления движения и скорости».

Разработала: Колосова С. В.,
учитель физической культуры
г. Зея 2014г.
Пояснительная записка
На уроках баскетбола применяю упражнения на технику выполнения, технических приемов игры – ведение, передачи, броски мяча – в таких упражнениях которые способствуют развитию основных и специальных физических качеств: скоростно-силовых, быстроты реакции, координационных способностей, силы, выносливости и ловкости. Для этого включаю в урок много подвижных игр и различных игровых заданий.
А так же на каждом уроке стараюсь совершенствовать в комплексе, такие приемы в баскетболе, как ведение мяча, ловля и передачи, броски, тактику защиты и нападения, вырывание и выбивание мяча, различные игровые приемы и взаимодействия с партнером. Эстафеты, игра в баскетбол и подводящие игры к игре в баскетбол, различные ускорения и работа с закрытыми глазами без зрительного контроля, работу по станциям, круговую тренировку; подвижные игры, в которых встречается ведение, ловля и передача мяча, броски мяча. Это такие игры как: «Волк во рву», «Гуси-Лебеди», «Чай, чай -выручай», «Салки-догонялки», «Пятнашки» и многие другие, в которых все действия выполняются с мячами. Много применяю заданий на тактику ведения игры в игровых взаимодействиях 1×1, 2×2, 3×3, 2×1, 3×2 и т.д.
Применяю комплексную подготовку на уроках баскетбола, потому что она нравиться ребятам. Они занимаются на уроках баскетбола с большим интересом и желанием, а раз есть интерес к уроку, то при этом сохраняется высокая общая и моторная плотность урока, и эффективнее решаются поставленные задачи урока, растет результат. Показателем хорошего результата является то, что ребята лучше выполняют технические приемы баскетбола. Ребята лучше ведут мяч левой рукой; выполняют бросок левой рукой в кольцо, с левой стороны от щита, и особенно хорошо то, что не только мальчики хорошо владеют таким техническим приемом как веление мяча на скорость и бросок мяча в кольцо, но и девочки.
Подвижные игры и игровые задания в уроке стараюсь сменить на пике «интереса», тем самым сохранить высокую плотность урока. Исключить из урока лишние перестроения. Стараюсь, чтобы от начала и до конца урока каждый ученик, как можно дольше работал индивидуально с мячом, чтобы повысить нагрузку. Несмотря на то, что на уроке прослеживается смена многих подвижных игр и игровых заданий, обучающиеся всего лишь один раз берут и кладут баскетбольные мячи для выполнения игровых заданий, за счет чего повышается моторная плотность урока. Урок построен так, чтобы все упражнения и задания в нем выполнялись от простых к сложным, от малого к большому, имели преемственность и последовательность.
Урок, как правило, начинаю с построения класса (с баскетбольными мячами в случае использования их в подготовительной части), сообщаю тему урока, план урока. Например, «Сегодня на уроке работа по станциям, эстафета, работа в тройках, четверках, игра в баскетбол и т.д.»
При объяснении ребятам задач урока стараюсь максимально их конкретизировать - например: «учиться плавному движению руки при ведении мяча»
В обязательном порядке демонстрирую все изучаемые приёмы игры, а также задания и упражнения, в собственном исполнении. Строя свой урок в зависимости от поставленных задач, учитываю сложность и величину нагрузки каждого упражнения.
Принимая во внимание тот факт, что на уроках баскетбола ученики часто получают травмы пальцев рук и голеностопного сустава, уделяю большое внимание разминке вообще, и в частности, названным частям тела и конечностей.
Предмет: Физическая культура.
Класс: 7 «б».
Раздел программы: Баскетбол.
Тема урока: «Ведение мяча с изменением направления и скорости».
Тип урока: Совершенствование полученных знаний.
Цель: Совершенствовать технику ведения мяча с изменением направления движения и скорости, ловлю и передачу мяча различными способами.
Задачи:
- формирование УУД обучающихся;
- развивать быстроту реакции, координацию движений при помощи различных игровых упражнений.
- укрепление основных взаимодействия в команде, ведению мяча с изменением направления движения и скорости.
- формировать чувство товарищества, коллективизма и взаимовыручки в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх, в учебной 2-х сторонней игре в баскетбол.
Метод урока:
Форма урока: групповая.
Материально – техническое обеспечение:
- инвентарь: Баскетбольные мячи – 20шт.
Кегли – 8шт.
Шапочки – 2 шт.
Стойки – 4 шт.
- используемые источники:
1. Нестеровский Д.И. «Баскетбол». Теория и методика обучения. Москва «Академия» 2008 год.
2. Лях В.И. «Физическая культура». 5 - 9 классы. Учебное пособие Москва 2002 год.
3. Ковалько В. И. Поурочная разработка по физкультуре: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 400с.
4. Бондаренкова Г. В., Коваленко Н. И., Уточкин А. Ю. Физкультура 7 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156с.
5. Баскетбол для молодых игроков: руководство для молодых тренеров/ А. Авакумович., Х. М. Бусета., Л. Килик., М. Мондони; ред. Хосе Мариа Бусета; Красноярск: Поликор, 2014. – 376с.
Ход урока.
Часть урока | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть – 12 мин. | Построение, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения. Передвижение: а) ходьба обычным шагом; б) ходьба на носках, руки вверх; в) ходьба на пятках, руки на пояс; г) ходьба на внешней стороне стопы, руки свободны. д) ходьба на внутренней стороне стопы, руки свободны. Медленный бег. Приставным шагом правым богом. Приставным шагом левым боком. Бег по диагонали. Бег и изменением направления « змейкой». | 30" 30" 30" 30" 30" 30" 30" 30" 3 | Обратить внимание на форму учеников. «Налево!», «Направо!». «Кругом!» «Налево!» в обход шагом марш. Следить за осанкой спину держать прямо, вперёд не наклоняться, на пол не смотреть. Ноги в коленях не сгибать. Команда «Бегом марш»! |
Основная часть – 25 мин. Заключительная часть -3 мин. | Перестроение в колонну по два. ОРУ на месте с мячом. ИП – ноги на ширине плеч, руки в замок. 1 -4 – вращение кистей в левую сторону. 5 -8 – то же в левую сторону. ИП – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – 4 круговые вращение рук вперед. 5 -8 то же назад. ИП – ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1 – подняться на носки, руки поднять вверх. 2 – ИП 3-4 - то же самое. Ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1 – отставляем ногу на носке назад, руки поднимаем вверх и прогибаемся в спине. 2 – ИП 3 -4 то же самое правой ногой. ИП – ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 -2 поворот туловища в левую сторону, рука прямая. Мяч в переложить в правую руку. 3 -4 то же самое в левую сторону. ИП – вращение мяча по часовой стрелки вокруг туловища. 1 – 4 - в левую сторону. 5-8 – в правую сторону. ИП – ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1 – присесть, руки в верх. 2 – ИП 3 – присесть, руки вперед. ИП ноги вместе, туловище наклонено вперед. 1 -4 – вращение мяча вокруг коленок в левую сторону. 5 – 8 в правую сторону. ИП - ноги шири плеч, туловище наклонено вперед. Вращение мяча восьмеркой между ног. ИП – ОС – подбросить мяч в верх, и сделать 3 хлопка. ИП. ИП – встав на правое колено, мяч в правой руке выполнить ведение мяча 20 раз. - поменять руку. ИП – то же самое но с закрытыми глазами. Ведение мяча 230 раз. Ведение мяча с изменением скорости. Ведение мяча правой и левой рукой остановка прыжком, с крестный шаг, барабанная дробь с изменением направления и скорости «змейка». Ведение мяча, «змейкой» бросок мяча партнеру и бросок мяча в кольцо. Учащиеся делятся на две команды. Первый игрок начинает скоростное ведение мяча до лицевой линии и возвращается обратно передает мяч второму и так пока все не выполнят. Ведение с преодолением препятствий. Эстафета выполняется так же как и первая. Игра «Салки с б/б мячом. Дети разбегаются по всей площадки с ведением мяча, ведущий догоняет и осаливает. Кого осалил, он встает ноги на ширине плеч, поднимает руки с мяча в верх. Нужно проползти у осаленного под ногами и он может продолжать дальше играть. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. | 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5 – 6 раз 6 – 8 раз. 6 - 8 раз. 6 – 8 раз. 5 – 6 раз. 8 раз. | Ноги прямые, соединить лопатки. Ноги прямые, руки прямые. Ноги прямые, руки прямые, прогибаемся в спине. Ноги не отрывать, рука прямая. Спина прямая, мяч перекладываем из руки в руку. Руки прямые. Стараемся не уронить мяч. Ноги немного согнуты, стараемся не уронить мяч. Мяч подбрасываем высоко и выполняем хлопки. Переменно ведем б/б мяч правой, левой рукой. Приложение №1. Приложение №2. Водящий с мячом догоняет всех остальных. Напоминаю о технике безопасности. |
Приложение № 1.

Приложение № 2.

САМОАНАЛИЗ УРОКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «Баскетбол»
Цель урока: «Ведение мяча с изменением направления и скорости».
По плану урока были поставлены задачи:
- формирование УУД обучающихся;
- развивать быстроту реакции, координацию движений при помощи различных игровых упражнений.
- укрепление основных взаимодействия в команде, ведению мяча с изменением направления движения и скорости.
- формировать чувство товарищества, коллективизма и взаимовыручки в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх, в учебной 2-х сторонней игре в баскетбол.
Урок проводился в 7Б классе, присутствовало 20 человека, из них 2 учащихся временно освобождены после болезни, (временно освобождённые дети были помощниками), и 2 занимаются в спец. мед группе.
Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста. Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивные мячи и оборудование соответствовали нормам техники безопасности. Общеразвивающие упражнения проводились в движении и на месте, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Мною был использован метод рассказа и зеркально-подсказывающий показ.
В подготовительной части урока упражнения выполнялись поточным методом с использованием всей полезной площади спортивного зала, а также фронтальным способом при выполнении ОРУ на месте.
Содержание подготовительной части было подчинено содержанию основной части урока, так же сделан плавный переход от вводной к основной части. Вводная часть урока продолжалась 12 минут, основная 26 минут, заключительная 5 минут. В основной части учащиеся все делали в одном отделении. На каждое упражнение было отведено 2 -3 минут. Учащиеся должны были самостоятельно находить ошибки у своих товарищей и находить способ их исправления, а так же анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда и результаты своих одноклассников.
В заключительной части я постаралась создать предпосылки к восстановлению организма к полноценной работе на последующих уроках, использовались упражнения на восстановление дыхания. Было дано домашнее задание. При подведении итогов урока отмечалось, что работа учащихся была продуктивной. Дети с намеченными задачами справились. Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и коллектива в целом.
Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному).
Индивидуальная работа прослеживалась через осуществление контроля по предупреждению и исправлению ошибок. В содержание урока применялось достаточное разнообразие упражнений, с помощью которых были решены все поставленные задачи. На своём уроке я использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный – при выполнении разминки; групповой, поточный, с целью мотивации; словесный – при отработке навыков, а также наглядный метод, работа по образцу, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный, комбинированный. С учётом физических возможностей учащихся осуществлялась дифференциация. В основу дифференциации положены не только объём и содержание, но и степень помощи со стороны учителя, а также степень участия каждого в работе на уроке. Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течение всего урока старалась обеспечить за счёт личностно-ориентированного подхода, за счёт установки в начале урока на конечный результат; за счёт разнообразных видов деятельности.
Задачи урока работают на перспективу и в дальнейшем будут использованы в играх по баскетболу. Ученики проявили себя, как дисциплинированный коллектив, все старались и показали хорошие результаты на уроке. Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты.