Великолепная пятёрка
Игра для школьников 5-9 кл.
Задачи:1.Привлечь внимание детей к лучшим образцам художественного слова,
живописи, музыки. Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных
изменениях в природе.
2.Развивать творческие способности, инициативу, индивидуальные
личностные качества.
3.Способствовать воспитанию интереса к поэзии, живописи и музыке,
активизировать творческую фантазию детей.
В игре участвуют две команды по 5 человек. Каждое конкурсное задание оценивается членами жюри по пятибалльной системе.
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Я рада приветствовать вас на экологической интеллектуально-развлекательной игре Великолепная пятёрка. Сегодня в борьбу вступают учащиеся 5-9 классов.
А для начала игры для зрителей.
Викторина для учеников младших классов
1. Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдет
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
А кто подойдет,
Тот с собой унесет. (Репейник,)
2. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
З. две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и черная смородина.)
4. Ядовитое растение с ярко-желтыми цветками, прозванное в народе куриной слепотой. (Лютик.)
5. Трава от девяноста девяти болезней. (Зверобой.)
6. Название этого растения говорит о том, где оно живет. (Подорожник.)
7. Какое их этих растений не используют в парфюмерной промышленности?
а) мяту;
б) душицу;
в) базилик;
г) петрушку.
8. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
9. Какое их этих растений поможет при сильном кашле?
а) мать-и-мачеха;
б) мята;
в) полынь;
г) лопух.
10. Плоды каких растений богаты витамином С? (Смородины, лимона, клюквы.)
Вопросы для учеников среднего звена
1. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит, (Ива.)
2. Какое дерево изображено на государственном флаге Ливана? (Кедр.)
З. С каким деревом люди связывают похолодание в мае? (С черемухой.)
4. дерево — символ нашей Родины. (Береза.)
5. Лист какого дерева считается символом славы, доблести?
а) лавра;
б) кедра;
в) дуба;
г) каштана.
б. Ветка этого дерева украшает головной убор лесника, (дуба.)
7. Лист какого дерева изображен на флаге Канады? (Клена.)
8. древесина какого дерева не поддается гниению? (Лиственницы.)
9. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ели.)
10. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Вопросы для родителей
1. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
2. Из-под снега вышел друг — И весной запахло вдруг. (Подснежник.)
З. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (Картофеля.)
4. Как называется североамериканский солнечный цветок? (Подсолнух.)
5. Какой цветок плавает по воде? (Кувшинка.)
б. Этот цветок называют цветком-букетиком? (Медуницу.)
7. Какого цвета цветки у папоротника? (Не имеет цветков.)
8. Как называется цветок, в котором сошлись два имени? (Иван-да-марья,)
9. Это растение с ярко-желтыми цветками можно встретить на опушках и гарях. У него два имени. Одно дано растению за то, что из него можно приготовить вкусный напиток, похожий на чай. (Иван-чай, или кипрей.)
10. Как называется национальный цветок японцев?
а) тюльпан;
б) роза;
в) хризантема;
г) василек.
Вопросы и задания для учителей:
1. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
2. Это растение является хищником для насекомых. (Росянка.)
З. Самая высокая трава. (Бамбук.)
4. Самый красивый цветок. (Роза.)
5. Какое растение весной зацветает одним из первых? (Мать-и-мачеха.)
б. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)
7. Кустарник от сорока болезней.
а) боярышник;
б) шиповник;
в) калина;
г) бузина.
8. Что без боли и печали доводит до слез? (Лук.)
9. Желтая курица под тыном дуется.
а) патиссон;
б) дыня;
в) тыква;
г) кабачок.
10. Какая ягода появляется в лесу самой последней? (Клюква.)
Вопросы для старшеклассников
1 Какая ягода похожа на малину, но черного цвета? (Ежевика.)
2. В один из праздников ирландцы посылают своим друзьям, живущим на чужбине, это растение с кислыми листочками. Что это за растение? (Кислица.)
З. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, злая, как мачеха в сказке, а нижняя — гладкая, мягкая, как мама. О каком растении идет речь? (О мать-и-мачехе.)
4. Без какого растения невозможно сварить пиво? (Без хмеля.)
5 У какого растения нет листьев? (У кактуса.)
б. Это растение называют кормильцем Востока. (Рис.)
7. В странах Западной Европы было распространено поверье, что шишки с этого дерева обладают магической силой и приносят удачу. Поэтому охотники всегда брали с собой на
охоту горсть семян из этих шишек. Назовите дерево. (Ель.)
8. Это дерево является символом счастья и мира в семье. Раньше молодожены должны были посадить именно это дерево перед своим домом. Ягоды на этом дереве висят всю зиму. (Рябина.)
9. Предание гласит, что, когда Адам был изгнан из рая, он долго шел и плакал. На тех местах, куда падали его слезы, появлялись эти скромные и прекрасные цветы. (Фиалки.)
10. Это растение является символом горечи. (Полынь.)
А теперь прошу победителей выйти на сцену. Я рада представить вам игроков. Наша игра называется «Великолепная пятёрка»
Начинаем игру с конкурса «Первое знакомство»
Вам необходимо придумать название команды, связанное с экологической темой нашей игры, и немного рассказать о себе.
Игра со зрителями
ПОЕДАНИЕ ЯБЛОК
Из числа гостей выбирается несколько пар, желательно в составе парень-девушка, им завязываются глаза, они встают друг напротив друга и, держа каждый в руке по яблоку, пытаются накормить ими друг друга. Победившей считается та пара, яблоки у которой были съедены быстрее, а пальцы не были откусаны. В ходе игры желательно следить, чтобы участники не ели яблоки, которые находятся у них в руках
Представление жюри и команд. Знакомство с игроками.
Ведущий. Первое знакомство состоялось, но, чтобы познакомиться с участниками поближе и узнать, насколько хорошо они ориентируются в вопросах экологии, я объявляю
конкурс «Разминка»
Правильные ответы участников игры помогут заработать командам победные очки.
Вопросы первой команде:
1. Песня соловья. (Трель.)
2. Лесная окраина. (Опушка.)
З. Листья сосны. (Хвоя.)
4. Картина природы. (Пейзаж.)
5. Придонная рыба со сплюснутым телом. (Камбала.)
6. Какой орган употребляет человек в пищу у свеклы? (Корнеплод.)
7. Плавучие острова льда. (Айсберги.)
8. Заменитель елки у китайцев. (Бамбук.)
9. Уникальное, единственное в природе вещество, которое может находиться одновременно в трех агрегатных состояниях. (Вода.)
10. Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис.)
11. Самое быстро бегающее животное на планете. (Гепард.)
12. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
Вопросы второй команде:
1. Густой городской туман, содержащий пыль и вредные газы. (Смог.)
2. Зачаток побега. (Почка.)
З. Охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. (Заповедник.)
4. Какое травянистое растение зацветает в нашей республике первым, и притом без листьев? (Мать-и-мачеха.)
5. Кто кукует у кукушки — самец или самка? (Самец.)
6. На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое.)
7. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.)
8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Одинакова, так как воробей — теплокровное животное.)
9. Какого цвета хамелеон? (Разного.)
10. Сколько ног у паука? (Восемь.)
11. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест она спит.)
12. ‘Муж утки. (Селезень.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс «Пойми меня»
Ведущий. В этом конкурсе нам понадобятся по два игрока от каждой команды, умеющих понимать друг друга с полуслова. Есть ли добровольцы?
За спиной одного игрока находится изображение какого-либо объекта природы. Задача второго игрока, стоящего напротив первого на некотором расстоянии, заключается в том, чтобы объяснить, что изображено на рисунке, не употребляя при этом однокоренных слов. Если слово объяснено и дан верный ответ, то участники меняются местами, и ведущий демонстрирует новое изображение. Время конкурса ограничено: каждой команде даётся по две минуты.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс «Знакомые всё лица»
На табло — клетки с цифрами от 1 до 9, под которыми скрыто изображение животного. Открывая клетки, игроки по фрагментам должны определить животное. Девять клеток — девять попыток отгадать животное. Чем быстрее команды произведут «опознание’, то есть чем меньше клеток им для этого понадобится открыть, тем больше баллов они заработают. Но клетка откроется лишь в случае правильного ответа
Свинья
1.Весь из золота отлит на соломинке висит (колос)
2. Древесина каких растений используется в кораблестроении (Сосна, лиственница)
3. Какой гриб самый ядовитый (бледная поганка)
4. Что обозначает красный цвет Красной Книги (Цвет тревоги)
5. Разгадай ребус
6. Вспомните литературные произведения, в которых бы фигурировали собаки (не менее трёх)
7. Прочитать стихотворение об осени
8. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку? Лещом и стерлядью
9. Стоит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек,
Не шиты, не кроены,
Все в рубцах. (капуста)
Собака
1. Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют (рябина)
2.Прочитать стихотворение об осени
3 О каком грибе идёт речь
Влез мальчонка на пенёк, простоял один денёк,
А потом чуть не свалился, тоненький, тоненький, ножки что соломинка (опёнок)
4. Каких рыб за ценность называют красными, хотя мясо у них белое, а икра – чёрная? осетровые
5. Разгадай ребус
6. Вспомните литературные произведения, где бы фигурировал крокодил
7. Красна, а не калина.
Горька, а не осина.
Кругла, а не лукошко.
Хвост есть, а не кошка.
(редиска)
8. Чьи это слова
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
9. Эти разные листочки лечат сердечко и почки.
Эти разные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке
Конкурс СБОР УРОЖАЯ
Задача игроков каждой команды - как можно быстрее без помощи рук перенести в определенное место картофель
Конкурс «Смотри в оба»
Командам ведущий демонстрирует репродукцию картины И. И. Машкова .
Вопросы после просмотра картины: (ответы записать на листочках)
1. Назовите автора картины. (Илья Иванович Машков.)
2. Назовите жанр картины. (Натюрморт.)
З. Какие ягоды изобразил художник? (Клубнику, малину, смородину.)
4. Что расположено в тарелке? (Смородина.)
5. Какие ягоды рассыпаны на столе? (Клубника, малина.)
б. Какого цвета кувшин? (Белого.)
Жюри подводит итоги конкурса.
«Грамотеи»
В данном конкурсе участникам команд предстоит исправлять ошибки в тексте, причем не только грамматические, но и биологические.
Единственный кантинет, на катором жывут кингуру, — антарктида. Здесь жывут также большая панда, белые медведи и пингвины.
(Кенгуру живет в Австралии, большая панда — в Китае.)
Текст второй команде:
В эпоху мизозоя на земле жили огромные риптилии. Например, гиганский ихтиозавр, который абитал на суше. Все диназавры были хищниками.
(Ихтиозавр обитал в воде, динозавры — преимущественно травоядные животные.)
Игра со зрителями
БОЛЬШАЯ СТИРКА
Играют два человека, каждый получает тазик с водой и кусок мыла. По команде ведущего каждый пытается смылить мыло, используя только руки и воду. Через 2 минуты стирка останавливается. Победитель определяется по размеру мыла.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс «Звуки природы»
Ведущий. Я надеюсь, этот конкурс доставит вам большое удовольствие. Совершив заочную экскурсию в лес, вы окунетесь в волшебный мир звуков — звуков природы.
Задание — побывав в окружении лесного «оркестра, команды должны будут определить звуки природы. Команды должны написать на листе как можно больше услышанных звуков.
Жюри подводит итоги конкурса, начисляя по одному баллу за каждый узнанный звук.
Ведущий. Пришло время подводить итоги. Насколько успешными были команды в нашей конкурсной программе, предстоит оценить членам жюри. Общий итог конкурсной программы...
Жюри подводит итоги игры. Награждение.
МОУ «СОШ п. Маяк»
Зам. Директора по ВР
Королькова С.В.