Викторина «Друзья природы»
Цель: активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и её обитателях.
Задачи: систематизировать знания по экологии; пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней; развивать познавательный интерес к миру природы.
Материалы и оборудование: ноутбук, картинки с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых, цветов, ягод, иллюстрации с изображением времён года, магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки.
Хлоп – хлоп – хлоп.
Здравствуйте, ножки.
Топ – топ- топ.
Здравствуйте, пухленькие щёчки.
Плюх – плюх –плюх.
Здравствуйте, губки.
Чмок – чмок –чмок.
Здравствуйте, зубки.
Щёлк – щёлк –щёлк.
Здравствуй, мой носик.
Бип – бип – бип.
- А теперь дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
- Я рада поприветствовать вас на викторине «Друзья природы». Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы. Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей непоправимый вред!
Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными. Готовы вы сегодня поиграть? Готовы вместе о природе рассуждать?
- Сначала проведём разминку. Я загадаю вопросы, а вы отвечайте.
1. Кого называют царём зверей? (Лев)
2. Кто является санитаром леса? (Дятел)
3. Лошадь в тельняшке? (Зебра)
4. Самое упрямое животное? (Осёл)
5. Сумчатый попрыгун? (Кенгуру)
6. У какого животного самая длинная шея? (Жираф)
- Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий.
Задание 1. «Назови одним словом».
Волк, лиса, медведь, заяц – это … (звери)
Воробей, синица, дятел, ворона – это … (птицы)
Щука, карась, сои, налим – это … (рыбы)
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это … (насекомые)
Берёза, сосна, дуб, липа – это … (деревья)
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … (цветы)
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … (ягоды)
Опята, маслята, рыжики, грузди – это … (грибы)
- Молодцы! Всё отгадали! А теперь давайте немножко поиграем. Игра называется «Летает – не летает». Если я называю летающий предмет, вы поднимаете руки вверх, если назван нелетающий предмет, то руки не поднимаем.
- Вот мы и отдохнули, нам уже пора переходить к следующему заданию.
Задание 2. «Узнай время года по стихотворению».
1. Завтра утром в лес пойдём.
И опят, и маслят,
Все грибочки соберём. (Осень)
2. Ходим в шубах и ушанках,
С гор катаемся на санках. (Зима)
3. И светла и широка,
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. (Лето)
4. Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы,
Шумной стайкой кружатся. (Весна)
- Всё правильно отгадали! Молодцы, ребята! А теперь давайте вместе сделаем гимнастику.
Песня Е. Железнова «У жирафа пятна, пятнышки…»
- Вот ребятки и размялись. Теперь вперёд к следующему заданию.
Задание 3. Интерактивная игра «Секреты природы» (слайды)
Какие вы все большие молодцы! Ну, а теперь пора и поиграть. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать и захлопать) и поправить меня.
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, чижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты стрижи,
Галки и чижи!»
- Ребята, вот мы и поиграли. Нам пора к заданиям возвращаться.
Задание 4. «Загадки».
1. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
2. Всё вертится, суетиться,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая… (Синица)
3. На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его (Скворец)
4. Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький.
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Петух)
5. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза)
6. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
7. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь)
8. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
9. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие,
Золотые, жаркие. (Клён)
10. Летом знойным зацветёт –
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? (Липа)
11. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. (Рябина)
- Молодцы, ребята. А теперь давайте отдохнём, становитесь на физкультминутку «А теперь на месте шаг!»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
- Ну, что ребята. Наша викторина подходит к концу, переходим к последнему заданию.
Задание 5. «Что спряталось за слово».
Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
2. Дерево с круглыми яркими плодами, которые до зимы живут и являются кормом для птиц? (Рябина)
3. Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает. (Иней)
4. Утром на траве бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)
5. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .
6. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет и поёт, убаюкивает. (Дождь)
7. Яростно река ревёт и разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся, в небе жаворонка трель. Какой же месяц к нам пришёл? (Апрель)
- Посмотрите какое у нас слово получилось… Правильно, слово - ПРИРОДА. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились. Я хочу вас поблагодарить за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе, теперь вы доказали, что вы самые настоящие «Друзья природы»! - - И всем хочу сказать на прощанье: «Любите родную природу – озёра, леса и поля. Это наша с вами родная земля!»