СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок направлен на повторение знаний об окружающей природе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Урок – игра по окружающему миру: «Берегите природу!». Подготовила учитель Рябова Ю.С.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. У нас начались летние каникулы, но как мы знаем, знания – это огромная сила и никогда не будет лишним их пополнить. Сегодня мы отправимся на урок, на урок необычный. Мы не будем сидеть за партами, а будем передвигаться по станциям. На этом уроке вы будете зарабатывать не оценки, а шаги. И та команда, которая наберет наибольшее количество очков победит в этой игре. Для этого вы должны быть предельно внимательными. И очень важно соблюдать правила: передвигаться от станции к станции взявшись за руки и при этом не разговаривать. За нарушение правила будут сниматься баллы. Желаю вам удачи!

1 станция «В лесной чаще».

Ребятам дается текст, и необходимо в этом тексте найти названия деревьев.

Я не люблю суровые погодные условия. Мне нравится тихий шелест деревьев, негромкое пение птиц и приятное журчание звонкого ручейка. Хорошо неспешно бродить по лесу, слушать голоса деревьев и думать о чём-то своём. После такой прогулки я чувствую прилив бодрости и энергии. Появляется ощущение близости к разгадке великой и непостижимой тайны мистического леса.

Не все деревья в лесу одинаковые. Каждое из них имеет собственный голос. Округлые тускло-зелёные листья осины всегда дрожат. Не случайно в русской речи появился устойчивый оборот: «дрожать как осиновый лист». Когда поднимается сильный ветер, листья на осине рвутся и дерево тревожно шумит, словно жалуется на свою горькую судьбу.

Радостно, ласково шелестят яркие листочки на стройной красавице-берёзе. Приятный негромкий голос имеют мягкие листья липы. Могучий дуб при слабом ветре невыразительно лопочет что-то бархатистым басом. Ветер усиливается — и дуб как будто ругается с ним резким дребезжащим голосом.

Грациозная неприступная ель всегда молчалива. Не разбудить её крепкий сон лёгкому ветерку, не за что зацепиться в её острой вершине. Лишь когда срывается сильный ветер, колючая недотрога просыпается и недовольно фыркает.

Все, кому доводилось видеть ураган в лесу, никогда не забудут это страшное зрелище. Деревья отчаянно сражаются за свою жизнь, вступая в неравную схватку с порывами жестокого ветра. Пригибаясь к земле и пытаясь устоять, они словно молятся о своём спасении. За этой картиной невозможно спокойно наблюдать. Невольно включается инстинкт самосохранения, заставляющий бежать и скрываться в укромном месте. В такие моменты, когда сердце бьётся быстро-быстро, понимаешь, насколько могущественна сила природы, подчиняющая себе всех и вся.



- А какие деревья из этого текста растут в парке? (ребята называют растения и показывают их).

- а названия каких деревьев и кустарников мы можем еще увидеть? (рябина)

2 станция «Загадки леса». (Отгадать загадки, показать, как выглядят).

Город этот не простой, он дремучий и густой.
(Лес)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)

У какого дерева не растут сучья?
(У сухого)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою – без иголок.
(Лиственница)

Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)

Какое дерево
вверх корнями растет.
(Баобаб)

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель)

3 станция «Птицы – наши друзья».

Беседа. Каких птиц вы знаете? В чем отличие перелетных и зимующих птиц? Почему некоторые птицы улетают на юг? Почему некоторые птицы живут в лесу, а некоторые рядом с людьми? (ответы детей)

Задание: собрать мозайку и назвать изображенных на ней птиц.

4 станция «Берегите природу».

Ребятам нужно нарисовать плакат на тему: «Правила поведения» в лесу. Или предупреждающие знаки, и объяснить, как нельзя себя вести, чтобы не навредить природе.
5 станция – «Красная книга природы». Беседа.

Сегодня нашу беседу я хочу начать с стихотворения:
Широкие,
привольные
Родимые края...
Берёзка белоствольная.
Любимица моя,
Стоит, как свечка белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно,
солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой...
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!
Е. Серова
Что этими словами хотел сказать автор? ( Ответы детей) Конечно, что в родном краю все прекрасно: растут красивые деревья и цветы, живут птицы и животные. А что попросил автор? ( Ответы детей). Правильно, хранить и любить русскую природу. А что такое природа? ( Ответы детей).
Ребята, в нашей стране России, очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие животные живут в нашей стране. А какие птицы у нас живут? А насекомые? Рыбы? (Ответы детей). А ещё в нашей стране растут разные растения. Давайте их вспомним. Какие вы знаете деревья? Кустарники? Травы? Цветы? (Ответы детей).
Диких животных и растений с каждым годом становится меньше. Их стали называть редкие. А почему они стали редкими? Как вы думаете? (Ответы детей).
Правильно, из-за того что человек уничтожал леса и животных. Из-за загрязнения окружающей среды. Есть такие растения и животные, которых вообще больше нет. Давайте посмотрим на картинки. Мы никогда с вами, не сможем увидеть таких животных как: Закавказский, или туранский, тигр, Тур (дикий древний бык), Кавказский зубр, Стеллерова, или морская, корова, Большерогий олень, нелетающая птица - Стеллеров баклан.
Потому что эти животные и птицы погибли. Некоторые животные нарисованы, потому что человек даже не успел их сфотографировать. А мы теперь можем увидеть их только на картинках или в музеях.
Когда люди поняли, что если не защищать, не беречь, не помогать животным и растениям, то и многие другие исчезнут с нашей планеты. Тогда защитниками природы было принято решение объединиться и начать борьбу за сохранение нашей планеты. Они создали международный союз охраны природы и стали издавать Красную книгу. Красная книга- это книга в которой записаны редкие и находящихся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы.
Как вы думаете, ребята почему выбрали красный цвет? (Ответы детей). Правильно, цвет красный обозначает: Внимание! Опасность! Для того, чтобы люди задумались,правильно ли они поступают, уничтожая леса и животных.
В эту книгу и сейчас заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в защите. Ведь и в наше время есть невоспитанные люди, которые губят леса и убивают животных. Называются эти люди –браконьеры. Но не только от браконьеров нужно спасать природу. Некоторым редким животым, птицам и растениям нужна помощь человека. Для этого люди их подкармливают, спасают от жажды, если животные заболели, то их стараются вылечить. Для того, чтобы помочь выжить редким растениям и животным, люди создали для них специальные парки и заповедники. В этих местах запрещается охотиться или собирать травы. Если человек будет вести охоту на животных или птиц на территории заповедника, то он будет считаться браконьером.
Ребята в нашей с вами Ульяновской области тоже есть заповедники, заказники. Например: « Сенгилеевские горы», имеет статус национального парка. Часто это место называют местной Швейцарией. Имеет площадь 5 тыс.гектаров. «Шиловская лесостепь». На этой территории живут особо охраняемые насекомые Степная дыбка и армянский шмель и птицы (орел – белохвост, могильник, беркут). Ундоровский минеральный источник, «Реликтовые леса» - чащи, которые не были тронуты деятельностью человека. Находится вблизи села Мулловка Мелекесского района. «ранное ухо», заказник «Старокулаткинский», «Сурский», «Орланов берег». В этих заповедниках и заказниках живут животные и растут растения занесенные в "Красную книгу". А закончим мы нашу беседу пословицей: «Береги землю родимую-как мать любимую!»

Ребята давайте отгадаем кроссворд про некоторых животных и растениях из этой книги.

По горизонтали:

  1.       Отгадай, это кто

                ходит в каменном пальто?     (Черепаха).

4. Эта кошка не для игр,

                 для людей опасен ... .(Тигр).

По вертикали:

  1. Кто на своей голове лес носит? (Олень).

3. Только мимо нас проплыли,

           Поиграли и уплыли.  

           Среди волн мелькают спины

           Дети, кто это?  (дельфин)

  1. Шишки есть, породы хвойной

            Ствол блестящий, с желтизной.

            Поднялась высокой ,стройной,

            называется... .(Сосной).



с


о


о


с


д


л


н


ч

е

р

е

п

а

х

а


л


н


ь

ь

ф


т

и

г

р


н




Итог урока:


Как вы думаете, как люди помогают исчезающим растениям и животным? (Ответы детей). Люди прекратили уничтожать растения и животных, занесенных в Красную книгу, создают заповедники, заказники, хозяева в них животные и растения. Человек не имеет право строить там города, прокладывать дороги, охотиться. Но и возле городов люди стали заботиться о животных и растениях. Ученые предложили построить заводы, от которых нет ни пыли, ни дыма, чтобы снег вокруг городов тоже был белоснежный. А как мы можем помочь природе? (Дети отвечают). Правильно ребята, не ломать ветки деревьев, не разорять   гнезда, не разрушать муравейники и т.д. И за это природа скажет нам спасибо.