СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассные мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классные часы посвящены патриотическому воспитанию школьников

Просмотр содержимого документа
«Внеклассные мероприятия»

Классный час «Мы разные, но мы вместе»


Цели: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Ход классного часа:

-Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? (высказывания детей) -Предлагаю вам поздороваться, но сделать это необычным способом, например, с помощью локтей, носов и т.д. Итак, здороваемся как можно с большим количеством человек, по моей команде, меняем способ: локтями; плечами; спинами; коленями; - Ваше настроение улучшилось? Хорошо. А теперь предлагаю вам поиграть. Игра «Сходства и отличия» Для начала разделитесь на 3 группы. Каждая группа находит по 6 сходств между участниками и 5 отличий. (Например, нам всем по 13 лет, мы учимся в одном классе, любим музыку, есть чёрный цвет в одежде, у всех светлые волосы и т.д.). *По желанию учителя, в зависимости от количества детей число сходств и различий можно увеличить до 10. Каждая группа объявляет результаты своей работы. - Ребята, какой вывод вы сделали в ходе этой игры. (высказывания детей) Дети должны прийти к выводу: мы все разные, но мы вместе. Между нами много различий, но ещё больше сходств, Нас объединяет очень многое. Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить! - Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи « Ладная семья».  Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:любовь, прощение, терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыказа ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)? 
- Итак, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Сейчас мы выполним упражнение.

  • Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

  • Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

  • А теперь оторвите нижний левый уголок.

  • Теперь оторвите кусочек в центре.

  • Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.
      Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями? 
      Почему (разные: воспитание, характер, возраст)? 

Лекция 5 мин. Уникальность.

Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга картофелины. Этим человек отличается от машины. Уникальность - одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга.

Уникален каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека.
      А что в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)! 
      А чтобы добиться этой цели, что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)? 
- Существует такое красивое слово «толерантность»(слово появляется на доске).Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Толерантность – терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению. У слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ есть своя история.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. - Какими качествами должен обладать современный человек? (ответы детей). Подвести итог сказанному: уважение человеческого достоинства, терпимость друг к другу, принятие других людей вне зависимости цвета кожи, вероисповедования, взглядов, милосердие, сострадание, терпимость к другим людям, их взглядам, мнениям – это и есть ТОЛЕРАНТНОСТЬ, и тогда наша жизнь станет лучше, светлее и приятнее. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Слово толерантность есть практически во всех языках мира: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). - Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы). - Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы). - А что же объединяет эти определения? (Ответы). - Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы). (Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод,)Толерантностьэто уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Учитель может обобщить: таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.

Решение практических ситуаций.10 минут. (Можно разделить учащихся на группы и раздать ситуации для обсуждения ребятам или вынести их на общее обсуждение класса)

Ситуация 1.

Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке:

Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым.

- Пожар! Горит! — воскликнул Никитин.

- Где пожар? — спросил Хуррам. — Это? Это храм священного огня, наш храм!

Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал:

- Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти

дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики:

- Ла иллалиллалла…

Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны.

Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно:

- Зачем мешал? Мог ждать. День ждал - мог еще ждать.

- За товарищей тревожусь, - виновато пробормотал Никитин.

Задание для ребят.

Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе.

Ситуация 2.

ЛилианМуур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

…Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Крошка Енот и виду не подал, что испугался.

Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он взял палку и пошёл обратно к пруду.

- Может быть, Он успел уйти, - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у Того, в пруду, тоже была палка. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал. Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.

- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, — сказала Мама Енотиха. — Вернись назад, но на этот раз... не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!

- Что же я должен делать? — спросил Крошка Енот.

- Только улыбнуться! — сказала Мама Енотиха. — Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Задание для ребят.

Сформулируйте «обязательные условия» для начала диалога ипредотвращения конфликта при контакте с новым человеком.

Обсудите, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с человеком другой культуры.

Ребята! Обратите внимание! На ваших столах лежит текст. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж стихотворения С.Маршака "Всемирный хоровод". Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер, написанный на листочке.
1.
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,

2.
Для испанских детей,
И для русских, и шведских,

3.
Турецких, немецких,
Французских,

4.
Негров, чья родина –
Африки берег;

5.
Для краснокожих обеих Америк.

6.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,

Когда мы ложимся в кровать,

7.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой
На ночлег;

8.
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;

9.
Для ребятишек
Одетых и голых –

10.
Тех, что живу
В городах и селах...

11.
Весь этот шумный,
Задорный народ

12.
Пусть соберется в один хоровод.

13.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,

14.
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

- О чем это стихотворение? (выслушать ответы детей).
- Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Упражнение «Ладошки» Инструкция: обведите свою ладошку на листе бумаги, подпишите в центре своё имя. Затем, обменяйтесь ладошками друг с другом. На каждом пальчике напишите хорошие качества «хозяина ладошки». Старайтесь не повторяться, пишите лишь те качества, которые являются отличительными признаками этого человека. После того, как все пальчики заполнены, рисунок возвращается к хозяину. Обсуждение в кругу: Посмотрите на свои ладошки, отражают ли надписи, истинные качества вашего характера? - Что вызвало наибольший отклик? - Что не понравилось? Выполнение коллективной работы «Дерево толерантности». Заготовка: нарисованный на ватмане или на доске ствол дерева. Свои ладошки дети прикрепляют к дереву с пожеланиями для своих одноклассников. - Сейчас я проверю, как вы относитесь друг к другу в классе, существует ли у вас мир - толерантности? - Я предлагаю  поработать в парах. У каждой пары на столе лежат правила, собранные из разных стран. Подумайте, о чем говорит каждая из правил:


  • Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

  • Не делай другому того, от чего больно тебе.

  • В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, так как относимся сами к себе.

  • Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

  • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

  • Как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

- Передайте эти мысли своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях? Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».
- Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением (работа в группах).
- У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте собрать фигуру человека, но только с качествами, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.
- Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось.

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

Подведение итогов: Что вам понравилось? Изменилось ли ваше отношение к кому то из одноклассников? Полезна ли полученная информация? Заключение. Рефлексия Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10.Доброжелательность

11.Умение не осуждать других

12.Гуманизм

13.Умение слушать

14.Любознательность

15.Способность к сопереживанию

Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений. 
Толерантность – путь к миру и согласию. - Людей объединяет общее дело, а давайте поиграем и мы, пусть наш класс станет еще крепче! - Давайте возьмем друг друга за руки по кругу и каждый из вас скажет, какой ваш класс и какие качества вас объединяют. «Наш класс - это дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, взаимоуважение, ….» - Ребята, Мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Важно сделать даже самый маленький шаг в этом направлении. - Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: 
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир. Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.