Классный час «Мы разные, но мы вместе»
Цели: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Ход классного часа:
-Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? (высказывания детей) -Предлагаю вам поздороваться, но сделать это необычным способом, например, с помощью локтей, носов и т.д. Итак, здороваемся как можно с большим количеством человек, по моей команде, меняем способ: локтями; плечами; спинами; коленями; - Ваше настроение улучшилось? Хорошо. А теперь предлагаю вам поиграть. Игра «Сходства и отличия» Для начала разделитесь на 3 группы. Каждая группа находит по 6 сходств между участниками и 5 отличий. (Например, нам всем по 13 лет, мы учимся в одном классе, любим музыку, есть чёрный цвет в одежде, у всех светлые волосы и т.д.). *По желанию учителя, в зависимости от количества детей число сходств и различий можно увеличить до 10. Каждая группа объявляет результаты своей работы. - Ребята, какой вывод вы сделали в ходе этой игры. (высказывания детей) Дети должны прийти к выводу: мы все разные, но мы вместе. Между нами много различий, но ещё больше сходств, Нас объединяет очень многое. Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить! - Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «
Ладная семья». Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыказа ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)?
- Итак, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Сейчас мы выполним упражнение.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.
Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.
А теперь оторвите нижний левый уголок.
Теперь оторвите кусочек в центре.
Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)
- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)
Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.
Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями?
Почему (разные: воспитание, характер, возраст)?
Лекция 5 мин. Уникальность.
Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга картофелины. Этим человек отличается от машины. Уникальность - одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга.
Уникален каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.
Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека.
А что в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!
А чтобы добиться этой цели, что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?
- Существует такое красивое слово «толерантность»(слово появляется на доске).Что такое толерантность? Как вы его понимаете?
Толерантность – терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению. У слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ есть своя история.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. - Какими качествами должен обладать современный человек? (ответы детей). Подвести итог сказанному: уважение человеческого достоинства, терпимость друг к другу, принятие других людей вне зависимости цвета кожи, вероисповедования, взглядов, милосердие, сострадание, терпимость к другим людям, их взглядам, мнениям – это и есть ТОЛЕРАНТНОСТЬ, и тогда наша жизнь станет лучше, светлее и приятнее. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Слово толерантность есть практически во всех языках мира: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). - Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы). - Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы). - А что же объединяет эти определения? (Ответы). - Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы). (Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод,)Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Учитель может обобщить: таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.
Решение практических ситуаций.10 минут. (Можно разделить учащихся на группы и раздать ситуации для обсуждения ребятам или вынести их на общее обсуждение класса)
Ситуация 1.
Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке:
Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым.
- Пожар! Горит! — воскликнул Никитин.
- Где пожар? — спросил Хуррам. — Это? Это храм священного огня, наш храм!
Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал:
- Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти
дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики:
- Ла иллалиллалла…
Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны.
Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно:
- Зачем мешал? Мог ждать. День ждал - мог еще ждать.
- За товарищей тревожусь, - виновато пробормотал Никитин.
Задание для ребят.
Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе.
Ситуация 2.
ЛилианМуур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
…Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Крошка Енот и виду не подал, что испугался.
Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он взял палку и пошёл обратно к пруду.
- Может быть, Он успел уйти, - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду.
Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у Того, в пруду, тоже была палка. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал. Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.
- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, — сказала Мама Енотиха. — Вернись назад, но на этот раз... не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!
- Что же я должен делать? — спросил Крошка Енот.
- Только улыбнуться! — сказала Мама Енотиха. — Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!
Задание для ребят.
Сформулируйте «обязательные условия» для начала диалога ипредотвращения конфликта при контакте с новым человеком.
Обсудите, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с человеком другой культуры.
Ребята! Обратите внимание! На ваших столах лежит текст. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж стихотворения С.Маршака "Всемирный хоровод". Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер, написанный на листочке.
1.
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
2.
Для испанских детей,
И для русских, и шведских,
3.
Турецких, немецких,
Французских,
4.
Негров, чья родина –
Африки берег;
5.
Для краснокожих обеих Америк.
6.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
7.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой
На ночлег;
8.
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
9.
Для ребятишек
Одетых и голых –
10.
Тех, что живу
В городах и селах...
11.
Весь этот шумный,
Задорный народ
12.
Пусть соберется в один хоровод.
13.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
14.
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
- О чем это стихотворение? (выслушать ответы детей).
- Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Упражнение «Ладошки» Инструкция: обведите свою ладошку на листе бумаги, подпишите в центре своё имя. Затем, обменяйтесь ладошками друг с другом. На каждом пальчике напишите хорошие качества «хозяина ладошки». Старайтесь не повторяться, пишите лишь те качества, которые являются отличительными признаками этого человека. После того, как все пальчики заполнены, рисунок возвращается к хозяину. Обсуждение в кругу: Посмотрите на свои ладошки, отражают ли надписи, истинные качества вашего характера? - Что вызвало наибольший отклик? - Что не понравилось? Выполнение коллективной работы «Дерево толерантности». Заготовка: нарисованный на ватмане или на доске ствол дерева. Свои ладошки дети прикрепляют к дереву с пожеланиями для своих одноклассников. - Сейчас я проверю, как вы относитесь друг к другу в классе, существует ли у вас мир - толерантности? - Я предлагаю поработать в парах. У каждой пары на столе лежат правила, собранные из разных стран. Подумайте, о чем говорит каждая из правил:
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, так как относимся сами к себе.
Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
- Передайте эти мысли своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях? Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».
- Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением (работа в группах).
- У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте собрать фигуру человека, но только с качествами, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.
- Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
Подведение итогов: Что вам понравилось? Изменилось ли ваше отношение к кому то из одноклассников? Полезна ли полученная информация? Заключение. Рефлексия Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10.Доброжелательность
11.Умение не осуждать других
12.Гуманизм
13.Умение слушать
14.Любознательность
15.Способность к сопереживанию
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию. - Людей объединяет общее дело, а давайте поиграем и мы, пусть наш класс станет еще крепче! - Давайте возьмем друг друга за руки по кругу и каждый из вас скажет, какой ваш класс и какие качества вас объединяют. «Наш класс - это дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, взаимоуважение, ….» - Ребята, Мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Важно сделать даже самый маленький шаг в этом направлении. - Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир. Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.