Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр Образования «Старокупавинский лицей»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета от «30» августа 2022 г. Протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО Школьным методическим объединением от «30» августа 2022 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ ЦО «Старокупавинский лицей» от «31» августа 2022 г. №140/2 |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
для 4 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Врагова Елена Викторовна
учитель начальной школы высшей категории.
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»
для 1-4 классов, автор Виноградова Н.Ф.
г. Старая Купавна 2022г.
УЧЕБНЫЙ КУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» изучается на следующих уровнях:
Первый уровень — Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень — Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действие педагога |
1 уровень | Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. | Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению) |
2 уровень | Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. |
3 уровень | Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. |
Формы организации учебного процесса
– групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Содержание курса по работе с одарёнными детьми научного сообщества
по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
с указанием форм организации и видов деятельности
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Мир занимательных задач. | 4 ч |
2 | Мир математических головоломок. | 26 ч |
3 | Математическая копилка. | 4ч |
| Итого | 34 ч. |
Содержание курса ВД
№ п/п | Тема | Формы организации | Виды деятельности |
Раздел 1. Мир занимательных задач. (4 часа) |
1. | Интеллектуальная разминка. Задачи международного конкурса «Кенгуру» | Интеллектуальная игра | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2. | Числа-великаны. Как велик миллион? Что такое гугл? | Познавательная беседа | Обсуждение: Как велик миллион? Знакомство с браузером «Гугл» |
3. | Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. | Решение занимательных задач | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4. | Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | Математическая игра | Решение задач и заданий на развитие пространственных представлений. |
| Раздел 2. Мир математических головоломок.(26 часов) |
5 | Римские цифры. Занимательные задания с римскими цифрами. | Практическое занятие | Решение занимательных заданий с римскими цифрами. |
6 | Числовые головоломки. Ребусы, содержащие числа. | Математическая игра | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда |
7 | Секреты задач. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | Решение задач | Решение задач в стихах повышенной сложности. |
8 | В царстве смекалки. Выпуск математической газеты. | Групповая творческая работа | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
9 | Математический марафон. Задачи международного конкурса «Кенгуру». | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
10-11 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. | Конструирование | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
12 | Выбери маршрут. Единица длины километр. | Практическое занятие | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
13 | Интеллектуальная разминка. Конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи. | Работа на компьютере | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи. |
14 | Математические фокусы. «Открой» способ быстрого поиска суммы. | Решение задач | Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
15-17 | Занимательное моделирование. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». | Моделирование из проволоки | Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида |
18 | Математическая копилка. Сборник числового материала. | Групповая творческая работа | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? Таблица (9 × 9) слов. | Математическая игра | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) |
20 | «Математика — наш друг!». Задачи, решаемые перебором различных вариантов. | Решение задач | «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | Решай, отгадывай, считай. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. | Математическая игра | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
22-23 | В царстве смекалки. Выпуск математической газеты. | Групповая творческая работа | Сбор информации и выпуск математической газеты |
24 | Числовые головоломки. Ребусы, содержащие числа. Числовой кроссворд. | Решение ребусов | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда |
25-26 | Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | Решение задач | Запись решения в виде таблицы. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
27 | Математические фокусы. «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». | Математическая игра | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» |
28-29 | Интеллектуальная разминка. Конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | Интеллектуальная игра. Работа на компьютере. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
30 | Блиц-турнир по решению задач. Логические, нестандартные задачи. | Блиц-турнир | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
Раздел 3. Математическая копилка.(5 часа) |
31-32 | Математическая копилка. Математика в спорте. Сборник числового материала. | Групповая работа | Создание сборника числового материала для составления задач. |
33 | Геометрические фигуры вокруг нас. Квадраты в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). | Работа с набором «Танграм» | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
34 | Математический лабиринт. Задачи международного конкурса «Кенгуру». | Интеллектуальный марафон | Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
4 КЛАСС
№ | Тема | план | факт | Содержание занятий | | |
1 | Интеллектуальная разминка | 01-02.09. | | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
2 | Числа-великаны | 05-09.09. | | Как велик миллион? Что такое гугол ? | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. | |
3 | Мир занимательных задач | 12-16.09. | | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | . http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 | |
4 | Кто что увидит? | 19-23.09. | | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
5 | Римские цифры | 26-30.09. | | Занимательные задания с римскими цифрами. | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
6 | Числовые головоломки | 03-07.10. | | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
7 | Секреты задач | 17-21.10. | | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
8 | В царстве смекалки | 24-28.10. | | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
9 | Математический марафон | 31-04.11. | | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. | |
10-11 | «Спичечный» конструктор | 14-18.11. 07-11.11. | | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 | |
|
12 | Выбери маршрут | 28-02.12. | | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
13 | Интеллектуальная разминка | 05-09. 12. | | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | . http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
14 | Математические фокусы | 12-16.12. | | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
15-17 | Занимательное моделирование | 26-30.12 09-13.01. 19-23.12. | | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 | |
|
|
18 | Математическая копилка | 16-20.01. | | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 23-27.01 | | Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. | http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. | |
20 | «Математика — наш друг!» | 30-03.02. | | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 | |
21 | Решай, отгадывай, считай | 06-10.02. | | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | . http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
22-23 | В царстве смекалки | 13-17.02. 27-03.03. | | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | . http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. | |
|
24 | Числовые головоломки | 06-10.03. | | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
25-26 | Мир занимательных задач | 13-17.03. 20-24.03. | | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | . http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 | |
|
27 | Математические фокусы | 27-31.03. | | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | . http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
28-29 | Интеллектуальная разминка | 10-14.04 17-21.04 | | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com | |
30 | Блиц-турнир по решению задач | 24-28.04 | | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | . http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. | |
31 | Математическая копилка | 02.05.05. | | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач | . http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. | |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 08.-12.05. | | Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 6. http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 7. http://www.develop-kinder.com | |
33 | Математический лабиринт | 15.-19.05. | | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | . http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник. http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 | |
34 | Математический праздник | 22-29.05. | | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир. http://mathkang.ru/ | |
Интернет-ресурсы
1. Занимательная математика, занимательные задачи по математике.
– http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.