г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России», Москва, Вентана-Граф, 2011 г.
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории.
2018 г.
познакомить с особенностями крестьянской одежды;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой;
оценить достоинства традиционной русской кухни;
уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» компот);
разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта);
сравнить учебу детей в старину с современной школой;
сравнивать букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги;
проанализировать их различия;
показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция);
разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова;
проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых;
разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала;
воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор;
разучить песни и игры;
научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием пасхальных яиц;
разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
научиться плести венки;
нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке»;
нарисовать несколько гжельских орнаментов;
раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;
изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки;
разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.);
разучить несколько песенок, считалок;
научиться разгадывать загадки;
разучить хороводы, игры-хороводы.
развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости;
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Данная программа рассчитана на 33 час (1час в неделю).
Авторская программа используется без изменений.
Тема | Количество часов по программе | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий |
Старинный русский быт. | 7 | Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Быт крестьянской и городской семьи. | Экскурсия в музей. |
Учеба. Школа. | 1 | Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер. | |
Новый русский быт (со времён Петра I). | 10 | Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особы головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде. | |
Русские народные праздники. | 7 | Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. | |
Русские народные промыслы. | 4 | Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёново Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. | |
Русские народные игры. | 4 | Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас. | |
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Использование учебно- лабораторного оборудования |
план | факт |
| 07.09 | | Старинный русский быт. | Познакомить с особенностями боярской одежды; ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | |
| 14.09 | | Одежда и обувь бояр. | |
| 21.09 | | Жилище. Палаты. Терем. | Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. | |
| 28.09 | | Традиционная русская кухня. | Оценить достоинства традиционной русской кухни; уметь приготовить несколько простейших блюд (каша, «взвар», компот). | |
| 05.10 | | Традиционные кушанья. | |
| 12.10 | | Семейные праздники. | Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). | |
| 19.10 | | Семейные обряды. Именины. | Познакомиться с бытом крестьянской и городской семей. Распорядок дня. Замкнутая жизнь женщин в городе. | Презентация. |
| 26.10 | | Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. | |
| 09.11 | | Новый русский быт (со времён Петра I). | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | |
| 16.11 | | Обычаи, привычки дворян. | Познакомить с царским указом о запрете носит русскую старинную одежду. Наряды девушек и дам 19 века. Одежда дворян –мужчин. Русские пословицы и поговорки об одежде. | |
| 23.11 | | Усадьба. Убранство комнат господ. | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург, провинция). Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.); прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | |
| 30.11 | | Дворцы Петербурга. Архитектура: колонны, купол, фронтон. | |
| 07.12 | | Быт дворянской семьи. Литературно-музыкальные салоны. | |
| 14.12 | | Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. | Презентация. |
| 21.12 | | Привилегированные учебные заведения. | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | |
| 28.12 | | Знакомство с деятелями культуры и искусства. | |
| 18.01 | | Будни и праздники на Руси. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала; научиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучить игры с катанием пасхальных яиц. | |
| 25.01 | | Сочетание языческих и христианских праздников. | |
| 01.02 | | Канун нового года. | |
| 08.02 | | Рождество. Святки. Крещение. | |
| 22.02 | | Весна-веснянка. Масленица. | |
| 01.03 | | Красная горка. | |
| 15.03 | | Летние праздники. | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; научиться плести венки. | |
| 22.03 | | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». | |
| 05.04 | | Разделение осени и зимы. Начало зимних посиделок. | |
| 12.04 | | Русские народные промыслы. | Нарисовать несколько гжельских орнаментов; раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов; изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. | |
| 12.04 | | Деревянная расписная посуда. | |
| 19.04 | | Расписные металлические подносы. | Презентация. |
| 26.04 | | Мастера резчики богородской игрушки. | |
| 17.05 | | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | Разучить несколько игр (прятки, гуси - лебеди, коршун, бояре и др.); разучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки; разучить хороводы, игры-хороводы, командные игры. | Презентация. |
| 17.05 | | Командные игры. | |
| 24.05 | | Старинные русские игры. | Презентация. |
| 24.05 | | Игры-танцы. | |