Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 57»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Руководитель ШМО ___________А.С. Марянова Протокол № 1 от «28» августа 2017 года | Согласовано Протокол НМС № 1 от «29» августа 2017 года Заместитель директора по УВР ___________О.В. Терёхина | Утверждаю Приказ № 641/Д от «30» августа 2017 года Директор МБОУ «Средняя школа № 57» ___________ О.Е. Филиппов |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка «Основы туризма и краеведения»
для 6 – 7 класса (базовый уровень)
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
учитель географии и биологии
Жданова М.А.
2017 год
Ступень обучения - основное общее образование
Возраст обучающихся – 6 – 7 класс
Уровень образования – базовый
Количество часов – 70
Учитель – Жданова М.А.
Пояснительная записка
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения). Программы (пособия для учителей общеобразовательных учреждений) внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.С. Сафронов, М., изд. Просвещение, 2011г.
Рабочая программа «Основы туризма и краеведения» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Вид программы: модифицированная, вариативная.
Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят, как младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. При этом пешеходный туризм не является капиталоемким видом деятельности, для занятий им не требуется дополнительного дорогостоящего оборудования, такого, как, например, для занятий альпинизмом или велосипедным туризмом.
Главная задача объединения пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.
Данная программа разработана с учетом программ кружков по туризму, спортивному ориентированию. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение», изд. 3 дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР, М. "Просвещение"
Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.
Новизна программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников. В сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей, на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.
Цели программы:
- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).
Задачи:
обучающие:
формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;
обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,
формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;
воспитательные:
воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
развивающие:
развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий;
Возраст обучающихся детей и психофизические особенности данного возраста
Возраст обучающихся детей по программе составляет 12 - 13 лет. Для воспитанников этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.
Сроки реализации программы
Программа занятий рассчитана на 1 год обучения с обязательным прохождением зачетных походов, возможным участием и судейством районных туристских мероприятий.
Этапы работы по программе
1 этап (начальный) | I четверть | Получение начальных туристских навыков |
2 этап (основной) | II четверть | Овладение туристских навыков. Участие в походах. |
3 этап (завершающий) | III четверть | Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах. |
4 этап (завершающий) | IV четверть | Совершенствование туристских навыков, участие в многодневных походах |
Формы и режим занятий
Программы занятий рассчитаны на 70 учебных часов, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов и сборов.
Режим работы туристского объединения по программе «Основы туризма и краеведения» в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, ребята собираются на занятия 1 раза в неделю.
В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), походы выходного дня, участие в соревнованиях, учебные походы на 1—2 дня. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, с фотографом и т. п.).
При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий в форме учебно-тренировочных выходов, продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.
Продолжительность теоретических занятий 3 часа. 3-х часовая форма занятий используется не только для удобства заполнения журнала. Программа предусматривает однодневные походы в первый год обучения, в последующие года – двух, трех дневные походы, учебно-тренировочные выходы. Надо учитывать и степень подготовленности ребят. На первом году обучения в связи с разным уровнем начальных знаний педагогом применяется разноуровневая подготовка.
Предполагаемый результат
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического учета,
постоянный рост спортивно-технического мастерства,
сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.
Ожидаемый результат в воспитательном плане
Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков.
Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.
В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:
получить навыки подготовки к походу;
уметь ставить палатку и разводить костер;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
преодолевать простые природные и искусственные препятствия.
иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;
иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;
иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды;
иметь опыт участия в походе в летний период.
получить навыки подготовки к походу;
уметь подготавливать и проводить туристические походы;
уметь подготовить и помочь провести туристический слет в рамках образовательного учреждения;
знать работу главной судейской коллегии туристско-спортивных соревнований.
уметь оказывать первую доврачебную помощь;
знать методику судейства отдельных этапов;
Способы оценки результатов
Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце четвертного обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученному материалу.
В связи с этим целесообразно для контроля практических навыков использовать проектную методику. То есть предложить воспитанникам самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Родной край. Охрана природы. Туристские возможности города Ульяновская», провести семинар по районам путешествий. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала.
Формы предъявления и оценки результатов
Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.
Тематическое планирование «Основы туризма и краеведения»
№ п/п | Название модуля | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
I | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
II | Краеведение. | 2 | 1 | 1 |
III | Туристические узлы. | 10 | 5 | 5 |
IV | Топография. | 2 | 1 | 1 |
V | Снаряжение | 6 | 3 | 3 |
VI | Туристическая стенгазета | 2 | 2 | - |
VII | Природоохранные акции | 2 | 2 | - |
VIII | Спортивное ориентирование. | 13 | 2 | 11 |
IX | Походы выходного дня | 15 | 1 | 14 |
X | Спортивные походы | 15 | 1 | 14 |
| Итого: | 68 | 19 | 49 |
Содержание
1. Вводное занятие. Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма - (1ч).
Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе
2. Краеведение – (2ч). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Краснодарского края.
Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».
Практика. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
3. Топография - (2ч). Топографическая подготовка, условные знаки.
Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.
Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.
4. Туристские узлы -(10ч). Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники.
Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа и я – туристская семья». Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.
5. Снаряжение (6ч).
Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).
Практика: Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.
6. Спортивное ориентирование - (13ч).
Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.
7. Туристическая стенгазета - (2ч).
Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.
8. Природоохранные акции - (2ч).
Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов.
9.Походы выходного дня - (15ч).
Практика: Совместная, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.
10. Спортивные походы - (15ч).
Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.
Методическое обеспечение
Жгучее желание заглянуть за горизонт, за горную вершину, узнать, что же там за поворотом реки, неудержимо манит и влечет за собой детей. Чем разнообразнее местность, чем сложнее комплекс природных ландшафтов, тем ярче впечатления у туристов, открывающих для себя доселе неведомый край. Жажда познания, которая испокон веков движет первооткрывателями и путниками, в равной степени влечет вперед и юных.
Важнейшей целью и отличительной особенностью объединения является:
формирование личности будущих граждан, физически здоровых, любящих и знающих свой край, наделенных качествами, позволяющими найти свое место в современном обществе, посредством занятия туризмом;
возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию;
большая интересная экспозиция фото и видеоматериалов, туристского снаряжения;
приглашение родителей (и всех желающих) на занятия и мини-соренования «Папа, мама и я – туристская семья»
В начале обучения по программе, в группе проводятся «Огоньки» знакомств, игры на сплочение коллектива. В походах педагог рассказывает о жизни знаменитых туристов, об исторических событиях, связанных с местами походов, традициях объединения. Традиционным является разбор похода, проводимый после завершения учебно-тренировочных выходов и зачетных походов. В коллективе проводятся мероприятия, ставшие традиционными: Всемирный день туризма, о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений, соблюдение КЗ15-39, совместные соревнования.
Основой перевода ребенка на следующий этап обучения служат результаты тестирования и проверки усвоения теоретического материала, а также результаты его выступления в учебно-тренировочных и календарных соревнованиях по туризму.
Обучение по программе построено таким образом, что первые занятия посвящены подготовке участника степенных и категорийного похода I категории сложности. В завершение учащиеся проходят подготовку помощника руководителя похода.
Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.
Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.
В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, изучение местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.
Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания, навыки и умения с учетом индивидуальных особенностей. Возможно, более удачными методами на первых этапах и первых занятиях могут быть туристские экскурсии на 4 часа или однодневные выезды в лесную зону. Вне школьных стен у учащихся по-разному формируются и складываются взаимоотношения друг с другом, устанавливается дружеская атмосфера; по-разному проявляется чувство взаимопомощи и проявляется желание передачи личного опыта, если он есть.
Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные специалисты: учителя обж, истории, физкультуры, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества и т.д., занятия могут проводиться как в помещении, спортивном зале, так и в природе, что очень важно для совершенствования туристских навыков.
Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок туристского объединения».
Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.
Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» — заповедь участников кружка пешеходного туризма.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы выстроены так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на препятствиях, не прятались бы за спины других ребят.
Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных учащимися самостоятельно. Руководитель помогает докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополняет их после прочтения на кружке. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, т. п.
Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.
Необходимо, чтобы каждый ученик имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.
Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.
Летний зачетный поход протяженностью 5 – 10 км готовится в течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего города, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д.
Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как:
установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость,
разведение костра в различных погодных условиях,
ориентирование по карте, компасу и звездам,
ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,
подъемы и спуски по заселенным склонам,
определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.
За время похода членами группы должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.
Методические рекомендации
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия могут проводится в виде бесед, лекций, конференций, круглого стола. Практические занятия проводятся как в помещении, так и на открытой местности в населенном пункте и за его пределами. При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта. Продолжительность теоретических занятий 2-3 часа. Программа предусматривает однодневные походы в период обучения. Для проведения теоретических занятий рекомендуется использовать учебные видеофильмы, отчеты о ранее совершенных походах, карты различных масштабов. Для проведения практических занятий рекомендуется создавать базу туристского специального снаряжения (веревки, карабины, страховочные системы и т.д.).
Результат этих походов - учащиеся приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями города Ульяновска.
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по заселенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по камням и т.д.). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание спальника. Использование карты и компаса, сравнение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях.
В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
Анкета для разбора похода:
Что понравилось и не понравилось в походе?
Было ли трудно в походе? Когда?
Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
Кто показал себя настоящим туристом?
Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.
Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.
Всё это закаляет характер шкоьников, воспитывает смелость, решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в нестандартных и экстремальных ситуациях.
Материально-техническое обеспечение для успешного выполнения программы
Программа учебной дисциплины «Основы туризма и краеведения» предполагает наличие необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения и вспомогательного (хозяйственного, медицинские аптечки и пр.), обзорные карты Ульяновской области, схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки и спец. тур. снаряжение.
Туристское снаряжение:
Рюкзак
Спальный мешок
Пенки
Рукавицы брезентовые.
Тренировочный костюм
Система страховочная
Палатки
Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
Аптечка
Компас
Курвиметр
Веревка основная
Веревка вспомогательная
Карабин туристский с муфтой
Шлем защитный
Фонарь
Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал
Учебные материалы (тесты)
Карты
Учебные пособия для детей (таблицы)
Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)
Аудио - видео средства туристские, спортивные.
Методический материал.
Методические рекомендации для судей и участников соревнований
Научно-исследовательская работы учащихся
Разработка совместного занятия «Моя туристская семья»
Видеофильмы на экологическую тему, как выживать в природе, краеведческая тематика и др.
Список литературы для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной деятельности.
Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.: МГДД (Ю)Т,2010-96с.
Программа физического воспитания. Автор Г.И. Погадаев. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991г.;
Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма», 2011.
Информация из интернета
Список литературы для учащихся
Борисов В.И. Занимательное краеведение. Ульяновск, Кн. изд., 2003.
Географическое краеведениеУльяновской области. 2014
Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,ВЛАДОС 2000.
Фредерик Лисак «Горы». М., АСТ. Астрель, 2003.
Энциклопедия туриста. М., 1993.