СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа внеурочной деятельности курса "Краеведение" включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся. Поможет организовать внеурочную деятельность в любом общеобразовательном учреждении.
Программа по внеурочной деятельности
Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты определяются поставленными выше целями и ориентируются на следующие критерии.
Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний вдиалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
Критерии изменения объема знаний, расширение кругозора в области гражданственности:
использование полученной информации из внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
формирование самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Содержание разделов и тем 1 класс
Моя семья
Тема 1. Введение.
Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди.
Тема 2. Что изучает краеведение?
Практическая работа. Рисование по теме.
Тема 3-4. Мой дом.
Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 5-6. Мир твоего дома.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Тема 7.Практическая работа.
Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 8-10. Жизнь каждого члена семьи.
Что такое семья? Состав семьи. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музей, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Какие обязанности может исполнять первоклассник в семье?
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 11-12. Отношения в семье.
Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 13-14. Моя родословная.
Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. Знакомство с терминами родства. События, которые отразились в истории семьи.
Тема 15-16. Моя родословная
Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 17-18. Я и мое имя.
Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии».
Практическая работа. Игры с использованием имен.
Моя школа
Тема 19-21. Я – ученик, я – школьник.
Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она) люблю (любит ) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Режим дня школьника как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Правила организации режима дня школьника. Практическая работа. «Нарисуй дорогу от дома до школы».
Тема22-23. Родная школа.
История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначены?
Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Тема 24-25. Трудовая жизнь в школе.
Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе.
Тема 26. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).
Тема 27-28. Школьные, семейные традиции и праздники.
Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные праздники.
Практическая работа. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).
Тема 29-30. Новый год.
Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Тема 31-32. Практическая работа.
Подготовка к Новому году. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 33-34. Рождественские колядки.
Праздник Рождество Христово. Рождественские колядки.
Тема 35. Практическая работа.
Заучивание колядок, инсценирование.
Мой родной город (село).
Тема 36-37. Моё село.
Понятие малой родины. Что такое село? Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. Описание зданий различных функциональных значений: учреждение, жилой дом сельского типа.
Практическая работа. «Нарисуй самое красивое место в твоем селе».
Тема 38-39. Труд людей в городе и на селе.
Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Чем отличается труд людей в городе и на селе. Профессии людей на селе и в городе.
Практическая работа. Рисование на тему исследования.
Тема 40-41. Профессии в моей семье.
В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.
Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»
Тема 42. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).
Тема 43. Практическая работа. «Нарисуй продукцию, которую выпускают на предприятиях (по выбору)».
Тема 44-45. Мой город.
Заочное путешествие по древнему Воронежу. Каким наш город был в далекие времена. Почему он возник на этом месте? Что такое город -крепость? Петр I на воронежской земле. Строительство в Воронеже первого парусно-гребного флота.
Тема 46. Практическая работа.
Рисование древнего города.
Тема 47-48. Моя улица.
Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Тема 49-50. Наш современный город.
Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. Узнавание зданий по вывеске.
Практическая работа. «Составь рассказ о своем городе».
Тема 51-52. Правила безопасного движения.
Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения. Ты – пешеход.
Практическая работа.
Запиши «нужные» телефоны».
Тема 53. Экскурсия по городу.
Город Воронеж – областной центр. Памятники и достопримечательности города Воронежа.
Тема 54.Практическая работа.
«Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»
Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.
Тема 55-56. Моя малая родина.
Российская Федерация – наша Родина. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа .Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Тема 57-58.О гербе, флаге и гимне.
Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Герб Воронежа.
Практическая работа. Рисование флага России.
Тема 59-60. Москва – столица нашей Родины.
Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.
Тема 61. Практическая работа.
Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы».
Тема 62-63. Сто народов – одна страна.
Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа . Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.
Тема 64-65. Я – надежда Отечества.
Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».
Тема 66. Земля – общий дом для всех людей.
Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.
Ролевая игра: « Мы из разных стран».
Тематическое планирование
1класс
№ п/п | Дата | Тема занятия
| ||
план | факт | |||
Моя семья | ||||
1 | | | Введение. | |
2 | | | Что изучает краеведение? | |
3 | | | Мой дом. | |
4 | | | Мой дом. | |
5 | | | Мир твоего дома | |
6 | | | Мир твоего дома | |
7 | | | Практическая работа «Лепка интерьера». | |
8 | | | Жизнь каждого члена семьи | |
9 | | | Жизнь каждого члена семьи | |
10 | | | Жизнь каждого члена семьи | |
11 | | | Отношения в семье | |
12 | | | Отношения в семье | |
13 | | | Моя родословная. | |
14 | | | Моя родословная. | |
15 | | | Моя родословная. | |
16 | | | Моя родословная. | |
17 | | | Я и мое имя | |
18 | | | Я и мое имя | |
Моя школа. | ||||
19 | | | Я –ученик, я – школьник. | |
20 | | | Я –ученик, я – школьник. | |
21 | | | Я –ученик, я – школьник. | |
22 | | | Родная школа. | |
23 | | | Родная школа. | |
24 | | | Трудовая жизнь школы. | |
25 | | | Трудовая жизнь школы. | |
26 | | | Практическая работа. Экскурсия в школьный музей. | |
27 |
|
| Школьные, семейные традиции и праздники. | |
28 |
|
| Школьные, семейные традиции и праздники. | |
29 |
|
| Новый год. | |
30 |
|
| Новый год. | |
31 |
|
| Практическая работа. | |
32 |
|
| Практическая работа. | |
33 |
|
| Рождественские колядки. | |
34 |
|
| Рождественские колядки. | |
35 |
|
| Практическая работа. | |
Мой родной город (село). | ||||
36 |
|
| Мое родное село | |
37 |
|
| Мое родное село | |
38 |
|
| Труд людей в городе и на селе. | |
39 |
|
| Труд людей в городе и на селе. | |
40 |
|
| Профессии в моей семье. | |
41 |
|
| Профессии в моей семье. | |
42 |
|
| Экскурсия на предприятие | |
43 |
|
| Практическая работа. «Нарисуй продукцию…» | |
44 |
|
| Мой город. | |
45 |
|
| Мой город. | |
46 |
|
| Практическая работа. Рисование древнего города. | |
47 |
|
| Моя улица. | |
48 |
|
| Моя улица. | |
49 |
|
| Наш современный город. | |
50 |
|
| Наш современный город. | |
51 |
|
| Правила безопасного движения. | |
52 |
|
| Правила безопасного движения. | |
53 |
|
| Экскурсия по городу. | |
54 |
|
| Практическая работа. | |
Отечество. Наша Родина - Россия. Моя малая родина. | ||||
55 |
|
| Моя малая родина. | |
56 |
|
| Моя малая родина. | |
57 |
|
| О гербе, флаге и гимне. | |
58 |
|
| О гербе, флаге и гимне. | |
59 |
|
| Москва – столица нашей Родины. | |
60 |
|
| Москва – столица нашей Родины. | |
61 |
|
| Практическая работа. Игра- путешествие. | |
62 |
|
| Сто народов – одна семья. | |
63 |
|
| Сто народов – одна семья. | |
64 |
|
| Я – надежда Отечества. | |
65 |
|
| Я – надежда Отечества. | |
66 |
|
| Земля – общий дом для всех людей. |
Характеристика деятельности учащихся
1класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тео-рия | Прак- тика | Характеристика деятельности |
1 |
Моя семья |
18 |
17 |
1 | Понимать учебную задачу данного занятия и стремиться её выполнить; Рассказывать о жизни семьи порисункам; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения заданий дети с помощью взрослых учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
2 |
Моя школа |
17 |
13 |
4 | Понимать учебную задачу занятий и стремиться её выполнить; анализировать предложенные иллюстрации, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать предложенные фотографии, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. В ходе выполнения заданий дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
3 |
Мой родной город (село) |
19 |
14 |
5 | Понимать учебную задачу занятий и стремиться её выполнить; сравнивать с помощью фотографий и поличным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображениягорода и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать городскойи сельский дома; описывать интерьер городскойквартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельскогожилья; рассказывать о своём доме по плану;учатся: распределять обязанности по выполнению; подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; собирать информацию о выдающихся земляках в краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; оформлять стенд, мультимедийную презентацию;проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; ухаживать за памятниками; помогать взрослым в благоустройстве; проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей; оценивать свои достижения в реализации задачи. |
4 |
Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина. |
12 |
11 |
1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе игородах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации ,сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; рассматривать иллюстрации ,извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; отвечать на итоговые вопросы. |
Содержание раздела и тем
2 класс
История и культура.
Тема 1-2. Что такое культура?
Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.
Тема 3-4. Практическая работа.
«Распиши воронежских матрешек».
Тема 5-6. Источники изучения жизни народа.
Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).
Практическая работа. «Рассмотри исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».
Тема 7-8. Что такое время?
Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».
Практическая работа. «Впиши нужные единицы времени».
Тема 9-10. Что такое вещь?
Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.
Тема 11. Практическая работа.
«Нарисуй людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник).
Тема 12. Семейная реликвия.
Практическая работа.
Тема 13-14. Путешествие в страну книг.
Что такое библиотека? Областная библиотека имени Ивана Савича Никитина. Личная библиотека школьника.
Тема 15. Практическая работа.
«Рассмотри портреты писателей. Кто из них является писателем Воронежского края? Установи соответствие».
Тема 16. Посещение библиотеки.
Знакомство с писателями Воронежского края.
История создания вещей.
Тема 17-18. Посуда на Руси.
Что такое керамика? Кто такие гончары? Русская глиняная посуда. Посуда крестьянина и знатного дворянина. Горшечное дело в Воронежском крае. Развитие художественных ремесел и промыслов. Воронежская игрушка.
Тема 19. Практическая работа.
«Помоги мастеру расписать посуду».
Тема 20-21. В старинном доме.
Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение для современной жизни. Применяют ли сейчас старинные предметы и где?
Тема 22. Практическая работа.
Творческое задание «Укрась лопатку прядки узором».
Тема 23-24. Обычаи русской старины.
Что такое обычай? Русские обычаи, обычаи других стран. Как часто мы соблюдаем обычаи русской старины? Значение обычаев для современного человека.
Практическая работа. «Установи соответствие пословиц о русских обычаях».
Тема 25-26. Для войны и мирной жизни.
Орудия труда крестьянина. Доспехи воина. Материалы, которые использовали мастера при изготовлении предметов для войны и мирной жизни. Какие предметы человек использует сегодня.
Практическая работа. «С помощью цветных карандашей «вооружи» каждого воина» .
Тема 27-29. От колеса до ракеты.
Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.
Тема 30. Практическая работа.
«Придумай и нарисуй автомобиль будущего».
Музей – машина времени.
Тема 31-32. Что такое музей?
Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Место и значение музеев, памятников в истории развития города Воронежа и области.
Ролевая игра «В музее».
Тема 33. Экскурсии в областные музеи.
Областной краеведческий музей.
Тема 34. Экскурсии в областные музеи.
Воронежский музей изобразительных искусств имени А. Крамского.
Тема 35. Практическая работа. Работа с репродукциями картин.
Тема 36-37. «Дом веселого чародея».
Анатолий Леонидович Дуров – основоположник цирковой династии. Жизнь и творчество артиста. Дом-музей А. Дурова.
Практическая работа. «Прочитай цирковую афишу Анатолия Дурова. Разрисуй её».
О прошлом говоря.
Тема 38-39. Костёнки. Путешествие в каменный век.
Костёнки – жемчужина палеолита. Костенковские стоянки: богатство и разнообразие материальной культуры. Открытие и исследование жилища из костей мамонта. Павильон -музей. Кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. Всемирно известные женские статуэтки – так называемые «палеолитические Венеры».
Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.
Тема 40-41. Дивногорье.
Рассказ о седой старине.Дивногорье. Маяцкое городище. Раскопки Маяцкого городища. Древние рисунки и предметы, сохранившиеся на меловых камнях Маяцкого городища.
Тема 42. Практическая работа.
«Попробуй себя в роли древнего художника. Изобрази на рисунке фрагмент из жизни древнего человека».
Тема 43-44. Веневитиново.
В гостях у поэта.
Дмитрий Владимирович Веневитинов – известный поэт, современник А.С.Пушкина.
Музей-усадьба Д.Веневитинова.
Практическая работа». Попробуй себя в роли поэта. Используя рифмы, придумай и запиши стихотворные строчки».
Памятники старины.
Тема 45-46. «Каменные ветераны» Воронежа.
Дом Гарденина – одно из старейших зданий Воронежа. «Арсенал». Дом Тулиновых – место встречи двух знаменитых поэтов В.А.Жуковского и А.В.Кольцова. Дом губернатора. Магистрат.
Тема 47. Практическая работа.
«Сделай эскиз интерьера старинной гостиной, где происходила встреча двух поэтов».
Тема 48-49. Церковные архитектурные памятники.
Первые храмы на Руси. Русский православный храм – памятник архитектуры и истории. Внешний вид православного храма.
Тема 50. Практическая работа.
«Помоги мастеру достроить русскую православную церковь, нарисуй недостающие детали».
Тема 51-52. Храмы родного края.
Успенская (Адмиралтейская) церковь. Ильинская церковь. Никольская церковь. Колокольня Алексеево-Акатова монастыря. Церковь в твоем крае.
Тема 53.Практическая работа.
«Запиши историю одного из храмов твоего родного города.
Тема 54-56. Памятники на воронежской земле.
В честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник? Памятник Петру I – основателю первого парусно-гребного флота в Воронеже. Памятники в Воронеже, сооруженные в честь Великой Отечественной войны. Памятники Воронежского края.
Тема 57. Практическая работа.
Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).
Моя малая родина.
Тема 58-60. История родного города.
Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. Роль города-крепости на южных рубежах страны. План и карта города. Символика. Герб родного города. Описание гербов. Чем отличается современный город от старинного? Знаменитые уроженцы городов.
Тема 61. Практическая работа.
«Нарисуй современную городскую улицу или свой город в будущем».
Тема 62-63. История родного села.
Что такое село? Чем отличается село от деревни. Внешний вид. Особенности строений. Здания и учреждения села.
Люби и знай родной край.
Тема 64-66. Воронеж – колыбель русского флота.
Строительство флота в Воронеже. Пётр I – основатель русского флота. Корабли русского флота.
Конкурс рисунков « Мой город в будущем».
Проект « Мой город».
Тема 67-68. Проверь себя.
Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).
Практическая работа. Работа с приложением и заданиями в тетради.
Тематическое планирование
2класс
№ п/п | Дата | Тема занятия
| |
план | факт | ||
История и культура | |||
1 | | | Что такое культура? |
2 |
| | Что такое культура? |
3 | | | Практическая работа. «Распиши воронежских матрешек» |
4 |
|
| Практическая работа. «Распиши воронежских матрешек» |
5 |
|
| Источники изучения жизни народа. |
6 |
|
| Источники изучения жизни народа. |
7 |
|
| Что такое время? |
8 |
|
| Что такое время? |
9 | | | Что такое вещь? |
10 |
| | Что такое вещь? |
11 | | | Практическая работа. «Нарисуй людей, которым могли принадлежать вещи.» |
12 |
|
| Семейная реликвия. |
13 |
|
| Путешествие в страну книг. |
14 |
|
| Путешествие в страну книг.. |
15 |
|
| Практическая работа. |
16 |
| | Посещение библиотеки. |
История создания вещей | |||
17 | | | Посуда на Руси. |
18 |
| | Посуда на Руси. |
19 | | | Практическая работа. «Помоги мастеру расписать посуду». |
20 |
|
| В старинном доме. |
21 |
|
| В старинном доме. |
22 |
|
| Практическая работа. «Укрась лопатку». |
23 |
|
| Обычаи русской старины. |
24 |
|
| Обычаи русской старины. |
25 | | | Для войны и мирной жизни. |
26 |
|
| Для войны и мирной жизни. |
27 |
|
| От колеса до ракеты. |
28 |
|
| От колеса до ракеты. |
29 |
|
| От колеса до ракеты. |
30 |
|
| Практическая работа. «Автомобиль будущего». |
Музей – машина времени | |||
31 |
|
| Что такое музей? |
32 |
|
| Что такое музей? |
33 |
|
| Экскурсии в областные музеи. |
34 |
|
| Экскурсии в областные музеи. |
35 |
|
| Практическая работа. Репродукции картин. |
36 |
|
| «Дом веселого чародея». |
37 |
|
| «Дом веселого чародея». |
О прошлом говорят | |||
38 |
|
| Костенки. Путешествие в каменный век. |
39 |
|
| Костенки. Путешествие в каменный век. |
40 |
|
| Дивногорье. Рассказ о седой старине. |
41 |
|
| Дивногорье. Рассказ о седой старине. |
42 |
|
| Практическая работа. «Попробуй себя в роли древнего художника». |
43 |
|
| Веневитиново. В гостях у поэта. |
44 |
|
| Веневитиново. В гостях у поэта. |
Памятники старины | |||
45 |
|
| «Каменные ветераны» Воронежа. |
46 |
|
| «Каменные ветераны» Воронежа. |
47 |
|
| Практическая работа. «Эскиз интерьера старинной гостиной». |
48 |
|
| Церковные архитектурные памятники. |
49 |
|
| Церковные архитектурные памятники. |
50 |
|
| Практическая работа. «Дострой православную церковь». |
51 |
|
| Храмы родного края. |
52 |
|
| Храмы родного края. |
53 |
|
| Практическая работа. « История храма». |
54 |
|
| Памятники на воронежской земле. |
55 |
|
| Памятники на воронежской земле. |
56 |
|
| Памятники на воронежской земле. |
57 |
|
| Практическая работа. Экскурсии к памятникам. |
Моя малая родина. | |||
58 |
|
| История родного города. |
59 |
|
| История родного города. |
60 |
|
| История родного города. |
61 |
|
| Практическая работа. |
62 |
|
| История родного села. |
63 |
|
| История родного села. |
Люби и знай родной край. | |||
64 |
|
| Воронеж – колыбель русского флота. |
65 |
|
| Воронеж – колыбель русского флота. |
66 |
|
| Воронеж – колыбель русского флота. |
67 |
|
| Проверь себя. |
68 |
|
| Проверь себя. |
Характеристика деятельности учащихся
2 класс.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Тео- рия | Прак- тика | Характеристика деятельности |
1 |
История и культура.
|
16 |
12 |
4 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования,в том числе в своём регионе; извлекать из текста нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; обсуждать роль учреждений культуры иобразования в нашей жизни;работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); формулировать выводы.
|
2 |
История создания вещей.
|
14 |
11 |
3 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; прослеживать с помощью иллюстраций историю появления одежды и развитиямоды описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижении. |
3 |
Музей – машина времени.
|
7 |
4 |
3 | В ходе выполнения заданий дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
4 | О прошлом говорят.
| 7 | 6 | 1 | Выполнять тестовые задания; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся давать адекватную самооценку. |
5 | Памятники старины.
| 13 | 9 | 4 | Понимать учебные задачи занятий и стремиться их выполнить; знакомиться по предложенным материалам идополнительной литературе с регионами, городами; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники старины; рассказывать по личным впечатлениямо разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятиях |
6 | Моя малая Родина.
| 6 | 6 | - | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
7 | Люби и знай родной край.
| 5 | 5 | - | Понимать учебную задачу занятий и стремиться её выполнить; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображения города, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельского жилья; рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. В ходе выполнения заданий дети учатся: распределять обязанности по выполнению; подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; собирать информацию о выдающихся земляках в краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; оформлять стенд, мультимедийную презентацию; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов «Воронеж – колыбель русского флота; ухаживать за памятниками; помогать взрослым в благоустройстве; |
Содержание раздела и тем
3 класс
Искусство и просвещение.
Тема 1-3. Воронежская школа.
Распространение грамотности в Воронежском крае. Народные училища. Домашнее обучение детей дворянства. Частные школы на дому. Губернская гимназия. Уездные училища. Приходские училища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование.
Тема 4. Практическая работа.
«Узнай историю самого старого учебного заведения твоего города (села). Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы (Мариинская женская гимназия, женская гимназия Кожевниковой, реальное училище, духовная семинария и др.)
Тема 5-6. Люди искусства.
Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение». Практическая работа. Работа в группах над иллюстрациями.
Тема 7-8. Портретная галерея И.Н.Крамского.
Жизнь и творчество художника. Знаменитые картины И.Н.Крамского. Практическая работа. Работа с репродукциями картин И.Н.Крамского.
Тема 9. Экскурсия в музей И.Н.Крамского
Тема 10-11. Художники – наши земляки.
Живопись. Репродукция. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Ге Николай Николаевич. Бучкури Николай Алексеевич.
Тема 12 . Практическая работа.
Работа с репродукциями художников.
В гостях у сказки.
Тема 13-14. Фольклор – духовное богатство народа.
Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.
Практическая работа. Запиши какое-либо произведение фольклора родного края по плану.
Тема 15-17. Как сказки попали в книгу.
Истоки сказок. Кто такой сказитель? Хранители сказок. Собиратели сказок. Чтение сказок и их анализ.
Тема 18. Практическая работа.
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
Тема 19-20. Собиратель сказок А.Н.Афанасьев.
Афанасьев Александр Николаевич – ученый-фольклорист. Типология сказок по А.Н.Афанасьеву. Сборник «Народные русские сказки», составленный А.Н.Афанасьевым.
Тема 21-22. Сказки бабушки Куприянихи.
Кто такаяКуприяниха? Сказки А.К. Барышниковой.
Тема 23. Практическая работа.
«Придумай и нарисуй сказочное существо. Дай ему имя. Напиши, где живет существо, доброе оно или злое».
Тема 24-25. Сказочный мир А.Н.Корольковой.
Жизнь и творческая биография А.Н.Корольковой.
Сказки А.Н.Корольковой.
Тема 26. Практическая работа.
«Сочини сказку по опорным словам».
Литературный Воронеж.
Тема 27-28. Певец земли воронежской.
Начало творческого пути. Ранние произведения. А.В. Кольцов и русская литература. Кольцов как один из создателей русской песни.
Тема 29. Экскурсия в дом-музей А.В. Кольцова.
Памятник А.В. Кольцову.
Тема 30. Практическая работа.
Напиши, какие достопримечательности Воронежа связаны с именем А.Кольцова.
Тема 31-32. « Я – Руси сын».
И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина. Библиотека имени И.С. Никитина. Знакомство с библиотекой, ее фондами, краеведческим отделом.
Тема 33. Практическая работа.
Художественное чтение стихов.
Тема 34-35. Классик детской литературы.
Маршак Самуил Яковлевич: жизнь и творчество. Стихотворения С.Я.Маршака. С.Я.Маршак – редактор детского журнала. Популярные герои книг писателя…
Тема 36. Чтение стихов С.Я.Маршака.
Тема 37-38. История Г.Н. Троепольского о Белом Биме.
Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. «Белый Бим Черное Ухо».
Тема 39.Практическая работа.
«Напиши читательский отзыв о повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Тема 40-41. Писатели – наши земляки.
А.Платонов. И. Бунин. Ю. Третьяков. Е. Дубровин. В.Кораблинов. В.Добряков. А.Бондарев. Жизнь и творчество писателей.
Тема 42.Практическая работа.
«Напиши читательский отзыв о прочитанной тобой книге воронежского писателя».
Край песенный.
Тема 43-44. М.Е. Пятницкий – руководитель народного хора.
М.Е. Пятницкий – собиратель русской песни. Основные этапы жизненного и творческого пути М.Е. Пятницкого. Экскурсия к памятнику М.Е. Пятницкого (по усмотрению учителя).
Практическая работа. «Определи, к каким жанрам относятся русские народные песни: « Светит месяц», «Катай каравай» и другие».
Тема 45-46. «Лейся, песня!».
Воронежский государственный русский народный хор.
Хор. Создание Воронежского государственного русского народного хора. Константин Ираклиевич Масалитинов. Хор и война.
Тема 47-48. «Лейся, песня!»
Разучивание русских народных песен.
Тема 49-50. Голоса русской песни.
Частушка. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. М. Мордасова – народная артистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России.
Тема 51. Практическая работа.
«Придумай окончание частушек».
Тема 52-54. «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Воронежской области.
Ансамбли «Воронежские девчата», «Весенние зори». Знакомство с песенными и танцевальными коллективами.
В мире муз.
Тема 55-57. Театральные встречи.
Театр драмы имени А.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и великие актеры прошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Новый театр и его постановки. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета.
Тема 58. Практическая работа.
«Нарисуй эскиз театрального костюма».
Тема 59. Поход в театр (по усмотрению учителя).
Тема 60-61. На кукольном представлении.
Воронежский областной театр кукол «Шут». История создания.
Тема 62-63. Театр Юного зрителя.
История создания. Постановки. Актеры.
Тема 64-65. Практическая работа.
Разыгрывание отрывков из обрядовых праздников, сценок потешников, кукольных инсценировок.
Тема 66. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).
Тема 67.Практическая работа.
«Проверь себя».
Тема 68. Проект «Знатоки родного края».
Представление и защита проекта.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия
| ||
план | факт | |||
Искусство и просвещение | ||||
1 | | | Воронежская школа. | |
2 | | | Воронежская школа. | |
3 | | | Воронежская школа. | |
4 | | | Практическая работа. «Самое старое учебное заведение города» | |
5 | | | Люди искусства. | |
6 | | | Люди искусства. | |
7 | | | Портретная галерея И.Н.Крамского. | |
8 | | | Портретная галерея И.Н.Крамского. | |
9 | | | Экскурсия в музейИ.Н.Крамского. | |
10 | | | Художники - наши земляки. | |
11 | | | Художники - наши земляки. | |
12 | | | Практическая работа с репродукциями художников. | |
В гостях у сказки | ||||
13 | | | Фольклор - духовное богатство народа. | |
14 | | | Фольклор - духовное богатство народа. | |
15 | | | Как сказки попали в книгу. | |
16 | | | Как сказки попали в книгу. | |
17 | | | Как сказки попали в книгу. | |
18 | | | Практическая работа. « Моя любимая сказка». | |
19 |
|
| Собиратель сказок А.Н.Афанасьев. | |
20 |
|
| Собиратель сказок А.Н.Афанасьев. | |
21 |
|
| Сказки бабушки Куприянихи. | |
22 |
|
| Сказки бабушки Куприянихи. | |
23 |
|
| Практическая работа.«Придумай и нарисуй сказочное существо». | |
24 |
|
| Сказочный мир А.Н.Корольковой. | |
25 |
|
| Сказочный мир А.Н.Корольковой. | |
26 |
|
| Практическая работа. «Сочини сказку». | |
Литературный Воронеж | ||||
27 |
|
| Певец земли воронежской. | |
28 |
|
| Певец земли воронежской. | |
29 |
|
| Экскурсия в дом – музей А.В. Кольцова. | |
30 |
|
| Практическая работа. | |
31 |
|
| «Я – Руси сын». | |
32 |
|
| «Я – Руси сын» | |
33 |
|
| Практическая работа. Художественное чтение стихов. | |
34 |
|
| Классик детской литературы. | |
35 |
|
| Классик детской литературы. | |
36 |
|
| Чтение стихов С.Я. Маршака. | |
37 |
|
| История Г.Н. Троепольского о Белом Биме. | |
38 |
|
| История Г.Н. Троепольского о Белом Биме. | |
39 |
|
| Практическая работа . Читательский отзыв. | |
40 |
|
| Писатели – наши земляки. | |
41 |
|
| Писатели – наши земляки. | |
42 |
|
| Практическая работа. Читательский отзыв. | |
Край песенный | ||||
43 |
|
| М.Е.Пятницкий - руководитель народного хора | |
44 |
|
| М.Е.Пятницкий - руководитель народного хора | |
45 |
|
| «Лейся песня!» Воронежский русский народный хор | |
46 |
|
| «Лейся песня!» Воронежский русский народный хор | |
47 |
|
| «Лейся песня!» Воронежский русский народный хор | |
48 |
|
| «Лейся песня!» Воронежский русский народный хор | |
49 |
|
| Голоса русской песни | |
50 |
|
| Голоса русской песни | |
51 |
|
| Практическая работа. «Придумай окончание частушек». | |
52 |
|
| «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Воронежской области. | |
53 |
|
| «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Воронежской области. | |
54 |
|
| «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Воронежской области. | |
В мире муз | ||||
55 |
|
| Театральные встречи. | |
56 |
|
| Театральные встречи. | |
57 |
|
| Театральные встречи. | |
58 |
|
| Практическая работа. «Нарисуй эскиз театрального костюма» | |
59 |
|
| Поход в театр. | |
60 |
|
| На кукольном представлении. | |
61 |
|
| На кукольном представлении. | |
62 |
|
| Театр Юного зрителя. | |
63 |
|
| Театр Юного зрителя. | |
64 |
|
| Практическая работа. | |
65 |
|
| Практическая работа. | |
66 |
|
| Обобщающий урок. | |
67 |
|
| Практическая работа. «Проверь себя». | |
68 |
|
| Проект «Знатоки родного края». |
Характеристика деятельности учащихся
3 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Тео- рия | Прак- тика | Характеристика деятельности |
1 | Искусство и просвещение.
| 12 | 9 | 3 | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания. В процессе презентации своих работ учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению работы.
|
2 | В гостях у сказки.
| 14 | 11 | 3 | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания. В процессе презентации своих работ учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению работы. |
3 | Литературный Воронеж
| 16 | 11 | 5 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в ВОРОНЕЖЕ; на основе самостоятельного изучения материала (по группам) рассказывать о ЛИТЕРАТУРНОМ ВОРОНЕЖЕ и издании первых КНИГ; сопоставлять современные и первопечатные книги по иллюстрациям; работать с терминологическим словариком; развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
4 | Край песенный | 12 | 11 | 1 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания. |
5 | В мире муз | 14 | 8 | 6 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания. |
Содержание разделов и тем
4 класс
Что и как изучает история
Тема 1-3. Как люди узнают о прошлом?
Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»
Тема 4-5. Лента времени.
Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».
Тема 6-8. История на карте.
Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области. Как «читать» историческую карту.
Практическая работа. Работа с исторической картой Воронежского края XVII века.
Тема 9-10. «Город древний, город чудный».
Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Первый воронежский воевода. Город и его роль в укреплении южных рубежей.
Тема 11.Практическая работа.
Работа в группах. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».
Тема 12-14. Воронеж – колыбель русского флота.
Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.
Практическая работа. Работа с репродукцией картины В.П.Криворучко «Строительство флота в Воронеже».
Тема 15-17. Петровский парус.
Корабли русского военно-морского флота: отличительные особенности и история создания. Эмблемы кораблей. Символические названия кораблей.
Тема 18. Практическая работа.
Рисование эмблем кораблей.
Тема19-21 . Петровская эпоха.
Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Значение деятельности Петра для воронежского края. Адмиралтейство в Воронеже. Первый Андреевский флаг.
Тема22. Экскурсия к памятнику Петра I.
Тема23. Практическая работа.
Рисование на тему исследования.
Дворянско – купеческий город.
Тема 24-26. Прогулка по старинному городу.
Воронеж– дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Достопримечательности и улицы Воронежа. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.
Тема 27. Практическая работа.
Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».
Тема 28-30. Традиции русского дворянства.
Что такое этикет? Правила светского этикета XIX века. Балы дворян. Жилище и одежда дворян. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.
Тема 31. Практическая работа . «Правила этикета на балу»
Тема 32-33. На русской ярмарке.
Что такое ярмарка? Особенности русской ярмарки. Товары ярмарок Воронежского края.
Тема 34-35. Практическая работа.
Работа с тестом. Изготовление сувенира для ярмарки.
Истории немеркнущая слава.
Тема 36-37. Свидетель суворовских походов.
Старков Яков Михайлович – свидетель ратных подвигов русских воинов. Жизнь и военная биография. Награды героя. «Рассказы старого воина».
Тема 38-39.Практическая работа.
Чтение рассказов, стихов воронежских писателей и поэтов по изучаемой теме.
Тема 40-42. «России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.
Марин Сергей Никифорович–поэт. Марин Апполон Никифорович– орденоносец. Петров Михаил Матвеевич– полковник. Ефимов Андрей Александрович–генерал-майор. Сазонов Федор Васильевич–генерал-майор. Достопримечательности города Воронежа, связанные с Отечественной войной 1812 года.
Суровые годы Великой Отечественной войны.
Тема 43-44. «Край родной, войною опаленный».
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Даты и события военной истории родного края. Наш край в период оккупации.
Тема 45.Практическая работа.
«Составь текст письма участнику Великой Отечественной войны».
Тема 46-47. «Их подвиг бессмертен».
Наши земляки – Герои Советского Союза. Шендриков Николай Степанович. Шевляков Николай Степанович. Захарченко Василий Петрович.
Тема 48.Практическая работа.
Сбор информации и рассказ о защитниках Воронежского края.
Тема 49-51. «Никто не забыт, ничто не забыто»!
Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа. Местные писатели и поэты о войне. Мемориалы и памятники города Воронежа и области, хранящие память о Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны. Тыл – фронту.
Тема 52. Практическая работа.
Сочинение на тему: «Война в истории моей семьи».
Тема53.Экскурсия к памятникам, посвященным освобождению города , к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны.
Тема 54-55. Воронеж – столица Центрального Черноземья.
Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города. Достопримечательности города Воронежа. Воронеж сегодня.
Тема 56. Практическая работа.
Творческое задание: «Письмо другу о городе Воронеже».
Тема 57. Экскурсия на предприятие по выбору учителя.
Тема 58-61. Символика родного края.
Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.
Тема 62-63. Практическая работа.
«Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».
Люби и знай свой край.
Тема 64-66. Обобщающий урок «Люби и знай свой край».
История Воронежского края в курсе истории России. Знаменитые земляки. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники.
Тема 67-68. Проект «Мой родной край».
Подготовка к проекту и его презентация.
Оценка деятельности.
Тематическое планирование
4 класс.
№ п/п | Дата | Тема занятия
| ||
план | факт | |||
Что и как изучает история | ||||
1 |
|
| Как люди узнают о прошлом | |
2 | | | Как люди узнают о прошлом | |
3 | | | Как люди узнают о прошлом | |
4 | | | Лента времени | |
5 | | | Лента времени | |
6 | | | История на карте | |
7 | | | История на карте | |
8 | | | История на карте | |
Путешествие в глубь времён | ||||
9 | | | «Город чудный, город древний». | |
10 | | | «Город чудный, город древний». | |
11 | | | Практическая работа. «Древний Воронеж». | |
12 |
|
| Воронеж – колыбель русского флота. | |
13 |
|
| Воронеж – колыбель русского флота. | |
14 |
|
| Воронеж – колыбель русского флота. | |
15 | | | Петровский парус. | |
16 | | | Петровский парус. | |
17 | | | Петровский парус. | |
18 |
|
| Практическая работа. «Эмблемы кораблей». | |
19 |
|
| Петровская эпоха. | |
20 |
|
| Петровская эпоха. | |
21 |
|
| Петровская эпоха. | |
22 |
|
| Экскурсия к памятнику Петра I. | |
23 |
|
| Практическая работа. | |
Дворянско-купеческий город | ||||
24 |
|
| Прогулка по старинному городу. | |
25 |
|
| Прогулка по старинному городу. | |
26 |
|
| Прогулка по старинному городу. | |
27 |
|
| Практическая работа. | |
28 |
|
| Традиции русского дворянства. | |
29 |
|
| Традиции русского дворянства. | |
30 |
|
| Традиции русского дворянства. | |
31 |
|
| Практическая работа. « Правила этикета на балу». | |
32 |
|
| На русской ярмарке. | |
33 |
|
| На русской ярмарке. | |
34 |
|
| Практическая работа с тестом. «Сувенир для ярмарки». | |
35 |
|
| Практическая работа с тестом. «Сувенир для ярмарки». | |
Истории немеркнущая слава | ||||
36 |
|
| Свидетель суворовских походов. | |
37 |
|
| Свидетель суворовских походов. | |
38 |
|
| Практическая работа. | |
39 |
|
| Практическая работа. | |
40 |
|
| России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года. | |
41 |
|
| России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года. | |
42 |
|
| России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года. | |
Суровые годы Великой Отечественной войны | ||||
43 |
|
| «Край родной, войною опалённый» | |
44 |
|
| «Край родной, войною опалённый» | |
45 |
|
| Практическая работа. «Письмо участнику Вов». | |
46 |
|
| «Их подвиг бессмертен» | |
47 |
|
| «Их подвиг бессмертен» | |
48 |
|
| Практическая работа. « Защитники Воронежского края». | |
49 |
|
| «Никто не забыт, ничто не забыто!» | |
50 |
|
| «Никто не забыт, ничто не забыто!» | |
51 |
|
| «Никто не забыт, ничто не забыто!» | |
52 |
|
| Практическая работа. Сочинение «Война в истории моей семьи». | |
53 |
|
| Экскурсия к памятникам героев войны. | |
Наш край сегодня | ||||
54 |
|
| Воронеж – столица Центрального Черноземья. | |
55 |
|
| Воронеж – столица Центрального Черноземья. | |
56 |
|
| Практическая работа. « Письмо другу о городе Воронеже». | |
57 |
|
| Экскурсия на предприятие. | |
58 |
|
| Символика родного края. | |
59 |
|
| Символика родного края. | |
60 |
|
| Символика родного края. | |
61 |
|
| Символика родного края. | |
62 |
|
| Практическая работа. Символика класса, семьи. | |
63 |
|
| Практическая работа. Символика класса, семьи. | |
Люби и знай родной край | ||||
64 |
|
| Обобщающий урок . «Люби и знай свой край». | |
65 |
|
| Обобщающий урок . «Люби и знай свой край». | |
66 |
|
| Обобщающий урок . «Люби и знай свой край». | |
67 |
|
| Проект « Мой родной край». | |
68 |
|
| Проект « Мой родной край». |
Характеристика деятельности учащихся
4 класс
| ||||
Наименование разделов | Всего часов | Тео- рия | Прак- тика | Характеристика деятельности |
Что и как изучает история | 8 | 8 | - | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов дляпонимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);работать с терминологическим словариком;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. |
Путешествие в глубь времён. | 15 | 11 | 4 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. |
Дворянско-купеческий город | 12 | 8 | 4 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Истории немеркнущая слава | 7 | 5 | 2 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; составлять рассказы о России с точки зрения свидетеля исторической эпохи; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль воронежцев в Отечественной войне 1812 года дляпонимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);работать с терминологическим словариком;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. |
Суровые годы Великой Отечественной войны | 11 | 7 | 4 | Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; составлять рассказы о России с точки зрения свидетеля исторической эпохи; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль воронежцев в Великой Отечественной войне дляпонимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);работать с терминологическим словариком;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. |
Наш край сегодня | 10 | 6 | 4 | Понимать учебную задачу занятий и стремиться её выполнить; сравнивать с помощью фотографий и поличным наблюдениям наш край сегодня и вчера; работать в паре: находить изображениягорода, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать наш край сегодня и вчера; описывать символику родного края; рассказывать о своём крае по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения |
Люби и знай родной край | 5 | 3 | 2 | Понимать учебную задачу занятий и стремиться её выполнить; сравнивать с помощью фотографий и поличным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображениягорода, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать городскойи сельский дома; описывать интерьер городскойквартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельскогожилья; рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
Учебно-методическая литература для учителя
1. Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.
2.Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М.,1991г.
3.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010
4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
5.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
6.Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011.
7.Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие/Ю.А. Сизова/ - г.о. Спасск – Дальний, 2009.
8.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.