СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная образовательная деятельность "Свойства воздуха и воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проводила в рамках МРСД.

Целью данного мероприятия является систематизирование знаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, о свойствах воздуха и воды через организацию совместной деятельности. А так же способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная образовательная деятельность "Свойства воздуха и воды"»

Цель. Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха и воды через организацию совместной деятельности.

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

Обеспечить получение опыта взаимодействия в группах, преодоление боязни тактильного контакта.

Оборудование и материалы: пробирки, вода, одноразовая посуда, полоски цветной бумаги, пустые стаканы, тарелки с водой, газеты, лабораторные закрытые сосуды с ярко выраженным запахом, изюм, газированная вода, молоко бейджи, халаты.



























Ход занятия.

Воспитатель. Добрый день, ребята и взрослые! Меня зовут Ольга Ивановна, и мы с вами находимся сейчас в импровизированной лаборатории, а это значит что сегодня мы с вами не просто дети и взрослые, а коллеги. Надеюсь, что вы знаете, что такое лаборатория. Здесь на столах находится оборудование, необходимое для проведения некоторых экспериментов. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правила

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№4. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№5. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Сегодня в нашей лаборатории есть всем вам известный предмет – глобус. Глобус - это модель земного шара, именно так выглядит наша планета из космоса. Она разноцветная, каждый цвет имеет свое значение. Голубой – вода, зеленый – леса и поля, коричневый – горы, желтый – пески, белый – льды. Если мы знаем все эти обозначения, то можем сказать, что на нашей планете огромное количество воды. Только не везде она одинаковая. Например, в морях и океанах она солёная, а в реках, озёрах – пресная. Вода в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя, тумана, снега. Солнце своими лучами нагревает воду на поверхности Земли. Она начинает испаряться. То есть, вода превращается в пар. Пар – это маленькие, крохотные капельки воды. И одна Капелька сегодня прилетела к нам. А прилетела она к нам с заданием.

Кроссворд. (Приложение 1)


1.

2

3

4


В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клетке живет буква, которая стоит в слове «мама» на втором месте. Дети читают слово ВОДА.

Да, сегодня мы поговорим о воде.

Опыт №1. Возьмём узкую банку и наполним её водой. Теперь перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

ВЫВОД: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2. Имеет ли вода вес? Как это проверить? Возьмем колбу наполненную водой, и пустую колбу. Какая из них тяжелее? Какая легче?

ВЫВОД: вода имеет вес, т.к. колба с водой тяжелее пустой.

ОПЫТ №3. Какого цвета вода?

Возьмём 2 стакана. В один стакан наливаем воду, а в другой молоко. Возьмём картинку и поставим на неё стакан с водой. Вам видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?

ВЫВОД: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит, вода – прозрачная жидкость, она не имеет цвета, т.е. она бесцветная.

ОПЫТ №3. Ребята, возьмите стаканчики с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет? А теперь попробуйте воду на вкус. Что вы можете сказать о вкусе воды? Какая она: сладкая или солёная, горькая или кислая? А может, у неё нет вкуса?

ВЫВОД: у воды нет ни вкуса, ни запаха.

У меня для вас следующее задание: перелить воду из одного сосуда в другой. Действовать вы будете согласно алгоритму

(Приложение 2)

  1. Поставить рядом два стакана – один с водой, дугой пустой.

  2. Опустить соломинку в воду.

  3. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.

  4. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.

По такому принципу работает пипетка.

И сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше перенесет воды».

Результаты прошу занести в рабочий лист. (Приложение 3)

ОБЩИЙ ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВОДЫ: ВОДА - ЭТО ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЮЩАЯ ФОРМЫ, ЦВЕТА, ЗАПАХА, ВКУСА. МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ТРИ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯ.

Мы много трудились сейчас, предлагаю отдохнуть.

Физминутка.

Скажите мне, ребята, может ли вода стать цветной только по одному волшебному слову?

Банка с винтовой крышкой, крышку предварительно покрасить акварелью. В банку воду и закрутить, в нужный момент встряхнуть крышку и вода становится цветной.

Ребята, знаете ли вы о том, что есть ещё один огромный океан, который окружает нашу планету. Этот океан без берегов и воды и по нему проплывают «серебристые рыбы» - самолёты. Мы каждый день, каждую минутку «купаемся» в нём. И если бы не было этого океана, не было бы и жизни на Земле. Догадались, о чём речь? Конечно же, это воздушный океан. Предлагаю выяснить, кому нужен воздух. И начнем мы с того, что докажем – воздух существует.

ОПЫТ №1. Нам понадобятся тарелка с водой, бумага, пустой стакан. Сомните бумагу и затолкайте ее в стакан так, чтобы она не выпадала при переворачивании его. Опустите стакан в воду вверх дном, подождите несколько секунд. Достаньте стакан из воды и проверьте, не намокла ли бумага? Бумага осталась сухой.

ВЫВОД: вода не может заполнить стакан, т.к. он полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера, формы, но может заполнить любые пространства.

ОПЫТ №2. «Воздух пахнет или нет?»

Перед вами стоит несколько закрытых сосудов с предметами. Откройте их по очереди и понюхайте. Что вы чувствуете? Есть ли запах в последнем сосуде? Имеет ли свой запах воздух?

ВЫВОД: воздух не имеет запаха, а только его переносит. Пахнут вещества и предметы.

ОПЫТ №3. Мы уже говорили о том, что воздух необходим всему живому на Земле. Давайте сделаем вдох носом, почувствуйте, как он заполнил наши легкие, задержите дыхание. Теперь выдыхайте ртом. Так происходит газообмен живого организма. Вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ.

ВЫВОД: воздух обеспечивает доставку кислорода к жизненно важным органам.

Посмотрите, сегодня у нас в лаборатории есть воздушные шарики. Как вы думаете, что внутри этих шариков (Воздух.) А в не надутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее — надутый или не надутый? Как проверить? (Можно взвесить.) Чем будем взвешивать? (Чашечными весами.)

• Дети берут шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? (Воздух имеет вес.)

ВЫВОД: воздух имеет вес.

Как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому? Проведение эксперимента предполагается под присмотром взрослых. Нам понадобятся:

бутылка;

воздушный шарик;

пищевая сода;

уксус.

Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4 чайных ложек). Для удобства можно использовать воронку или обычную ложку. В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого бояться, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надует наш шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!

ОБЩИЙ ВЫВОД О СВОЙСТВАХ ВОЗДУХА: ВОЗДУХ – ГАЗ, КОТОРЫЙ НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ, РАЗМЕРА, ЗАПАХА.