Программа дополнительного образования по физической культуре. «Час активного отдыха» для 1-3 класса Она реализует духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания. Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 1 год при одноразовых занятиях в неделю. Содержание программы выстроено в рамках «Игр народов мира» (9 часов в которые входят теория и практика).
Актуальность: Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Русские народные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Практическая значимость: изучая сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Целью программы: является развитие разнообразных двигательных способностей, совершенствование умений и навыков посредством подвижных игр народов мира, формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,моральную чистоту и физическое совершенство. Задачи, с помощью которых обеспечивается достижение цели:
Обучающие:
-научить детей играть активно и самостоятельно; - дать знания об играх, о традициях, истории и культуре разных народов; - обучить разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- привить необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
- выработать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения,
- быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
- развивать физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость;
- развивать функциональные системы организма ребёнка, повышать жизненный тонус;
- повышать физическую и умственную работоспособность школьника.
Воспитывающие:
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условии учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего
- проявления их в общественно полезной и творческой деятельности;
Результативность:
По окончании курса проводится итоговая аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания по изучению программы подвижных игр, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, игровых занятий в группе продленного дня, предметные недели по физическому воспитанию с включением подвижных игр, внутришкольных мероприятий с включением подвижных игр, где организаторами будут сами учащиеся 1 класса.
Ожидаемый результат:
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр народов мира являются следующие:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Учащиеся будут знать:
- название и правила игры;
- особенности изучаемых игр, их национальный колорит;
- правила поведения и безопасности во время игр;
Учащиеся будут уметь:
- планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
- излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
-организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
-применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта;
-выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | общее кол-во часов | Теорети-ческих | Практи-ческих |
1 | Русские народные игры | 5 | 1.1 | 3.9 |
1.1. | Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры? УГГ. Игры: «У медведя во бору», «Горелки»,«Краски». | 1 | 0,25 | 0,75 |
1.2 | Особенности русских подвижных игр. ОРУ. Игры: Игры: «Колдунчики»,«Пятнашки», «Фанты» | 1 | 0,25 | 0,75 |
1.3 | Правила игрока. Обязательны ли правила для всех? ОФП. Игры: «Гуси», «Ляпка», «Большой мяч» | 1 | 0.25 | 0.75 |
1.4 | Правила ТБ. УГГ. Игры:«Гонка мяча», «Молчанка», «Мелечина – калечина». | 1 | 0.25 | 0.75 |
1.5 | Итоговое занятие: «Турнир русских подвижных игр» | 1 | 0.10 | 0.90 |
2. | Игры народов Сибири и Дальнего Востока | 4 | 1.1 | 3.9 |
2.1 | Историческое наследие игр. Корригирующая гимнастика. Игры: «Перетягивание каната», «Борьба на палке», «Куропатки и охотники». | 1 | 0.25 | 0.75 |
2.2 | Особенности игр, их виды. ОРУ. Игры: «Здравствуй, догони!», «Отбивка оленей», «Ручейки и озера». | 1 | 0.25 | 0.75 |
2.3 | Традиции народных праздников. УГГ. Игры:«Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята», «Бег в снегоступах». | 1 | 0.25 | 0.75 |
2.4 | Культура общения в игровой деятельности. ОФП. Игры:«Охота на куропаток», «Успей поймать», «Ловля оленей» | 1 | 0,25 | 0,75 |
Содержание
1. Русские народные игры
Тема: 1.1.Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры?
Практика: УГГ. Игры: «У медведя во бору», «Горелки»,«Краски».
Тема: 1.2. Особенности русских подвижных игр.
Практика: ОРУ. Игры: «Колдунчики»,«Пятнашки», «Фанты»
Тема:1.3. Правила игрока. Обязательны ли правила для всех?
Практика: Игры: «Гуси», «Ляпка», «Большой мяч»
Тема:1.4. УГГ. Правила ТБ.
Практика: ОФП. Игры: «Гонка мяча», «Молчанка», «Мелечина – калечина»
Тема:1.5. Практика: Итоговое занятие: «Турнир русских подвижных игр».
2. Игры народов Сибири и Дальнего Востока
Тема:2.1. Историческое наследие игр.
Практика: Корригирующая гимнастика Игры: «Перетягивание каната», «Борьба на палке», «Куропатки и охотники»
Тема:2.2. Особенности игр, их виды.
Практика: ОРУ. Игры: «Здравствуй, догони!», «Отбивка оленей», «Ручейки и озера»
Тема:2.3. Традиции народных праздников.
Практика: УГГ. Игры: «Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята», «Бег в снегоступах»
Тема:2.4. Культура общения в игровой деятельности.
Методическое обеспечение
Русские народные игры
У медведя во бору. Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу.
Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
Фанты. Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:
— Что продается в булочной?
— Хлеб.
— Какой?
— Мягкий.
— А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
Всякий
Из какой муки пекут булки?
— Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Горелки. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Пятнашки. Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Варианты.
Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.
Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах — он в безопасности.
Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.
Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой. Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса). Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них — пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
Ляпка. Один из играющих — водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: «У кого был?» — «У тетки».— «Что ел?» — «Клёцки».— «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
Большой мяч. Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч Игра повторяется.
Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.
Малечена-калечина. Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20—30 см). Все произносят такие слова:
Малечена-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После слов до зимнего дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три... десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Правила игры. Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
Вариант. Для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно, две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).
Молчанка. Перед началом игры все играющие произносят запевалку:
Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе, По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок — Молчок
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
Гонка мяча по улице. Дети делятся на две партии и встают друг против друга на расстоянии 3—5 м. В каждой партии играющие рассчитываются на первый и второй номера и встают друг от друга на расстоянии одного шага.
Первые номера в обоих партиях составляют одну команду; вторые — другую. По сигналу ведущего сначала гонят (перебрасывают) мяч первые номера, а потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до пяти раз.
Правила игры. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Мяч не должен касаться земли. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передает его команде противника. Ведущий за каждый уронивший мяч штрафует команду на одно очко. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
Игры народов Сибири и Дальнего Востока
Ловля оленей. Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
Куропатки и охотники. Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
Ручейки и озера. Игроки стоят в пяти — семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Рыбаки и рыбки. На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Давайте поиграем
Здравствуй, догони! Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур—это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Смелые ребята. Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей:
например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)
— Вы смелые ребята?
— Смелые!
— Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?
— Я! Я!
— Бегите!
Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.
Бег в снегоступах. Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу взрослого (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его
Перетягивание каната. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
Охота на куропаток. Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.
Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.
Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.
Успей поймать! На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.
Борьба на палке. Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.
Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.
ЛИТЕРАТУРА:
Волков В.В. “Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня”, Брянск 2001.
Шурухина В.А. “Час активного отдыха”, Физкультура в школе 1998.
Фомина А. И. “Физкультурные занятия и спортивные игры в школе”, М. Просвещение 1999.
Гальцова Е.А. “Спортивный серпантин”, Учитель 2011 г.
Гуревич И.А. “Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию”, Минск 1994.
Видякин М.В. “Спортивные праздники и мероприятия в школе”, Волгоград 2011.
Стёпкина Т.В. “Вместе весело играть”, 2003.
Кондратьев М.М. “Звонок на урок”, М. Просвещение 2000.
Гензулаева Л.И. “Игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты для проведения на переменах, прогулках во время спортивного часа”, М. Просвещение 1998.
Фридман М.Г. “Методические принципы подготовки и проведения спортивных мероприятий”, М. Просвещение 1995.
23