Внеурочное мероприятие
к конкурсу «Учитель года-2021»
номинация «Лучший учитель»
Чаплиной Анны Сергеевны
Тема: «Мы — граждане России»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.
Возрастная группа: 5 класс
Цели внеурочного мероприятия:
-познакомить обучающихся с правами граждан России и правами детей, документами, где оговариваются права и обязанности россиян;
-развивать коммуникативные, организационные общеучебные умения; аналитическое и критическое мышление; внимание, память, речь; расширять кругозор учащихся;
-прививать любовь к родному посёлку, воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам каждого человека.
- создавать и использовать новые формы обучения для повышения качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек, интерактивных упражнений при их интеграции с другими формами обучения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: планшеты, компьютер, мультимедийный проектор, презентации “Мы – граждане России” и “Права ребенка”, таблицы, карточки.
Предварительное домашнее задание:
Задание | Ссылка на ресурс | Время выполнения |
Посмотрите видеоролик: «Мы — граждане России» | blogspot.com/p/blog-page.html | 5 |
Закрепление материала | perevernutyj_klass/0-47 | 10-15 |
Проверьте знания с помощью теста | [email protected] | 5 |
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы не одни, к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.
- Сейчас, чтобы настроится на занятие, давайте возьмемся за руки и вместе скажем волшебные слова.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся, все у нас получится!
Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения.
– Я надеюсь, что сегодня вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
На свою электронную почту, вы получили задания, посмотрели видеоролик, закрепили материал, пройдя тест. Я думаю, вам было интересно, вы много узнали нового.
2.Сообщение темы и целей занятия.
1. Кто был первым русским князем? Рюрик.
2. Имя женщины княгини Ольга.
3. Предки русских людей Славяне.
4. Как звали сына княгини Ольги? Святослав.
5. Князь, которого убили древляне за жадность. Игорь.
6. Князь, получивший прозвище “Мудрый” Ярослав.
Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили?
- Что такое Россия? (Государство)
- В какой стране мы живем?
- Как называется главный город Российской Федерации?
- Кто стоит во главе государства?
- Как зовут президента нашей страны?
- У нас есть и малая Родина. Как называется наш посёлок?
Как зовут всех и взрослых, и детей, которые живут в России? Жителей государства?(гражданами)Мы –кто? Какая тема занятия?
Постановка целей.
Вы много узнали нового. Значит у нас сегодня есть время на что?
- узнать ещё много интересного,
-выполнить новые задания,
-обобщить наши знания.
3. Совместное закрепление знаний.
Молодцы, вы умницы, хорошо умеете работать. А любите ли вы играть?
Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (Капитаны получают разное количество карандашей)
- Игра началась! (Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету)
- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)
- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению учитель называет победителя)
- Вам понравилась игра?
- Что не понравилось в ходе игры?
- Почему вам показалась игра нечестной?
- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры)
- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила по которым должны жить все граждане – ЗАКОНЫ. Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция)
Конституция |
Права На жизнь и свободу На мед. Обслуживание На образование На труд На отдых | Обязанности Соблюдать законы Защищать свою Родину Беречь природу Платить налоги Заботиться о своих близких, стариках и детях |
5. Физкультминутка
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.
- О каком праве оленя говорится в первых строках? (Право на жилище и на отдых)
- Какие права зайки нарушаются? (Право на жизнь)
- Какова обязанность оленя по отношению к зайке? (Забота и защита слабых) Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях. Выберите из данных прав те, которые можно отнести и к маленьким гражданам.
А есть еще международная организация, которая приняла “Конвенцию о правах ребенка”. Какое слово новое? Что оно обозначает? (Договор)
6.Групповая работа (по 4 человека) карточки с заданиями.
- Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. (Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представитель группы выходит к доске отвечать)
1 группа. Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герои:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
Материнство и детство – под защитой государства.
Главное право каждого человека – право на жизнь.
И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.
2 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица…
Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание.
3 группа. Каким правом могут воспользоваться насекомые?
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Каждый ребенок имеет право на образование в зависимости от возраста: посещать детский сад, школу, техникум, университет.
В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!
Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
4 группа. Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?
- Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?
Каждый имеет право на отдых и участие в культурной жизни
Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.
5 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?
Все работы хороши, выбирай на вкус!
Каждый имеет право на свободный труд по своему желанию.
Принудительный труд – запрещен.
7. «Собери пословицу»
Пословицы.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Своя земля и в горести мила.
Родная сторона мать, а чужая мачеха.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
За Родину-мать нестрашно умирать.
Родина-мать, сумей за нее постоять.
8. Продолжение работы по теме занятия.
-У каждого человека есть свой маленький уголок - город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. Для нас это посёлок Маслова Пристань.
Рассказы детей о посёлке?
9. Творческая работа.
- Я вам предлагаю нарисовать свой паспорт. На одной странице нарисуйте свой портрет, а на другой изобразите пиктограмму “Мои права”.
10. Итог занятия.
А теперь проверим вашу память. Какие термины мы повторили?
- Граждане
- Конституция
- Права
- Обязанности
- Конвенция
Что они обозначают?
- Помогите мне сделать вывод:
Все люди имеют одинаковые… (права),
независимо от того:
- ребенок это или … (взрослый)
- мальчик или….(девочка)
- говорит на русском языке или …(на любом другом)
- живет на севере или…(юге)
-Молодцы.
-Оцените свою работу символом.
-Встаньте те, у кого 3 красных кружочка.
-Вы, ребята, хорошо поработали и всегда будете помнить о своих правах , обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности.