«Что такое толерантность?»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность». с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способность адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Развивающие: продолжать формирование толерантного отношения одноклассников между собой, способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими. какие они есть на самом деле, развивать терпимость к различиям между людьми.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг другу, воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимания.
Ход занятия
Организационный момент.
- В начале занятия , я хочу увидеть какое у вас настроение. У каждого на столе лежат смайлики, выберите и покажите свое настроение. Вижу , что у всех оно разное, есть даже грустное. Но мы постараемся к концу беседы, чтобы у нас у всех было хорошее настроение.
- А начнем нашу беседу с китайской притчи.
Итак, название этой притчи «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё? - Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Какие слова написал старик на бумаге?
- Как вы считаете, правильные слова написал старик? (ответы детей)
- Что случится, если из семьи уйдет любовь?
- Что станет с родственниками , если они все перестанут прощать друг друга?
- Что случится , если в семье перестанут терпеливо относится друг к другу?
Класс- это тоже семья, но маленькая. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили мир, покой, лад, уважение друг другу, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор, ни тем более драк и раздоров. Сегодня наша беседа тоже посвящена дружбе, согласию, терпению, умению прощать.
Все эти понятия можно объединить и назвать одним словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Необычное слово? Новое слово. Давайте прочитаем его.
Толерантность- это латинское слово и обозначает оно терпимость друг другу.
- Это слово известно всему миру. 16 ноября –отмечается международный день толерантности.
Слово толерантность имеет много значений
Толерантность – это любовь
Толерантность – это терпение
Толерантность – это прощение
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это уважение
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это дружба
- Мы с вами собрали цветок толерантности. Посмотрите , какие красивые лепестки у этого цветка. Если мы будем дарить такие цветы друг другу, тогда мы будем жить в мире, согласии и взаимопонимании.
- Как вы думаете, каким должен быть толерантный человек?
(Толерантный человек должен быть добрым, внимательным, понимать и принимать других людей такими, какими они есть)
- Вам всем наверное , хочется, чтобы вас любили и уважали, понимали. Вам хочется слышать только добрые слова и чтобы всегда было хорошее настроение. Сейчас мы будем дарить друг другу аплодисменты , и поднимать настроение.
Игра « Аплодисменты» (Упражнение на развитие толерантности)
- Встаньте те, кто умеет рисовать.
-Встаньте те, кто любит кататься на велосипеде
-Любит смотреть телевизор
-Любит играть в футбол
- Любит животных
-Кто любит танцевать (остальные аплодируют)
- Ребята, мы одинаковые или разные? (разные и интересы у нас разные)
- Чем мы отличаемся друг от друга?
- Мы отличаемся друг от друга привычками, национальностью, одеждой, внешностью, ростом, цветом глаз, но у нас есть общее- мы все учимся в одном классе. Несмотря на то, что мы разные, мы все вместе. И мы должны уважать и не обижать друг друга. Каждый из нас очень нужен и важен для остальных и это здорово.
Игра «Здорово»
- Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте. Например «Я умею танцевать», «Я умею ездить на велосипеде». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово» и одновременно поднимать вверх большой палец.
- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. В школе , как и везде, все дети разные:
Есть худые, есть толстушки
Молчуны и хохотушки
У одних- большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх не умел
Ни над кем нельзя смеяться.
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться
Словно братьев всех любить.
- Можно ли смеяться над слабыми детьми? Почему?
Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательным, несмотря на то, что мы разные.
А сейчас мы поверим, проявляете ли вы толерантность в своих поступках? Работа с сигнальными картами
1.Младший брат сломал твою игрушку.
а) ты его простишь
б) ты его ударишь
2.Ты поссорился со своей сестрой
а) ты объяснишься с ней
б)ты обидишься и будешь мстить ей
3. На уроке ты уже получил оценку
а) тебе хочется ответить еще и ты никому не даешь слово
б)ты предоставляешь возможность ответить другим
4. Если одноклассник носит необычную прическу
а) не будешь с ним общаться
б) все равно будешь с ним дружить
Сейчас мы с вами првели тест , тест на толерантное отношение к другим людям. Все вы в основном ответили правильно, поднимали зеленые сигнальные карты. Это говорит о том, что вы какие? . Это говорит о том, что вы не зная значения этого слова поступали правильно, то есть толерантно.
Физминутка . Игра «Самый-самый»
А теперь хотелось бы узнать кто же у нас «Самый- самый». Я предлагаю вам всем встать со своих стульев. А теперь :
- Сядет самый высокий и самый низкий ученик класса
-Сядет ученик с самыми темными и самыми светлыми волосами
-Сядет самый скромный и самый аккуратный ученики
-Какие чувства вы испытывали, когда оказалось , что вы самый…..Вам было приятно?. Вы согласны, что нетрудно отыскать качество или особенность, за которое можно выделить человека или похвалить его? Я уверена –вы самые- самые ДОБРЫЕ и умеете дарить свое добро другим. МЫ сейчас проверим это и сыграем в игру «Волшебный стул»
Игра «Волшебный стул»
Один из вас выйдет , сядет на волшебный стул, а все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
- Вам понравилось это упражнение? Почему?
- Что нового узнали вы друг о друге?
- Были комплименты одинаковыми или разными? Почему?
Совместная работа
- А теперь посмотрите на свои ладошки. Все ли пальчики на них одинаковые?
- Нет. Они разные , но всегда помогают друг другу. Так и люди все разные, но помогают друг другу. Существует символ дружбы и толерантности.
- А давайте и мы создадим –эмблему дружбы и толерантности нашего класса. Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. И каждую ладошку мы прикрепим вокруг улыбающегося смайлика.
- Посмотрите , какая красивая эмблема получилась у нас.
Рефлексия.
-Понравилась ли вам наша беседа? Что именно?
- А сейчас достаньте свои смайлики и покажите свое настроение.