
«Береги себя!!!»
Внеклассное мероприятие
по биологии + русский язык +статистики
для учащихся 8-9 класса.
Тип урока: Применение имеющихся знаний в новой проблемной ситуации.
Цели:
Дидактические:
1. Образовательная. Формирование представлений о вреде алкоголя для растущего человека
2. Развивающие. Формирование общеучебных умений и навыков; развитие умения учебного труда: наблюдение за ходом эксперимента, осуществление самоконтроля; развитие волевой и эмоциональной сферы: самостоятельности, уверенности в своих силах.
3. Воспитательные. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешную творческую и исполнительскую деятельность, сообразительность, коммуникабельность.
Методическая цель: Формирование межпредметных навыков работы во время интегрированного урока.
Методы обучения:
Вербальные: рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия, опрос.
Исследовательские: эксперимент.
Средства обучения:
учебно-наглядные средства (плакаты, рисунки),
дидактическая техника (электронная презентация).
Вид урока: урок-исследование и частично-поисковый.
Форма организации: по парам, групповая, коллективная.
Форма контроля: коллективная. Анонимное анкетирование, тест « Найти ошибку», « Правда или Ложь».
Оборудование: Презентация: «Береги себя!!!»; ноутбук; видеофильмы, проектор.
«Яд, который действует не сразу,
не становится менее опасным».
Примеры высказываний для оформления доски:
Гете: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым».
Джордж Гербер: «Если в мозге не сеют злаков, он производит сорняки».
И.П. Павлов: «Не огорчайте Ваше сердце табачищем!»
Л.Н. Толстой: «Вино губит душу и потомство людей».
Гораций: «Пьянство губит красоту, сокращает молодость».
Авиценна: «Запои разрушают печень, расслабляют мозг и вызывают внезапную смерть».
Ход урока
Организационный момент.
Учитель биологии, Оксана Михайловна Савчук: Добрый день ребята!
Учитель литературы, Жунку Марина Михайловна: Добрый день уважаемые гости!
Учитель математики, Дьячук Габриэлла Николаевна: Мы продолжаем цикл бесед о здоровом образе жизни « Береги себя!». Сегодня, это произойдет не в совсем обычной форме.
М.М.: Мы решили с Габриэллой Николаевной объединить свои силы и наши два класса, 8 «а» и 9 «а». Тема сегодняшнего урока, актуальна.
В настоящее время в нашем обществе остро стоит проблема алкоголизма. Появились новые понятия «детский алкоголизм», «пивной алкоголизм». Внимание на экран!!!
( ВИДЕОРОЛИК: « Береги себя. Статистика» О КОЛИЧЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ….)
Г.Н. оказывается, что МОЛДАВИЯ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ по количеству потребление алкоголя на душу населения!!!
Слайд № 2 ( краткий комментарий слайда)
Жители Молдовы перепили всех
Среднестатистический житель Земли старше 15 лет выпивал за год 6,13 литра чистого алкоголя. В Молдове этот показатель в три раза выше, здесь каждый выпивает в среднем 18,2 литра чистого алкоголя за год. При этом более 10 литров приходится на алкоголь домашнего приготовления, а значит, тут нельзя контролировать ни качество выпитого, ни его реальное количество.
Второе место у жителей Чехии, но они серьезно отстают от нас - на два литра. Средний показатель 16,45 литра, сообщает The Economist. Россияне, разрушая штампы о себе, как о самой пьющей нации, занимают только третье место с показателем в 15,76 литра алкоголя на душу населения. От них немного отстают жители Украины - 15,6 литра и Румынии - 15,3 литра.
При этом медики акцентируют внимание на том, что алкоголизм опасен не только социально, часто он становится причиной смерти. 6,2% случаев гибели мужчин так или иначе связаны с алкоголем - это общемировые показатели, у нас все наверняка намного драматичнее.
Примерно как в России, где каждый пятый мужчина гибнет от причин, связанных с алкоголем.
Наиболее пугающей выглядит статистика по молодежи. В возрасте 15-29 лет алкоголь является причиной 9% смертей, из-за него каждый год преждевременно уходят из жизни 320 тыс. молодых людей.
По причине алкоголизма на учете в диспансере состоят 46 тыс. человек, 85% из них – мужчины.

Слайд № 3
Г.Н.: -Ситуация угрожающая!!! И мы с Мариной Михайловной решили обратиться за помощью к квалифицированному специалисту: учителю биологии, чтоб помочь нам развеять мифы о «о пользе алкоголя» и объяснить его токсические действия на здоровье человека.
(видеоролик, реклам на 1 канале… 1мината 26 сек).
О. М.: Откройте тетради и запишите тему урока: « Правда, об алкоголизме».
До начала нашей работы я хочу предложить вам рекламный видеоряд.
2. Актуализация знаний.
М.М.: -Вспомним, что такое реклама?
(ответы учеников)
(Реклама – это способ информировать покупателя о цене, качестве, возможностях использования предлагаемого товара.) ( Слайд № 4)
М.М.: - Какова цель любой рекламы? (продавать потребителю товар).
М.М.: - Приходилось ли вам, вашим родителям использовать продукцию, предлагаемую рекламой?
Г.Н.: - Всегда ли вы, ваши близкие оставались довольны, приобретая рекламируемую продукцию? Не было ли разочарования?
М.М.: К сожалению, часто, с целью привлечь внимание потребителей производители не жалеют ни денег, ни фантазии на привлекательность и красочность рекламы и мы, доверчиво приобретая рекламируемую продукцию часто испытываем чувство досады и разочарования. Но нередко узнать о качестве рекламируемой продукции мы можем лишь тогда, когда начинаем ею пользоваться . Как же узнать, что в рекламе является правдой, а что ложь?
Г.Н.: Вывод: Для этого нужно узнать достоверную информацию, факты.
О.М.: - Какая рекламируемая продукция сейчас появляется на экранах нашего телевизора чаще всего? Которая может не только разочаровать людей, но и нанести непоправимый вред здоровью? (реклама пива, энергетических напитков, сигарет)
Г.Н.: - Как же нам не поддаться на привлекательные уловки рекламы пива, водки и сигарет?
( надо знать правду о действии алкоголя и табака на здоровье человека…запретить рекламы этих товаров…). Слайд №5
( видеоролик о запрете рекламы на сигареты и алкогольные напитки с 2013 года)
Г.Н.: -На прошлой нашей беседе мы говорили о вреде табака на организм человека. Молдавия и тут опередила все передовые стары мира, и занимает одно из первое место в мире по употреблении табака!!! Я бы хотела напомнить основные статистические данные о вреде курения. Слайд № 6 ( видеоролик: Курение - основная причина смертности в Молдове)
М.М.: - Я предлагаю пройти небольшой тест: « Найдите ошибку!»: Слайд № 7
Вещества, содержащиеся в табачном дыму, благотворно влияют на развитие организма.
Курение является эффективным средством при лечении простудных заболеваний.
Первую сигарету лучше выкурить под присмотром родителей.
Не курю я сигарет - выйдет из меня атлет.
О.М.: Обратите внимание на экран (слайд легкие курильщика )
(Комментирует видеоролик легкого курильщика… и Слайд №8)
М.М.: - Считаете ли вы, что знаете правду об алкоголе? (ответы детей).
О.М.: - Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека, и как научиться отказываться от алкоголя. Это цель нашего сегодняшнего урока.
Г.Н.: - Вместе с ребятами из 10 , 11 и 12 класса мы подобрали ряд видеороликов, которые бы наглядно показало действие алкоголя на организм человека. Это своего рода антиреклама алкоголю. Ролики называются «Береги себя!!!» Прокомментировать их нам поможет Оксана Михайловна.
О.М.: - А знаете ли вы что такое алкоголь? – слайд№9.
Ученик : Алкоголь – (alcoholism) – биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит зависимость человека от алкоголя («алкоголь» по-арабски «одурманивающий»), является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения.
О. М.: - Вначале я хотела бы все таки выяснить ваши представления, знания о влиянии алкоголя на человека.
Вам нужно будет прочитать утверждения, и ответить, правда, это или ложь то, что вы сейчас прочитаете? Если, правда, поставьте «+» в данной графе, если ложь то «- ». (с.р. 5 мин.)
Проверка коллективная .
Слайд№10. «Правда или ложь»
Алкоголь придает силы.
( Нет, в зависимости от концентрации алкоголя в крови человек теряет контроль над собой, так же утрачивает способность разумно рассуждать. Движения человека становятся неуверенные сопровождаются радостью, оживлением, суетливостью. У некоторых наоборот вызывает уныние, желание уснуть, далее появляется агрессивность просыпается «алкогольная личность».)
Алкоголь является наркотическим веществом.
( Да, алкоголь признан наркотическим веществом, как и наркотическое вещество алкогольное также приводит человека в состояние эйфории – приподнятое настроение)
3.Употребление алкоголя приводит к заболеванию - алкоголизму.
(Да, В результате эпизодического приема алкоголя часто развивается болезненное пристрастие, безудержное влечение к алкоголю – алкоголизм) .
Подростки употребляют алкоголь «за компанию».
(Да, существуют разные причины употребления алкоголя детьми из них самые распространенные в компаниях, нравится, общение, стресс. )каковы же причины употребления алкоголя давайте посмотрим.
Употребление алкоголя является одной из причин заболеваний сердечно - сосудистой системы.
(Да, алкоголь изменяет физиологию всего организма, в том числе и работу с-с системы)
Алкоголь является причиной заболеваний органов репродуктивной системы.
( Да, фитогармон эстраген, который содержится в пиве влияет на эндокринный аппарат человека)
Алкоголь является причиной онкологических заболеваний.
( Да, употребление алкоголя, это касается не только крепких спиртных напитков ведет к изменению ДНК клеток и приводит к образованию атипичных клеток – опухолевых клеток.)
Алкоголь снижает интеллект человека.
(Да, употребление спиртных напитков приводит к уменьшению головного мозга, появляются провалы в памяти, снижение интеллекта.
О. М.: Проследим путь попадания алкоголя в организм человека и его влияния на органы человека Слайд№11 . 
Слайд№12

Слайд№13 .
Внимание на экран :
видео 1( Береги себя.Пищевод
видео 2 (Береги себя. Сердце.)
видео 3 ( Береги себя. Печень.).
видео 4 (Береги себя. Желудок)
видео 5 ( Береги себя. Кровь.)
видео 6( Береги себя. Кишечник.)
видео 7( Береги себя .Женщины.)
видео 8( Береги себя.Мужчины.)
Вывод: Слайд№14.

Экспериментальная часть.
О.М. Мне нужны два помощника, один из 8 «а», другой из 9 «а».
Демонстрация.
1)Действие спирта на белок куриного яйца.
2)Действие спирта на мотыля.
3.2.Экспериментальная часть.
Опыт. Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя.
Цель: доказать, что спирт вызывает денатурацию белков.
Оборудование: штатив, две пробирки, пипетка, яичный белок, вода, 90-95% раствор спирта, 10%-ный раствор гидроксида натрия, 1%-ный раствор сульфата меди (II).
Ход работы
1. В две пробирки налить по 1-2 мл яичного белка. В одну пробирку добавить 3мл воды, в другую - столько же спирта. Сравните полученные результаты.
В первой пробирке белок растворяется. Во второй пробирке образовался плотный белый осадок, т.к. белки не растворяются: спирт у белков отнимает воду. Именно из-за этого нарушаются структура и свойства белка и его функции.
2. Биуретовая реакция ( реакция на растворимый белок).
Добавить в пробирки 2-3мл 10%-ного раствора гидроксида натрия и по 3 капли 1%-ного раствора сульфата меди. Сравните полученные результаты.
В первой пробирке, где нет спирта, появляется лиловая окраска, свидетельствующая о наличии растворимого белка. Во второй пробирке, где содержится спирт, растворимый белок не обнаружен, поэтому окраска синяя. Следовательно, под действием спирта нарушается растворимость белка.
Г.Н. Анализ анкет, которые ребята заполнили предварительно… Слайд№15
Слайд№16.
Внимание на экран…Лекции Жданова « Алкогольный террор» ( Ролик Правда о алкоголе с 7 минуты )
Г.Н …О чем говорит «Живая газета»? Слайд№17. ( о вреде алкоголя миром цифр)
ежедневное употребление 150 г. чистого алкоголя ( по данным Всемирной организации здравоохранения) неминуемо влечет за собой развитие наркомании, т.е. болезненного влечения к алкоголю
от 3О до 50 г.алкоголя не только снижают работоспособность человека, но и уменьшают желание работать.
употребление 100 г. пива убивает до 3000 клеток мозга,
100 г. вина - 5000 клеток,
100 г. водки - 7500 клеток, которые никогда не восстанавливаются.
Если взрослым для развития хронического алкоголизма необходимо в среднем 5-10 лет, то подростки через год могут стать алкоголиками.
На чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелись лишь 78 цыплят! Причем 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами! Зародыши были отравлены парами спирта и эфирных масел.
В пьющих семьях в 2 раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей.
Алкоголь-это 55% всех краж, 79% грабежей, 69% всех нападений
М.М.: - Вам приходилось обращать внимание на поведение, внешний вид пьяных людей? –
(Люди, употребляющие алкоголь выглядят жалкими, смешными. Этому мы находим подтверждение) – видео 13 (Береги себя. Ты один из них?).
М.М.: -Очень важным умением является сопротивление давлению.
- Как же нам уберечься от влияния этого опасного напитка, как сказать «нет»?
Коржос Стас:
Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна
Если встреча, если праздник
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую, и седьмую, и восьмую
Просят, давят, жмут «друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть,
Подскажите, как мне быть?
Пить спиртное иль не пить?
М.М.:
- Сейчас мы проверим, как вы умеете сказать «нет» и при этом объяснить свой отказ от употребления теми фактами, которые вы сегодня слышали.
Работать будем по группам. У вас на столах лежат листочки, где описаны наиболее распространенные ситуации, ведущие к употреблению алкоголя. Обсудите эту ситуацию, обыграйте ее по ролям и попробуйте продемонстрировать убедительный отказ.
Ситуации: Слайд№18.
1 ситуация для 8 «а»: Ты вместе с группой подростков играешь на детской площадке. Вдруг один из них вытащил бутылку пива и предлагает тебе попробовать его. Все остальные подростки подбадривают его и дразнят тебя.
2ситуация для 9 «а»: Подросток старше тебя, живущий в твоем подъезде предлагает тебе попробовать выпить спиртной напиток. По его словам, это тебе очень понравится.
Г.Н. -: В законах разных стран по-разному отражена проблема борьбы с алкоголизмом, курением, и наркоманией. Ребята вы получили задания найти в интернете, как в других странах борются с этими вредными привычками.( Триколич Катя и Раздаловский Вася)
Ученик 1. В Швейцарии ограничена розничная продажа спиртного.
Ученик 2. В мусульманских странах- наказание за провоз, изготовление, продажу спиртного-до 100 ударов плетью.
Ученик 3. В Нью-Йорке - ждет штраф до 1000 долларов того, кто закурит в ресторане или кафе.
Ученик 4. В Италии за курение в общественных местах штраф 125 долларов.
Ученик 5.В США некурящие сотрудники получают надбавку к зарплате.
Ученик 6. В Молдавии…..
Г.Н.: Каждому классу необходимо на ватманах в течение 3 минут придумать свой свод законов для борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманией в нашей стране.
Кодекс законов: оперативно вывешивается на доске.
Г.Н.: Следующая наша встреча будет посвящена проблеме наркомании в Молдавии. По статистики самый большой процент наркоманов и больных СПИДом, в городе Бельцы…
Внимание на экран….( обращение наркомана к молодежи)
Финал………Заключительное слово Марина Михайловна, музыкальное сопровождение « Как хочется жить» Рождество.……????
Итог занятия. Слайд№19
1. О чем вы узнали на уроке?
2. Какой вывод вы сделали для себя?
3. что вам понравилось на уроке больше всего?
4. Что не понравилось?
