СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное меропиятие в рамках празднования  Дня Победы в Великой Отечественной войне. Подготовлено совместно с воспитанниками 8 класса и проведено для обучающихся 7-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Внеклассное мероприятие «Урок Мужества»

Учитель истории Сергеева Регина Гекторовна

ГБСУВУ Архангельской области

«Няндомская спецшкола закрытого типа»


Бесценные документы эпохи.

* Сегодня мы собрались с вами на урок мужества под названием «Бесценные документы эпохи».

Звучит песня А. Розенбаума «А может не было войны?....» (1-й куплет)

  • Скажите о чем эта песня?

(ответы детей)

  • Она о борьбе с беспамятством, ибо по меткому выражению:

Бессмертны павшие за свой народ

Народ, забывший их, умрет!

А нас вновь и вновь призывают забыть, как были забыты более 20 тысяч погибших в Великой Отечественной войне, как забыты, ставшие вдруг оккупантами солдаты Великой Отечественной войны в Прибалтийских странах и в странах Западной Европы, а теперь уже и родной до слез нашей братской Украины! Забывать нельзя, забывать - значит предавать, предавать тех, кто в далеких сороковых, погибая, думал о нас, о будущих поколениях.

Наш великий поэт соотечественник А.С. Пушкин говорил, что «Уважение к памяти предков определяет духовное развитие человечества».

Какие мы сейчас? Какие будем в будущем? Немаловажное значение имеет то, как мы умеем помнить и ценить свое прошлое. С каждым днем все больше и больше редеют ряды ветеранов Великой отечественной войны – живых свидетелей страшной войны. Настанет день, когда уйдет и последний ветеран из жизни. И тогда нам нести большую правду, их боль, их память. Как нести и что нести? Об этом наш разговор сегодня.

Соколов Андрей (воспитанник): Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Они средь нас по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что павшие молчат.

Соколов: Но сегодня мы постараемся услышать их голоса, их думы, которые все идут к нам через десятилетия. Эти голоса – это обращение к нам во фронтовых письмах, бесценных документах эпохи.


  • Учитель: Начать наш разговор мне бы хотелось отрывком из статьи корреспондента «Комсомольской правды» Людмилы Овчинниковой: «Я знаю такую в жизни историю: пожилая женщина, перед смертью, прикованная к постели, держала возле себя единственное свое богатство – узелок с письмами сына, погибшего на фронте. Когда глаза ее перестали видеть, она просила об одном – перечитывать ей эти письма - и со слезами поправляла, если кто-то ошибался, читая расплывшиеся строки. Она знала их наизусть.


Стихотворение Харламова: «Письмо» читается по ролям.



Ирина Николаевна . из ученической тетрадки,

Где различимые уже едва, -

Дима Черемисин: «Я сын твой….» «Здравствуй, мама…!» «Все в порядке…»

Ирина Николаевна.: Простые и обычные слова.

Написанные в грозном сорок третьем

В сырых окопах, на передовой,

Они живут во мне сейчас заветом

Его высокой славы боевой.

Они во мне и крепость, и основа

Священного презрения к врагу.

Читаю, перечитываю снова:

Дима Черемисин.: А умереть я просто не могу.

Я жить останусь в этой страшной схватке,

Пусть надо мной и прорастет трава…

Ирина Никол: С листка из ученической тетрадки

В бессмертие шагнувшие слова.

Торопыгин Иван.: Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, на обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть последней. И потому торопился сказать важное. Никто из них не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей, а последующие поколения будут брать их в руки с тем же благоговением, как сегодня берестяные грамоты.

Гарин Максим: В этих письмах не только картины боев, окопного быта, госпитальных коек. Фронтовые треугольники читать надо так, как читали их родные во время войны. Понимать то, что сказано само собой между строк. Стараться уловить мысль и чувство солдата. И тогда за скупыми, короткими строчками откроется человеческая душа – ее волнения, страхи, верность, мужество. Читаешь эти письма и думаешь об одном - сколько же война порушила прекрасных человеческих жизней.

  • Особенность военного времени в том, что конвертов не хватало. С фронта приходили письма – треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Но фронтовые треугольники – это в основном достояние семейных архивов, да к тому же, очень немногих. Где же тогда мы сможем познакомиться с письмами солдат Великой отечественной войны? Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история. В исторических музеях многих городов собрана большая коллекция фронтовых писем. Многие из них, для того чтобы быть доступнее для нас с вами, опубликованы в книжных сборниках. Один из них мы вам сегодня представим.

Показывают и кратко комментируют книги о письмах с фронта.

  • На этом плакате вы видите голубя. Издавна эта замечательная птица - не только символ свободы, мира, но и почтальон. Сейчас голубь доставил нам на урок фронтовые треугольники.

Соколов А.: А письма все идут с войны

Тревожной почтой полевою.

Сквозь дни метелей и весны

К нам обращаются герои.

* Прошу представителя от каждой группы снять по одному письму и вернуться на место. Всем вам дается 5 минут на ознакомление с документальным источником и подготовку ответа на поставленные вопросы:

  • Каким предстал перед вами автор письма?

  • Что в его послании для вас самое важное?

  • Что самое главное с позиции времени и памяти?

По истечении заданного времени мы просим представителей от каждой группы выступить с кратким сообщением.

Выступления детей.

(Я, Сергеева Р.Г. - Краткое обобщение сказанному)

Самостоятельная работа в группах (письма павших на полях сражений в Великой Отечественной войне).

Стихотворение Геннадия Петрова: «До сих пор на местах боев находят солдатские письма». (Из газеты «Сталинградская правда»).

Учащийся:

Из тех,

Пожарами объятых,

Из роковых

Сороковых,

Для нас, живых,

Воспоминаньем,

Приходят письма неживых.

Они нам пишут, неживые,

Они жалеть их не велят,

Про то, что раны ножевые

И пулевые

Не болят;

Что мчатся, всех врагов сметая.

Они на танковой броне….

И знаем мы: их ложь святая

Святее правды о войне.

Они нам пишут, чтоб крепились,

Когда мороз январский лют,

Чтоб продержались, перебились,

Что скоро к нам они придут.

Летят к нам светлые их души,
И мы внимаем их речам.

Лишь матерей порою душат

Глухие слезы по ночам.

Идут к нам выцветшие строки

Тех почт безвестных полевых,

Из них, немыслимо далеких,

Из близких тех, сороковых.

А годы – кони скаковые –

Все дальше мчат нас от войны.

Все пишут нам сороковые,

И мы ответить им должны.

* А как «ответить мы должны» ?


Ответы учащихся.


Соколов А.: Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ждут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?


Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны?....» (2-й куплет)



Приложение №1


Письма для изучения в группах.

«Считаю для себя честью и гордостью сражаться в рядах Красной Армии, против жандарма человечества, я уверен, что здесь он сломит себе голову, ибо в каждой женщине, в каждом мужчине живет герой – большевик. Этот народ изумителен. Скажу тебе, что я иногда потрясен до глубины души. Такой народ победить нельзя!»

Рубен Ибаррури

(Из архива музея «Сталинградская битва»)



«Здравствуй, Машенька!

Нахожусь в районе, где идут самые крупные бои, о которых, очевидно, читаете в газетах. Скоро будем драться ….

Убедился сам, что гитлеровская армия неминуемо потерпит поражение. Причем, более позорное, чем наполеоновская. Люди наши сражаются храбро. Позавчера мне вручили медаль «За отвагу». Получив эту награду, я сказал, что буду беспощадно громить фашистов».

Иван Клименко

(из архива Музея боевой славы школы №99 г. Волгоград)

Танкист, старший лейтенант Иван Иванович Клименко погиб 23 ноября под Сталинградом. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.


9 июля 42 г.


Дорогая Фаинушка!

Сейчас наша страна переживает тяжелые дни своей истории. Каждый гражданин Советской России обязан отдать все, что он может, вплоть до своей жизни, если она потребуется.

Воины Красной Армии дерутся честно, самоотверженно. Они знают, что за спинами свободолюбивый советский народ. Они говорят, что лучше умереть, отстаивая свою независимость и свободу, чем влачить жалкое рабское существование. Так смотрю на эти вопросы и я.

Жизнь я люблю безумно. Она хороша и своими горестями и своей радостью, но если придется умереть, то знай, что умру честно, самоотверженно. Я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи; сыну будет, что вспомнить об отце его, и если когда-либо еще повторится столь грозный час, то будет с кого взять пример…..

Фаинушка, какие бы испытания тебя ни ждали впереди, будь всегда крепкой, стойкой советской женщиной. Сейчас помогай всем, чем можешь, бить врага, словом и делом, народ тебе потом скажет спасибо. Так воспитывай и Алюську. Ну пока. Крепко прижимаю к сердцу тебя и Алюську.

Ваш Шура.

(напечатано в сборнике «Говорят погибшие герои)



6 января 1943г.

Прощай, мамочка! Я погибаю ….. Не плач обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов.

Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения.

Мама, милая! Еще раз прощай… ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю.

А так хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза….

Как мне хотелось работать, служить для Родины!

Но эти варвары, убийцы…. Они отнимают у нас нашу молодую жизнь.

Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам «Выходите», идут к нашей камере, это……

Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем…..

Нина Попцова


«Я тебя люблю, одна ты в моих мечтах, Ты – мое счастье. Ты – моя Родина. Живу желанием поскорее раздавить проклятую гадину и встретиться с тобой. И забыть весь кошмар проклятой войны. Жди. Только очень жди. Жизнь – это любовь, и она сильнее смерти.

Жди меня. Крепко целую. Твой Володя.

Письмо Ионова В. к своей жене

(напечатано в газете Волгоградского комсомола «Молодой ленинец» в марте 1985

12 октября 1942 г.

Моя дорога Тася!

Очень давно не получал от тебя ни строчки. Я по-прежнему на фронте. Переживать приходится много, но все это ничто по сравнению с задачей, которую мы выполняем. Сталинград должен быть наш. Это сыграет свою роль в нашей политике. Мы бьемся за каждую улицу, каждый дом. И скорее погибнем, чем оставим город. Если я погибну, пусть знает сын, что его отец погиб за Родину…. Живу все время под бомбежками - точнее, от одной бомбежки до другой, от одного минометного обстрела до другого. И характерно – наши бойцы бьются до последнего. Беспримерный героизм показывает любой наш боец, любой наш командир. Они – гвардейцы. Они это помнят все время. Гвардия умирает, но не сдается.

22 ноября 1942 г.

Я, Сталинград, пока жив, не забуду. Вой мин и снарядов, грохот взрывов, стрекот пулеметов и автоматов – все это сливается в одно. Получается дикий рев какого-то огромного зверя. Этот зверь война.

Батальонный комиссар 39-й Гвардейской стрелковой дивизии

Владимир Иванович Бруев.

Погиб 2 февраля под Сталинградом (Из архива Музея боевой славы школы №99 г Волгограда).


Письмо гвардии майора Д.А. Петракова дочери

18 сентября 1942 г.

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв…василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос. Тянулся к солнцу. Но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, что бы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.


(Это письмо в виде гранитного треугольника установлено на знаменитом Солдатском поле под Волгоградом рядом с бронзовой фигуркой дочери, к которой Дмитрий Александрович обращается в письме.



.