СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Праздник чая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения: расширить знания о возникновении чая и чайных традициях, о пользе этого напитка для здоровья человека.

Задачи:

- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара; - развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание; - воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.

- способствовать сплочению детского коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Праздник чая"»



Тема: «Чайные посиделки»

Возраст: учащиеся 4 класса

Цель проведения: расширить знания о возникновении чая и чайных традициях, о пользе этого напитка для здоровья человека.

Задачи:

- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара;
- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;
- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.

- способствовать сплочению детского коллектива.

Методы и приемы: игровые, групповые,

Форма проведения: праздник

Оборудование: коробки от чая, варенье из разных ягод, чайник (2), самовар, чашки с блюдцами для танца, пакетики с разным чаем, два обруча, кубики, 2 веника, плакаты с названием мероприятия и пословицы о чае., столы, скатерти, посуда для чаепития, угощения, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: разучивается танец с чашками, разучиваются песни В. Добрынина «Чашка чая», Д. Тухманова, Ю Энтина «Самовар», готовятся ведущие из учеников 4 класса, костюм крестьянина, ученик готовит загадки, разучиваются частушки, готовится инсценировка стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар».


Ход праздника:


Ведущий 1 (мальчик): Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать к чаю!

Ведущая 2 (девочка):

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущий: Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к Ведущей). Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущая: Как о чем? О чае.

Ведущий: Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущая: Или после бани...

Ведущий. У нас в гостях есть крестьянин, который из-за чая пострадал. Давайте его послушаем, как так получилось.

Ученик в костюме крестьянина.

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как же этот чай варить.

Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.

Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом и догадался, что забыл я посолить!

Ведущий: Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущий: Давайте и мы пригласим друг друга на чаепитие.

Тренинг с чашкой (проводит учитель).

Дети передают друг другу по кругу чайную чашку и говорят по одному предложению – приглашение на чай.

Ведущий:

Чай в жару вас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Ведущая:

Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай – китайское слово, его называют ча-е, отсюда и наше слово чай.

Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Игра «Чайный домик» (проводит учитель)

Участникам игры выдается клей ПВА и несколько пустых коробочек из-под чая. Задание: за 5 минут склеить макет чайного домика — места, где пьют чай. Победитель награждается коробкой черного чая.

Танец с чашками

Ведущий: Одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории европейцы смогли разводить чай. В нашей стране чайные кусты были высажены в 1818 году в Крыму в Никитинском ботаническом саду. А первые плантации заложены в 1833году в Грузии.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году в городе Туле.

Русское чаепитие отличается от китайского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.

Ведущая: И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

Ведущая: Что ж, друзья, давайте так:

Мой вопрос, а ваш ответ,

Отвечаете или нет:

Учитель задает вопросы. Тому, кто правильно отвечает, дается жетон.

Кто открыл чай?

Чем полезен чай для человеческого организма?

Назовите родину чая.

Какой чай лучше: с добавками или без добавок?

В чем хранят чай?

В какой посуде следует заваривать чай?

Из каких растений, цветов можно заваривать чай?

Чем можно заменить чай?

Назовите сорта чая с добавками из лекарственных трав.

Ответы:

Говорят, что козы, наевшись чайных листьев, стали вести себя странно, живее, чем обычно.

Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет от простуды.

Китай.

Настоящий чай не должен иметь добавок.

Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.

В фарфоровой или фаянсовой, т.к. она как бы смягчает воду.

Роза, Иван-чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины и др.

Черника (лист, плоды), шиповник, Иван-чай, лист смородины.

“Элегия”, “Идеал” и др.

Загадки (загадывает ученик)

1.Был листок зеленым –

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине (чай)


2.На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и то на спине (чайник)


3.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал (сахар)


4.Как начнет

Говорить – разговаривать,

Надо чай

Поскорей заваривать (чайник)


5.Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо (самовар)

6. Под одной крышей

Четыре брата стоят (стол)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (самовар)

7.Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (бублик)

8. Чего во рту не удержишь? (кипяток)

Ведущий:

Молодцы у нас ребята.

А девчата? И девчата!

Ну, ни в чем не уступали,

Все вопросы отгадали.

И сейчас я приглашаю

Победителей подняться

Да сноровкой потягаться.

Ведущая: Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Скорее к колодцу – воды набирайте,

Бегите к столу – самовар наливайте!

Итак, конкурс “Наливаем чайник”! (проводит учитель)

На столах стоят чайники и чашки с водой. Участники переливают стаканами воду в чайник. Выигрывает тот, кто быстрее справится и не прольет ни капли.

Ведущий:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Исполняется песня В.Добрынина «Чашка чая»

Ведущая: С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском лечебнике о чае говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела».

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, снимает головную боль. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Пока самовар поспевает,

Хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, веник берите,

Сюда бегите,

Чистоту наведите!

Конкурс для девочек «Наведи чистоту» (проводит родитель)

На полу лежат два обруча, в них кубики.

Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро.

Ведущий: Хранить чай следует в фарфоровой, фаянсовой или стеклянной посуде с плотно закрытой крышкой.

Согреть заварной чайник или ополоснуть его кипятком, затем засыпать сухую заварку. Настаивают черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут.

Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

Самовар-то греется,

Вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Исполняется песня «Самовар»

Ведущая. Ну, а какой же чай без частушек.

Частушки

1.На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2.В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

3.Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

4.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

5.Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

6.Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

7.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Ведущий:

Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Ведущая: А сейчас заварим чай. А что это за чай, вы должны угадать.

Конкурс “Угадай, что за чай” (проводит учитель)

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован.


Ведущий: Сейчас мы с вами попьем чаю и посмотрим инсценировку стихотворения Даниила XAPMCA “Иван Иваныч Самовар”.

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток,

Разъяренный кипяток,

Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошел,

К самовару подошел,

Дядя Петя подошел.

Дядя Петя говорит:

– Дай-ка выпью, – говорит, –

Выпью чаю, – говорит.

К самовару подошла,

Тетя Катя подошла,

Со стаканом подошла.

Тетя Катя говорит:

– Я, конечно, – говорит, –

Выпью тоже, – говорит.

Вот и дедушка пришел.

Очень старенький пришел.

Он зевнул и говорит:

– Выпить разве, – говорит,

Чаю разве, – говорит.

Тут и бабушка пришла.

Очень старая пришла.

Даже с палочкой пришла.

И, подумав, говорит:

– Что ли выпить, – говорит, –

Что ли чаю, – говорит.

Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала.

– Наливайте, – говорит, –

Чашку чая, – говорит.

Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

Кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил,

Неумытый приходил,

Всех он позже приходил.

– Подавайте, – говорит, –

Чашку чая, – говорит.

Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.

Наклоняем самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает.

Конкурс “Угадай варенье” (проводит родитель)

Участники с завязанными глазами пробуют разные сорта варенья и угадывают из чего оно сварено.

Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех.

Ведущая.

Говорим мы: “До свиданья!”,

Снова в гости ждем вас всех.



Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай.


Чай пить – приятно жить.


Выпей чайку позабудешь тоску.


Если чай не пьешь, где силы берешь.


Выпей чайку – позабудешь тоску.