Внеурочное занятие «Мир музыки» в 4 классе
Тема. Народный оркестр
Цель занятия: ознакомление с составом оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
Образовательные:
ознакомление с русскими народными инструментами и историей их возникновения;
выявление различия тембров народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;
умение передать настроение музыки в пении, игре на элементарных детских музыкальных инструментов, имитации игры на народных инструментах.
Развивающие:
развитие музыкального слуха и ритма;
формирование эстетического вкуса;
развитие эмоциональной сферы;
развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
воспитание патриотических чувств и любви к русской народной музыке;
формирование бережного отношения к музыкальным инструментам;
привитие интереса к русской истории.
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальный центр, диски, элементарные детские музыкальные инструменты.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие
2.Беседа
- Кто сочиняет музыку? А народ какую музыку сочиняет? Давайте вспомним, какие народные песни мы уже исполняли? (ответы уч-ся)
- О чём нам могут рассказать народные песни?
Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.
- Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!
ІІ. Основная часть
1. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь. А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем? Давайте заглянем.
- Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?
2. Работа с загадками
- Точно! Это же музыкальные инструменты! Попробуйте угадать, о каком инструменте я буду вам говорить?
Загадки
1. В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь, баян)
2. Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (Балалайка, домра)
3. Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете. (Дудочка, рожок, жалейка)
- Все эти инструменты входят в состав народного оркестра. Давайте вспомним, что такое оркестр и его виды (Ответы уч-ся: оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах; виды оркестра: струнный, духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, симфонический).
3. Сообщение учителя
- Сегодня мы с вами говорить будем об оркестре русских народных инструментов. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди. В древние времена некоторые инструменты были полезными вещами. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. А колотушка помогала сторожу отпугивать воров. Потом в руках бродячих музыкантов – скоморохов они превратились в музыкальные инструменты.
- В оркестре русских народных инструментов три группы – струнные, духовые и ударные. Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (Ответы уч-ся)
- Струнные инструменты народного оркестра: гусли, домра, балалайка. Самый древний из них гусли. Духовые инструменты: свирель, жалейка, рожок, свистулька. Ударные инструменты: деревянные ложки, рубель, трещотки, бубен. Еще в состав народного оркестра входят баяны – усовершенствованные гармони.
- Давайте послушаем в исполнении оркестра русских народных инструментов русскую народную песню «Светит месяц».
4. Слушание р.н.п. «Светит месяц».
- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Хотели бы вы стать участниками такого оркестра? (Ответы уч-ся)
- Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Ах вы, сени».
5. Игра на элементарных детских музыкальных инструментах.
- Ребята, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение? (Ответы уч-ся)
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
- Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.
- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся)
- Значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, спокойную, и хороводную, и шуточную…
- Давайте исполним русскую народную песню «Как у наших у ворот» и будем имитировать игру на русских народных инструментах.
6. Исполнение р. н. п. «Как у наших у ворот». Имитация игры на русских народных музыкальных инструментах
- Как бы хорошо не было нам на чудо-острове, но все-таки пора возвращаться домой.
А чтобы путь домой был удачным и по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. Заметили ли вы что-то необычное на дереве с музыкальными инструментами?
- Правильно, здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.
Задание следующее: вы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. Сгруппировать инструменты народного и симфонического оркестра.
III. Заключительная часть
1. Работа с карточками
- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.
2. Итог занятия
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?
- Что вам запомнилось больше всего? С каким оркестром вы познакомились сегодня?
(Ответы уч-ся)
- Желающие могут дома нарисовать рисунки, на которых будут изображены понравившиеся русские народные инструменты.
- Наше занятие окончено. До свидания.