СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие «Мир музыки» в 4 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Народный оркестр

Цель занятия: ознакомление с составом оркестра русских народных инструментов.

Задачи:

Образовательные:

ознакомление с русскими народными инструментами и историей их возникновения;

выявление различия тембров народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;

умение передать настроение музыки в пении, игре на элементарных детских музыкальных инструментов, имитации игры на народных инструментах.

Развивающие:

развитие музыкального слуха и ритма;

формирование эстетического вкуса;

развитие эмоциональной сферы;

развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

воспитание патриотических чувств и любви к русской народной музыке;

формирование бережного отношения к музыкальным инструментам;

привитие интереса к русской истории.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальный центр, диски, элементарные детские музыкальные инструменты.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие «Мир музыки» в 4 классе»

Внеурочное занятие «Мир музыки» в 4 классе

Тема. Народный оркестр

Цель занятия: ознакомление с составом оркестра русских народных инструментов.

Задачи:

Образовательные:

ознакомление с русскими народными инструментами и историей их возникновения;

выявление различия тембров народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;

умение передать настроение музыки в пении, игре на элементарных детских музыкальных инструментов, имитации игры на народных инструментах.

Развивающие:

развитие музыкального слуха и ритма;

формирование эстетического вкуса;

развитие эмоциональной сферы;

развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

воспитание патриотических чувств и любви к русской народной музыке;

формирование бережного отношения к музыкальным инструментам;

привитие интереса к русской истории.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальный центр, диски, элементарные детские музыкальные инструменты.


Ход занятия

I. Организационный момент

1. Музыкальное приветствие

 2.Беседа

- Кто сочиняет музыку? А народ какую музыку сочиняет? Давайте вспомним, какие народные песни мы уже исполняли? (ответы уч-ся)

- О чём нам могут рассказать народные песни?

Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.

- Музыка – волшебная страна

 Пусть тебе откроется она!

 Обо всём, что слышишь ты вокруг.

 Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ. Основная часть

1. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь. А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем? Давайте заглянем.

- Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками

- Точно! Это же музыкальные инструменты! Попробуйте угадать, о каком инструменте я буду вам говорить?


Загадки

1. В руки ты её возьмёшь;

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (Гармонь, баян)

2. Ой, звенит она, звенит!

Всех игрою веселит

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны. (Балалайка, домра)

3. Очень весело поёт,

Если дунете в неё,

Вы все в неё играете

И сразу отгадаете. (Дудочка, рожок, жалейка)

- Все эти инструменты входят в состав народного оркестра. Давайте вспомним, что такое оркестр и его виды (Ответы уч-ся: оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах; виды оркестра: струнный, духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, симфонический).

3. Сообщение учителя

- Сегодня мы с вами говорить будем об оркестре русских народных инструментов. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди. В древние времена некоторые инструменты были полезными вещами. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. А колотушка помогала сторожу отпугивать воров. Потом в руках бродячих музыкантов – скоморохов они превратились в музыкальные инструменты.

- В оркестре русских народных инструментов три группы – струнные, духовые и ударные. Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (Ответы уч-ся)

- Струнные инструменты народного оркестра: гусли, домра, балалайка. Самый древний из них гусли. Духовые инструменты: свирель, жалейка, рожок, свистулька. Ударные инструменты: деревянные ложки, рубель, трещотки, бубен. Еще в состав народного оркестра входят баяны – усовершенствованные гармони.

- Давайте послушаем в исполнении оркестра русских народных инструментов русскую народную песню «Светит месяц».

4. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Хотели бы вы стать участниками такого оркестра? (Ответы уч-ся)

- Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Ах вы, сени».

5. Игра на элементарных детских музыкальных инструментах.

- Ребята, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение? (Ответы уч-ся)

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

- Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся)

- Значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, спокойную, и хороводную, и шуточную…

- Давайте исполним русскую народную песню «Как у наших у ворот» и будем имитировать игру на русских народных инструментах.

6. Исполнение р. н. п. «Как у наших у ворот». Имитация игры на русских народных музыкальных инструментах

- Как бы хорошо не было нам на чудо-острове, но все-таки пора возвращаться домой.

А чтобы путь домой был удачным и по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. Заметили ли вы что-то необычное на дереве с музыкальными инструментами?

- Правильно, здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Задание следующее: вы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. Сгруппировать инструменты народного и симфонического оркестра.

III. Заключительная часть

1. Работа с карточками

- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

2. Итог занятия

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

- Что вам запомнилось больше всего? С каким оркестром вы познакомились сегодня?

(Ответы уч-ся)

- Желающие могут дома нарисовать рисунки, на которых будут изображены понравившиеся русские народные инструменты.

- Наше занятие окончено. До свидания.