СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внимание и память.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не является авторский. Используется для внеурочных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Внимание и память.»

Урок 7

Тема: Внимание и память.

Вниманиеипамять

На внимание и память жалуются все, на рассу-док—никто.



Внимание—этонаправленностьнашегосознаниянаопреде-ленныйобъект.Вниманиеобладаетрядомсвойств:устойчивостью,объемом,переключаемостью,распределением,концентрацией.Многиепрофессиипредъявляютособыетребованияквниманию.Например,водительдолженуметьраспределятьвнимание,чтобызамечатьвсе:сигналысветофора,ситуациюнадороге,работусамо-гоавтомобиля.Учительдолженконтролироватьситуациювклассеиследитьзалогикойизложенияучебногоматериала.Бухгалтерилиученыйдолжныконцентрироватьсянасвоейработетак,чтобынеза-мечатьвозможныепомехи.Говорят,ЮлийЦезарьмогодновременновыполнятьнесколькодел.Попробуйтевыполнитьодновременнохо-тябыдваэлементарныхдействия.

Задание1.Двойнойсчет

Записывайтечислаот1до20,одновременноведявслухобратныйотсчет.Например,пишете“1”,авслухговорите“20”,“2”—“19”ит.д.

Когдавыделалибольшеошибок:вначалеиливконцезадания?Обычновконцеработыошибокизатрудненийбываетменьше,чемвначале:внимание,каклюбаяфункция,развивается,еслиеюзаниматься,иугасает,еслиеюнепользоваться.Этоупраж-нениетренируетнашуспособностьраспределятьвнимание.



Вниманиеребенканепроизвольно:оннеприлагаетникакихусилий,чтобыостановитьсвойвзгляднаяркойигрушке,новомчело-веке.Непроизвольноевниманиевключается,еслимыувиделичто–тоинтересное,необычное,привлекающеенасвопрекинашейволе.Нарушениепроизвольноговниманияуребенкаможетбытьследствиеммозговыхнарушений,эмоциональныхипсихическихпроблем,порочногостилявоспитания.Увзрослыхлюдейнедостатокпроизвольностиможетнаблюдатьсявсостояниисильногостресса(дистресса),прихроническойусталостиирядезаболеванийине-редкоприводиткошибкамвработе.Поэтомулетчики,авиадиспет-черы,водители,операторыпроизводств,связанныхсповышеннойответственностью,передвыходомнарабочееместодолжныпрохо-дитьмедицинскуюэкспертизу.

Многихтехногенныхкатастрофудалосьбыизбежать,еслилюдиснарушениямивниманиябылибывовремяотстраненыотработы.

Задание2.Игра“Муха”



Надоскечертитсядевятиклеточноеигровоеполе(3х3).Вообра-жаемаямуханаходитсявцентреполя.Учащиесяпоочереди(порядокможетопределятьучитель)дают“мухе”однуизчетырехкоманд(вверх,вниз,вправо,влево).Всеученикидолжнывнимательносле-дитьзаперемещениямивоображаемоймухи:достаточнонасекундуотвлечься,чтобыпотерять“муху”ивыйтиизигры.Выигрываеттот,ктоостанется.



Память—этоспособностьзапоминатьто,чтомывидим,слы-шим,говоримиделаем,сохранятьвсеэтоивнужныймоментвосп-роизводить.Запоминание,сохранение,узнавание,воспроизведе-ние—основныефункциипамяти.

Продуктивностьпамятихарактеризуетсяобъемомискоростьюзапоминанияинформации,длительностьюеесохраненияиточ-ностьювоспроизведения.Похарактеруусваиваемойинформацииразличаютслуховую,зрительную,моторную,эмоциональную,логи-ческуюпамять.

Слуховаяпамятьважнадлялюдей,имеющихделосозвуковойинформацией,—акустиковиоператоровсвязи,звукорежиссеровизвукооператоров,музыкантовикомпозиторов.

Зрительнаяпамятьдолжнабытьхорошоразвитаусотрудниковправоохранительныхоргановитаможенников,художниковидизай-неров,учителейивоспитателей.

Спортсмены,каскадеры,танцорыдолжныобладатьхорошеймоторнойпамятью,тоестьпамятьюнадвижения.

Эмоциональнаяпамятьпозволяетактерувойтивсостояниеду-шисвоегоперсонажаипередаватьэтосостояниезрителям.

Ученыхотличаетразвитаялогическаяпамять,благодарякото-ройониоперируютпонятиями,формулами,схемами,гипотезами,идеямииконцепциями.



Память—сравнительномолодоеобразованиепсихикичело-века,поэтомувмасштабахэволюцииразвиваетсябыстрее,чемдругиефункции.Какидругиефункции,памятьразвиваетсявпро-цессеработыитренировок.Какимобразом?Нашмозгмгновеннопреобразовываетпоступающуюинформациюихранитее,чтобыизвлечьвнужныймомент.Чембольшеинформациипоступаетвмозг,темпрочнеесвязимеждунервнымиклетками.Такимобразом,чембольшевызнаете,темлегчеосваиватьновыезнания.Благода-рябольшомуколичествусвязеймозглегкообнаруживаетсходствоновойинформациисужеизвестной:емунетребуетсясоздаватьновыекодыдляпоступившейинформации—достаточнокодиро-ватьлишьновыеблоки.Памятьулучшаетсятолькоценойрегуляр-нойинтеллектуальнойработы.Нопрежденужнососредоточиться.Здесьвступаетвработувнимание.Подобнолучупрожектораоновысвечиваетобъект,которыйнеобходимозапомнить.Вжизненноважныхситуацияхмыавтоматическизапоминаемивспоминаемнужнуюинформацию.

Вбытуинаработеиногдаприходитсяделатьусилия,чтобычто–товспомнить.Наверное,каждыйоказывалсявнеловкойситу-ации,когдатутжезабывалимячеловека,скоторымеготолькочтопознакомили.Вэтомслучаепомогаетметодассоциаций.Напри-мер,васпознакомилисчеловеком,которогозовутНиколайВа-сильевич.КакГоголя.Легкозапомнить,есливы,конечно,знаете,ктотакойГогольикакегозвали.Можнонайтиассоциациисиме-намиродителей,друзей,школьныхучителей,артистов,музыкан-товит.д.

ВеликийрусскийпсихологА.Р.Луриярассказывалочеловеке,имевшемсверхъестественнуюпамять.Вответналюбуюзрительнуюилислуховуюинформациюунеговозникалинастолькояркиеобразылюдей,предметовиявлений,вызванныеотдельнымисловамиизву-ками,чтооннемогориентироватьсявэтомпотокеобразов.Этотче-ловекдолженбылприложитьбольшиеусилия,чтобызабытьлишнююинформацию,аневспоминатьее,какэтоделаетбольшинстволю-дей.Емупотребовалосьтриминуты,чтобызапомнитьиабсолютноточновоспроизвестичисла,приведенныевследующейтаблице.Этичислаосталисьвегопамятинавсюжизньнарядусмиллионамиеди-ницдругойтакойжебессмысленнойинформации.

Сколькочиселвысможетезапомнитьзатриминуты?Еслипа-мятьувасхуже,чемупациентаЛурии,нерасстраивайтесь.Памятьобслуживаетмышление,нонезаменяетего.Вспомнитеответ

Эйнштейн ейнанавопросжурналистаоскоростисвета,кстатисказать,вы-численнойсамимгением:“Янезапоминаюто,чтоможнопрочитатьвлюбомсправочнике!”Ноеслипроблемыспамятьюосложняютва-шужизнь,воспользуйтесьследующимирекомендациями.





6680 7935



5432 4237



1684 3891

1002 1926



3451 2967



2768 5520



Кактренироватьпамять



•Плохаяпамятьнередкоявляетсяследствиемплохоговнимания.Чтобысконцентрироватьсяназадаче,недостаточ-нопростодуматьоней.Необходимозрительнопредставитьилипроигратьситуацию,выявитьновыедетали,рассмотретьзадачусразличныхсторон,поставивсебянаместодругихлюдей.

•Тренируйтезрительнуюпамять,пытаясьпередсномкакможноярчепредставитьдневныесобытия.Мысленновсмотри-тесьвлицаипредметы,стараясьувидетьдетали.

•Тренируйтеслуховуюпамять.Попробуйтеповторитьска-занноедикторомсинтерваломвнесколькосекунд,какэтоде-лаетпереводчик–синхронист.Выпишитепонравившиесяин-тересныеафоризмыицитаты.Ежедневнозапоминаяхотябыоднуизних,вынетолькоулучшитепамять,ноиобогатитесвоюречь.



Задание3.Ктобыстрее

Найдитенарисункевсечислапопорядкуот1до90.Этоупраж-нениеразвиваетпереключаемостьвнимания.

Задание4(домашнее)

Прочитайтеотрывокизписьмаизвестногоанглийскогополити-каидипломатаXIXвекалордаЧестерфильдасвоемусыну.Согласныливысегомнением?Обоснуйтесвойответ.



Безвниманиянельзяничегодостичь:недостатоквниманияэтонедостатокмысли,иначеговорялибоглупость,либобезумие.Рассеянностьделаетчеловекадотакойстепенипохожимнадуракаилисумасшедшего,чтояневижуособойразницымеждувсемитре-мя.Удураканикогданебылоспособностимыслить,сумасшедшийпо-терялеенавсегда,ачеловекрассеянныйнавремя.УсэраНьютона,мистераД.Локка,можетбыть,ещеучеловекпятишестиссамогосотворениямирабылоправонарассеянность,проистекающуюоткрайнейнапряженностимысли,которойтребовалиихзанятия.Ноеслимолодойчеловекбудетпроявлятьвобществеподобногородарассеянностьисчитатьсебявправеэтоделать,тоэтомнимоеегоправонарассеянностьобернетсядлянегоскореевсеготем,чтоонбудетпростоизобществаисключен.