Урок 7
Тема: Внимание и память.
Вниманиеипамять
На внимание и память жалуются все, на рассу-док—никто.
Внимание—этонаправленностьнашегосознаниянаопреде-ленныйобъект.Вниманиеобладаетрядомсвойств:устойчивостью,объемом,переключаемостью,распределением,концентрацией.Многиепрофессиипредъявляютособыетребованияквниманию.Например,водительдолженуметьраспределятьвнимание,чтобызамечатьвсе:сигналысветофора,ситуациюнадороге,работусамо-гоавтомобиля.Учительдолженконтролироватьситуациювклассеиследитьзалогикойизложенияучебногоматериала.Бухгалтерилиученыйдолжныконцентрироватьсянасвоейработетак,чтобынеза-мечатьвозможныепомехи.Говорят,ЮлийЦезарьмогодновременновыполнятьнесколькодел.Попробуйтевыполнитьодновременнохо-тябыдваэлементарныхдействия.
Задание1.Двойнойсчет
Записывайтечислаот1до20,одновременноведявслухобратныйотсчет.Например,пишете“1”,авслухговорите“20”,“2”—“19”ит.д.
Когдавыделалибольшеошибок:вначалеиливконцезадания?Обычновконцеработыошибокизатрудненийбываетменьше,чемвначале:внимание,каклюбаяфункция,развивается,еслиеюзаниматься,иугасает,еслиеюнепользоваться.Этоупраж-нениетренируетнашуспособностьраспределятьвнимание.
Вниманиеребенканепроизвольно:оннеприлагаетникакихусилий,чтобыостановитьсвойвзгляднаяркойигрушке,новомчело-веке.Непроизвольноевниманиевключается,еслимыувиделичто–тоинтересное,необычное,привлекающеенасвопрекинашейволе.Нарушениепроизвольноговниманияуребенкаможетбытьследствиеммозговыхнарушений,эмоциональныхипсихическихпроблем,порочногостилявоспитания.Увзрослыхлюдейнедостатокпроизвольностиможетнаблюдатьсявсостояниисильногостресса(дистресса),прихроническойусталостиирядезаболеванийине-редкоприводиткошибкамвработе.Поэтомулетчики,авиадиспет-черы,водители,операторыпроизводств,связанныхсповышеннойответственностью,передвыходомнарабочееместодолжныпрохо-дитьмедицинскуюэкспертизу.
Многихтехногенныхкатастрофудалосьбыизбежать,еслилюдиснарушениямивниманиябылибывовремяотстраненыотработы.
Задание2.Игра“Муха”
Надоскечертитсядевятиклеточноеигровоеполе(3х3).Вообра-жаемаямуханаходитсявцентреполя.Учащиесяпоочереди(порядокможетопределятьучитель)дают“мухе”однуизчетырехкоманд(вверх,вниз,вправо,влево).Всеученикидолжнывнимательносле-дитьзаперемещениямивоображаемоймухи:достаточнонасекундуотвлечься,чтобыпотерять“муху”ивыйтиизигры.Выигрываеттот,ктоостанется.
Память—этоспособностьзапоминатьто,чтомывидим,слы-шим,говоримиделаем,сохранятьвсеэтоивнужныймоментвосп-роизводить.Запоминание,сохранение,узнавание,воспроизведе-ние—основныефункциипамяти.
Продуктивностьпамятихарактеризуетсяобъемомискоростьюзапоминанияинформации,длительностьюеесохраненияиточ-ностьювоспроизведения.Похарактеруусваиваемойинформацииразличаютслуховую,зрительную,моторную,эмоциональную,логи-ческуюпамять.
Слуховаяпамятьважнадлялюдей,имеющихделосозвуковойинформацией,—акустиковиоператоровсвязи,звукорежиссеровизвукооператоров,музыкантовикомпозиторов.
Зрительнаяпамятьдолжнабытьхорошоразвитаусотрудниковправоохранительныхоргановитаможенников,художниковидизай-неров,учителейивоспитателей.
Спортсмены,каскадеры,танцорыдолжныобладатьхорошеймоторнойпамятью,тоестьпамятьюнадвижения.
Эмоциональнаяпамятьпозволяетактерувойтивсостояниеду-шисвоегоперсонажаипередаватьэтосостояниезрителям.
Ученыхотличаетразвитаялогическаяпамять,благодарякото-ройониоперируютпонятиями,формулами,схемами,гипотезами,идеямииконцепциями.
Память—сравнительномолодоеобразованиепсихикичело-века,поэтомувмасштабахэволюцииразвиваетсябыстрее,чемдругиефункции.Какидругиефункции,памятьразвиваетсявпро-цессеработыитренировок.Какимобразом?Нашмозгмгновеннопреобразовываетпоступающуюинформациюихранитее,чтобыизвлечьвнужныймомент.Чембольшеинформациипоступаетвмозг,темпрочнеесвязимеждунервнымиклетками.Такимобразом,чембольшевызнаете,темлегчеосваиватьновыезнания.Благода-рябольшомуколичествусвязеймозглегкообнаруживаетсходствоновойинформациисужеизвестной:емунетребуетсясоздаватьновыекодыдляпоступившейинформации—достаточнокодиро-ватьлишьновыеблоки.Памятьулучшаетсятолькоценойрегуляр-нойинтеллектуальнойработы.Нопрежденужнососредоточиться.Здесьвступаетвработувнимание.Подобнолучупрожектораоновысвечиваетобъект,которыйнеобходимозапомнить.Вжизненноважныхситуацияхмыавтоматическизапоминаемивспоминаемнужнуюинформацию.
Вбытуинаработеиногдаприходитсяделатьусилия,чтобычто–товспомнить.Наверное,каждыйоказывалсявнеловкойситу-ации,когдатутжезабывалимячеловека,скоторымеготолькочтопознакомили.Вэтомслучаепомогаетметодассоциаций.Напри-мер,васпознакомилисчеловеком,которогозовутНиколайВа-сильевич.КакГоголя.Легкозапомнить,есливы,конечно,знаете,ктотакойГогольикакегозвали.Можнонайтиассоциациисиме-намиродителей,друзей,школьныхучителей,артистов,музыкан-товит.д.
ВеликийрусскийпсихологА.Р.Луриярассказывалочеловеке,имевшемсверхъестественнуюпамять.Вответналюбуюзрительнуюилислуховуюинформациюунеговозникалинастолькояркиеобразылюдей,предметовиявлений,вызванныеотдельнымисловамиизву-ками,чтооннемогориентироватьсявэтомпотокеобразов.Этотче-ловекдолженбылприложитьбольшиеусилия,чтобызабытьлишнююинформацию,аневспоминатьее,какэтоделаетбольшинстволю-дей.Емупотребовалосьтриминуты,чтобызапомнитьиабсолютноточновоспроизвестичисла,приведенныевследующейтаблице.Этичислаосталисьвегопамятинавсюжизньнарядусмиллионамиеди-ницдругойтакойжебессмысленнойинформации.
Сколькочиселвысможетезапомнитьзатриминуты?Еслипа-мятьувасхуже,чемупациентаЛурии,нерасстраивайтесь.Памятьобслуживаетмышление,нонезаменяетего.Вспомнитеответ
Эйнштейн ейнанавопросжурналистаоскоростисвета,кстатисказать,вы-численнойсамимгением:“Янезапоминаюто,чтоможнопрочитатьвлюбомсправочнике!”Ноеслипроблемыспамятьюосложняютва-шужизнь,воспользуйтесьследующимирекомендациями.
6680 7935
5432 4237
1684 3891
1002 1926
3451 2967
2768 5520
Кактренироватьпамять
•Плохаяпамятьнередкоявляетсяследствиемплохоговнимания.Чтобысконцентрироватьсяназадаче,недостаточ-нопростодуматьоней.Необходимозрительнопредставитьилипроигратьситуацию,выявитьновыедетали,рассмотретьзадачусразличныхсторон,поставивсебянаместодругихлюдей.
•Тренируйтезрительнуюпамять,пытаясьпередсномкакможноярчепредставитьдневныесобытия.Мысленновсмотри-тесьвлицаипредметы,стараясьувидетьдетали.
•Тренируйтеслуховуюпамять.Попробуйтеповторитьска-занноедикторомсинтерваломвнесколькосекунд,какэтоде-лаетпереводчик–синхронист.Выпишитепонравившиесяин-тересныеафоризмыицитаты.Ежедневнозапоминаяхотябыоднуизних,вынетолькоулучшитепамять,ноиобогатитесвоюречь.
Задание3.Ктобыстрее
Найдитенарисункевсечислапопорядкуот1до90.Этоупраж-нениеразвиваетпереключаемостьвнимания.
Задание4(домашнее)
Прочитайтеотрывокизписьмаизвестногоанглийскогополити-каидипломатаXIXвекалордаЧестерфильдасвоемусыну.Согласныливысегомнением?Обоснуйтесвойответ.
Безвниманиянельзяничегодостичь:недостатоквнимания–этонедостатокмысли,иначеговоря—либоглупость,либобезумие.Рассеянностьделаетчеловекадотакойстепенипохожимнадуракаилисумасшедшего,чтояневижуособойразницымеждувсемитре-мя.Удураканикогданебылоспособностимыслить,сумасшедшийпо-терялеенавсегда,ачеловекрассеянныйнавремя.УсэраНьютона,мистераД.Локка,можетбыть,ещеучеловекпяти–шестиссамогосотворениямирабылоправонарассеянность,проистекающуюоткрайнейнапряженностимысли,которойтребовалиихзанятия.Ноеслимолодойчеловекбудетпроявлятьвобществеподобногородарассеянностьисчитатьсебявправеэтоделать,тоэтомнимоеегоправонарассеянностьобернетсядлянегоскореевсеготем,чтоонбудетпростоизобществаисключен.