Воспитательный проект: «От я до Я»
1. Пояснительная записка
Быть классным руководителем – это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику. Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.
Цель проекта: создать условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Воспитать человека способного строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Задачи проекта:
- содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
- развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской);
- создать условия для самовыражения обучающихся;
- воспитать у учеников преданность к Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе;
- вовлекать родителей в жизнедеятельность класса;
- содействовать формированию навыков здорового образа жизни.
Программа «От я до Я» позволит школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет моим ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.
Ведущей идеей программы является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой личности – человека, обладающего нравственностью и высоким уровнем культуры, образованного, владеющего навыками самообразования, способного к творчеству, физически здорового и горячо любящего свой родной край.
Планируемые результаты:
- повышение социальной активности учащихся;
- увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности;
- усвоение школьниками гражданских, патриотических, нравственных норм поведения;
- самоутверждение класса в школьном коллективе;
- формирование личности, которая имеет гражданскую позицию, любящей свое государство, свое историческое культурное наследие.
- вовлечение родителей в жизнедеятельность класса.
2. Содержание воспитательной работы
2.1. Направления работы и виды деятельности по направлениям
№ | Направление воспитательной работы | Виды деятельности | Описание |
1. | Духовно-нравственное | познавательные беседы; классные часы; круглые столы; памятные вечера; экскурсии; организация бесед с приглашением гостей; классные собрания совместно с родителями. | Создание условий для формирования у учащихся ценностных и нравственных ориентиров, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах родного народа и родной страны |
2. | Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников | | Повышение у школьников чувства ответственности за свои поступки, действия; формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины; социализация личности |
3. | Формирование основ безопасности и здорового образа жизни | соревнованиях; марафоны; организация акции «День здоровья»; конкурсы; выпуск тематических стенгазет; | Сохранение и укрепление здоровья обучающихся школы; создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха |
4. | «Шаг к себе» (самопознание, самопонимание, самовоспитание) | классные часы; творческие конкурсы; КВН; уроки-консультации (вместе с родителями); участие в предметных олимпиадах; тестирование «Мой выбор - жизненный путь» | Систематически отслеживать психологическое состояние учащихся, динамику психологического развития в процессе школьного обучения; формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. |
5. | Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося | беседы; опросы; анкетирование; диагностика; родительские собрания; спортивные соревнования | Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; выявление интересов каждого ученика, их предрасположенности к творчеству, спорту, различным видам деятельности, а также мотивов каждого выбора. |
6. | Работа с родителями | | Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Направления: - просветительское (способствовать обмену мнениями с родителями, иметь возможность понимать родительское видение на проблемы и изменения, происходящие с детьми); - консультативное (совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воспитания и воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков); - коммуникативное (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей). |
2.2. Этапы реализации воспитательного проекта
I ЭТАП. 6 класс (2016 – 2017 учебный год)
Цель работы:
Продолжить формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений.
Развитие учебной мотивации.
Развитие творческого потенциала.
Задачи:
Формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
Развитие моральных чувств, форм сочувствия, сопереживания другим людям.
Возрастные особенности:
11-12 лет - младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьников. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. Подростку становится многое интересно, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
«Я + мои друзья»
«Скажи сигарете – нет»
«Уроки Мужества»
«Вредные и полезные продукты»
«Книга в моей семье»
«Памяти павших будьте достойны»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ:
Наказание и поощрение в семье
«Друзья моего ребенка».
«Компьютер в жизни школьника: « За» и «против»
Достижения года.
II ЭТАП. 7 класс (2017 – 2018 учебный год).
Цель работы: создание оптимальных условий для гармоничного развития личности учащихся. Развитие толерантности в межличностных отношениях.
Задачи:
1. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
2. Развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии
Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Возрастные особенности:
12-13 лет - младший подростковый возраст. Период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
« Учение с увлечением»
«Береги здоровье смолоду»
«Память, которой не будет конца»
«Приведи в порядок Вселенную»
«Герои живут рядом»
«Профессии моих родителей»
« Воля и пути ее формирования»
«Семейные традиции»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
«Особенности подросткового возраста»
«Учение с увлечением»
«Детская агрессия»
«Год позади. Успехи и планы».
III ЭТАП. 8 класс (2018 – 2019 учебный год)
Цель работы: воспитание доброго отношения к жизни, через развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.
Задачи:
Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их
Развивать воображение
Формировать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
Развивать умение строить равноправные отношения со сверстниками
Возрастные особенности:
13-14 лет. Начало длительного и важного периода развития человека, «возраст второго рождения личности». В психологическом облике 13 - летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении младшего подросткового возраста.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
«Скажи мне кто твой друг»
«Доброта спасет мир»
«Людей неинтересных не бывает»
«Вспомнить всех поименно»
«О вредных привычках»
«Разговор начистоту»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
1. Психологические и возрастные особенности подростка
2. Основы профессионального самоопределения
3. Если в семье конфликты
4. Как уберечь детей от беды.
IV ЭТАП. 9 класс (2019 – 2020 учебный год)
Цель работы: сформировать представление о профессии, помочь выявить способности к определенному виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Задачи:
- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Возрастные особенности:
15 - 16 лет - период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно – сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуацией развития, общество ставит перед молодым человеком настоятельно жизненно важную задачу, осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем то стать в будущем, а в плане реального выбора. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
«Твоя будущая профессия»
«Роль самообразования в профессиональном определении»
«Знакомство с профессиями»
«О дружбе и друзьях»
«Дружба, любовь, семья»
«Жизнь бесценна»
«О вредных привычках»
«Стрессы и саморегуляция»
«Герои нашего района»
«Овеян славою наш край».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
Помощь семьи в правильной профориентации ребенка
Конфликты и способы их разрешения
Самое главное о проведении ГИА
Как подготовить себя и ребенка к сдаче экзамена.