Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.
Организация клуба позволяет:
1) ориентировать учащихся на бесконфликтное позитивное общение;
2) стимулировать интерес учеников к коммуникативной деятельности;
3) обратить внимание учащихся на важность общения в жизни человека и
на различные аспекты коммуникативной деятельности;
4) вовлечь в процесс общения мало контактных, замкнутых детей.
В нашей школе уже более 10 лет существует любительское клубное объединение «Непоседы». Социальным партнёром клуба является Районный Дом культуры.
Цель клубного объединения: создание условий для проявления обучающихся класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и откровенности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи: -создать условия для раскрытия индивидуальных способностей обучающихся во внеурочной деятельности.
-способствовать развитию интереса и возможностей обучающихся через использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности.
-развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
-через организацию досуга формировать эстетические умения учащихся и становление этических понятий.
Основное направление работы клуба-духовно-нравственное воспитание через изучение русского фольклора.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Основной деятельностью клуба является подготовка, организация и проведение игр, конкурсов, массовых, зрелищных мероприятий, театрализованных – игровых фольклорных программ и праздников.
Любое коллективное мероприятие, праздник в нашем клубном объединении «Непоседы» готовится в несколько этапов.
1. Предварительная работа.
Классный руководитель или организатор праздника совместно с детьми выбирают тему праздника и форму проведения, определяют место и время проведения. На данном этапе формируются такие коммуникативные умения как желание вступать в контакт, умение договариваться и приходить к общему решению, отстаивать свое мнение и др.
2. Обсуждение и планирование.
На этом этапе ученики работают самостоятельно. Они сами обдумывают особенности сценария, определяют, кто и какую роль будет играть. Выбирают ответственного, который распределяет всех участников праздника по группам и за каждой группой закрепляет определённое задание. На данном этапе формируются навыки сотрудничества, самостоятельности, самообладания, умение формулировать свое мнение и позицию, учитывая мнение других.
3. Коллективная подготовка праздника.
Очень важно поддерживать интерес детей к выполняемому делу, ведь только вдохновение руководителя может подвигнуть ребят на «подвиги». Каждый участник праздника должен чувствовать себя нужным, востребованным и интересным другим. Каждый должен иметь возможность проявить свои способности, высказать свою точку зрения, внести свою лепту в подготовку праздника. Это самый важный этап праздника. На данном этапе можно наблюдать формирование таких коммуникативных умений, как строить взаимоотношение с партнёром, осуществлять сотрудничество с педагогом и сверстниками, умение вербального и невербального общения.
4. Проведение праздника.
Праздник может пройти успешно, а может иметь некоторые шероховатости. Но никогда не надо бояться ошибок, допущенных детьми. Ведь на ошибках учатся, и, проанализировав каждую ошибку, вы можете быть уверены, что она больше не повторится. Руководитель, по возможности незаметно для всех участников праздника, для гостей, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.
5. Подведение итогов праздника.
Это может быть общий сбор участников праздника. Каждый высказывает свое мнение по поводу проведенного мероприятия, выявляет удачи и допущенные ошибки, коллективно обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения праздника, ищут причины ошибок. Участие каждого в оценке проведенного праздника может осуществляться и с помощью опроса, заполнения анкеты через стенгазету. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем собственном и своих товарищей), приобретенном в ходе мероприятия, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.
За время существования нашего клубного объединения ребята показали много интересных мероприятий для родителей, ребят других классов школы и города, которые проходят на сцене РДК или в Музее театра. Это праздники «Детям на потеху», «Скоморошьи задоринки», «Праздник русской частушки», «Зимняя сказка», «Как на нашей на сторонке», «Добры молодцы, красны девицы» и другие. Члены клубного объединения не раз становились ведущими разных развлекательных программ РДК, таких, например, как «Южская жемчужинка» и «Маленький принц».
Деятельность клуба показала, что дети со временем приобретают лидерские навыки, хороший уровень тьюторских способностей, навыков вербального и невербального общения. Практика показала, что эти учащиеся, обладая высоким уровнем социализации, умеют вести за собой, держаться на аудитории, а самое главное, умеют адаптироваться и приспосабливать к постоянно меняющимся условиям окружающего мира.
Духовно-нравственное воспитание через театрализованную деятельность
клубного объединения «Непоседы»
МБОУСОШ №1 города Южи
Ивановской области

Автор: Смирнова Наталья Витальевна,
учитель начальных классов МБОУСОШ №1
Адрес образовательного учреждения:
Город Южа Ивановской области,
Площадь Ленина, дом 1.
Т: 89106868214
E-mail: [email protected]