СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Возникновения земледелия и скотоводства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории 5 класс

Просмотр содержимого документа
«"Возникновения земледелия и скотоводства"»

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя истории и обществознания в условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования»

Возможности школьного урока обществознания в реализации программы развития УУД в ООО (на примере урока)

МБОУ СОШ № 4 г. Солнечногорск

Соловьева Анна Юрьевна

учитель истории и обществознания

5 класс

Тема: Возникновения земледелия и скотоводства

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока:

- развивающая: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развития умения самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: земледелие и скотоводство;

- воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия : серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.


Задачи урока:

  • Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

  • Развивать навык работы с исторической картой

  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.

  • Развивать умение - составлять учебную задачу

  • Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе


Планируемые образовательные результаты:


Предметные :

Научиться: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Метапредметные :

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в схемы или таблицы)

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе.

Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Личностные :

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению


Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников


I. Мотивация к учебной деятельности


Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности






Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)


Организует работу мини-групп (парами)




1.По названию параграфа предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить.

2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них?

3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?

Определите место понятий «охота и собирательство» в схеме.


Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.







Заполнение схемы

Охота собирательство


II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий



Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.


На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?




Обсуждение в классе, предложенных вопросов.


Как?

Почему?

Что изменилось?




III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.


















Организует презентацию подготовленных группами заданий.

Предоставляет ресурсы для работы.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.

Задания для мини-групп (пары)



1.Работа с картой – изучить карту придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами, придумать значки и прикрепить к карте.


2. Найти в учебнике информацию о поселениях первых земледельцев.



3. Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие», которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных.

Составить схему – соответствия и объяснить взаимосвязи.


4.Найти в источнике информацию о возникновении ремесел.



5.Заполните схему управления племенем.

В источнике найдите понятия, которые характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.


Задание классу :

Определить, как называется хозяйство, к которому относится земледелие и охота

Определите место новых занятий в кластере.

Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?


Задание всему классу:

К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и - )













Молоко собака

Мясо овца

Шкуры коза

Шерсть корова







Племя

Совет старейшин

Соседская община



1.Начало кочевого образа жизни

2.Переход к оседлому образу жизни

3.Занятия собирательством

4.Выращивание злаковых растений.

5.Переход к производящему хозяйству

6.Накопление запасов жизни

7.Изменение образа жизни людей


IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.









Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание.

Познавательная рефлексия:









Д.З.

Обязательное:

Читать Параграф 4.

Творческое задание по выбору:

Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или
«Первобытный обряд захоронения » или

используя ключевые понятия, составь рассказ на эти темы.

!Знакомая информация

+Новая информация

--Я думал (думала) иначе

?Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше