Урок № 15 _________________
Всю жизнь мою несу Родину в душе
Цели урока: Формирование представления о художественном восприятии окружающего мира через интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка; владеть специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. | Метапредметные: анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством. | Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей, форм и жанров; совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. |
Ход урока.
1. Орг.момент
II. Изучение нового материала ( /)
Каждый человек воспринимает Родину посвоему для кого то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.
Русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России
Шукшин Василий Макарович (1929 —1974) - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о Родине в своих рассказах. Он писал так … Деревня…Серые избы, пыльные улицы, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба. Попадаются еще небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать…В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете.
Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок.
Прочитав эти строки, я думаю, не один человек не останется равнодушным.
Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Он всё время рвался душой на родину, использовал малейшую возможность, чтобы слетать в Сростки, хотя бы на несколько дней. «Милая моя родина…» - так счастливо в одной из статей признавался в любви своим родным местам Шукшин.
Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) - российский композитор,
народный артист России. Он написал замечательную программную симфонию «Перезвоны»
Симфония-действо «По прочтении Василия Шукшина»
История создания
В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «... Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве...»
В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «В «Степане Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован материал, который впоследствии вошел в мою большую работу «Перезвоны», — рассказывал композитор. — Но это сочинение имеет у меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: "По прочтении Василия Шукшина"». Именно работа над произведением Шукшина дала толчок для появления «Перезвонов».
В одном из многочисленных интервью Гаврилин пояснил: «Из музыки к спектаклю в «Перезвоны» вошли два фрагмента. А подзаголовок... То, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю...» И еще Гаврилин о Шукшине и своем произведении: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения «концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику русского демественного пения и... частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни недавного прошлого, какую я, например, хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. — Л. М.)... Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души», — пишет В. Минин.
№1, «Весело на душе» и №20, «Дорога» — обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. №2, «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора. №3, 5, 7, 9, 13 и 19 — «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. №6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». №8, «Ти-ри-ри» — изящная звукопись. №12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. №15, «Страшенная баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера. Кульминация произведения — №17, «Молитва». Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится №18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.
А что же такое перезвоны? Сегодня мы узнаем, какие бывают перезвоны?
Работа со словом.
Перезвоны связаны с колоколом. Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било.
Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой.
- Ребята, как вы думаете, где можно услышать звучание колоколов. (ответы детей).
- Скажите, а колокола всегда звучат одинаково? (ответы детей).
У колоколов есть свой звук - чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у хрупкого маленького колокольчика.
Колокольные звоны бывают 4 видов.
СЛОВАРЬ.
1.НАБАТ – ТРЕВОЖНО, ВЗВОЛНОВАННО СООБЩАЛ О ПОЖАРЕ, ВОЙНЕ. 2. Трезвон – радостно, празднично, торжественно 3. Благовест – благая, хорошая весть 4. Метельный – помогал найти дорогу путникам.
"Гаврилинские "перезвоны" — это и образ, и явление, и целое понятие современной русской художественной жизни...«
Давайте прочтём, а что такое программная симфония.
Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.
Слушаем сегодня №8 «Ти-ри-ри».(На что похожа музыка этого номера?)
То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью?
Домашнее задание
VII. Подведение итогов. Рефлексия
Новый год
Музыка: Ольга Юдахина
Слова: Иван Жиганов
Текст:
1. Праздник светлый, яркий в гости к нам идет,
Всем несет подарки звонкий Новый год.
Снова будем вместе чудеса творить,
Чтобы всем на свете сказку подарить.
Припев:
Новый год, Новый год,
Ты в страну чудесную нас пригласи.
Новый год, Новый год,
В сказку нас унеси.
Новый год, Новый год,
В хоровод волшебный всех нас позови.
В хоровод всех нас позови, хоровод счастья и любви.
Звездный Новый год.
2. Свечек новогодних бесконечный ряд.
Языком волшебным с нами говорят.
На веселых елках светятся огни.
Ты навстречу счастью руку протяни.
Припев.