Выступление на педагогическом совете «Методические рекомендации по формированию базовых учебных действий»
Подготовила: учитель начальных классов Рогова Е.Н.
2 слайд. Эриграфом моего выступления будут слова Адольфа Дистервега:
«Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»
Кто-то из вас работает в школе недавно, у кого-то богатый педагогический стаж. За эти годы менялись учебники, требования, технологии, программы. Если раньше стоял вопрос «сколько», то теперь это вопрос уходит в прошлое.
Теперь результат образования оценивается такими вопросами:
- Каким стал обучающийся после наших уроков?
- Какие умения у него появились?
- Как он сможет применить их в жизни?
Сейчас результат образования складывается из сложного комплекса показателей и в нашу жизнь входит понятие базовых учебных действий (БУД)
3 слайд. БУД – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с ОВЗ
БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
К функциям базовых учебных действий относится:
1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с ОВЗ к дальнейшей трудовой деятельности;
4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Следовательно, от степени их сформированности у выпускника нашей школы зависит успешность овладения им в дальнейшем новыми видами деятельности, необходимыми для социальной адаптации.
Структура базовых учебных действий включает:
- мотивационный компонент учебной деятельности;
- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с ОВЗ в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
4 слайд. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Для формирования личностных базовых учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
– участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;
5 слайд. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения; умение слушать, слышать и понимать; контролировать действия друг друга и т.д..
6 слайд. Для формирования коммуникативных базовых учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание соседу по парте;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– составь отзыв на работу товарища;
Например на уроке русского языка можно предложить детям игру в слова, где им предлагается работать в паре.
Задание 1.Используя 5 букв (гласные и согласные по выбору учителя) составь разные слова из 4 или 3 букв; 1 слога, 2 слогов,
ИЛИ: Один ученик пишет буквы гласные, второй — согласные и потом проверяют работу друг друга.
В результате этой работы дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Или, к примеру, такое задание (работа в паре):
-Ребята, как жужжит жук? Наберите воздух и покажите своему соседу по парте, как жужжит жук, как воет волк.
В этом случае осуществляется владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения.
Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. Можно предложить момент рефлексии в виде вопросов:
-Кому бы вы поставили такую отметку? - Кому не поставили? - Почему?
7 слайд. Регулятивные учебные действия. Они обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Они включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- принимать оценку деятельности, оценивать ее. И т.д.
8 слайд. Задания, которые формируют регулятивные учебные действия, могут быть следующими:
-прочитай вслух;
- прочитай про себя;
- проверь с доской;
- сможешь доказать? И т.д..
НАПРИМЕР можно предложить такие задания:
Задание 1. На доске заглавные буквы: по выбору учителя, который задает вопросы:
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы. (Также учащиеся могут письменно выполнять работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными.
- Расскажите: какие буквы не получились или что не получилось?
Во время работы дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.
Результат такой работы: осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
Или пример следующего задания: подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные - синим. Проверь свою работу с образцом на доске.
Результат такой работы: умение контролировать результат работы с эталоном на доске.
9 слайд. Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу, правилу или алгоритму
в) исправлять ошибки.
2. Помочь ребенку: научиться адекватно оценивать выполненную работу.
10 слайд. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Задания, направленные на формирование познавательные УД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
11 слайд . Для формирования познавательных УД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни;
– найди отличия (можно задать их количество);
– на что похоже?;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями; - различный дидактический материал.
12 слайд. Базовые учебные действия ни в коей мере нельзя ставить отдельно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели, которая представлена на слайде.
Овладение обучающимися базовыми учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида БУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, в одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов БУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов базовых учебных действий. .
В процессе внедрения ФГОС, встает несколько значимых вопросов по формированию БУД в процессе образования. Одним из основных является: как построить урок с учётом новых требований?
Поэтому при подготовке и проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации, включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.
13 слайд. Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:
1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД.
2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы);
3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности; какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).
4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.
5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой работы.
14 слайд. Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
В заключение моего выступления я хочу рассказать вам одну притчу.
«Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев.
В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия.
Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше.
Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев.
- Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался.
Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор».
15 слайд. Уважаемые коллеги, я желаю вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!
«Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А. Дистервег.
16 слайд: Спасибо за внимание!