СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете «Методические рекомендации по формированию базовых учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Методические рекомендации по формированию базовых учебных действий»»

Выступление на педагогическом совете «Методические рекомендации по формированию базовых учебных действий»

Подготовила: учитель начальных классов Рогова Е.Н.


2 слайд. Эриграфом моего выступления будут слова Адольфа Дистервега:

«Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»

Кто-то из вас работает в школе недавно, у кого-то богатый педагогический стаж. За эти годы менялись учебники, требования, технологии, программы. Если раньше стоял вопрос «сколько», то теперь это вопрос уходит в прошлое.

Теперь результат образования оценивается такими вопросами:

- Каким стал обучающийся после наших уроков?

- Какие умения у него появились?

- Как он сможет применить их в жизни?

Сейчас результат образования складывается из сложного комплекса показателей и в нашу жизнь входит понятие базовых учебных действий (БУД)


3 слайд. БУД – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с ОВЗ

БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

К функциям базовых учебных действий относится:

1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

3) формирование готовности обучающегося с ОВЗ к дальнейшей трудовой деятельности;

4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Следовательно, от степени их сформированности у выпускника нашей школы зависит успешность овладения им в дальнейшем новыми видами деятельности, необходимыми для социальной адаптации.


Структура базовых учебных действий включает:

- мотивационный компонент учебной деятельности;

- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;

- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.


БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с ОВЗ в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.


4 слайд. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

  Для формирования личностных  базовых учебных действий можно использовать следующие виды заданий: 
– участие в проектах, исследованиях;

– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;


5 слайд. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения; умение слушать, слышать и понимать; контролировать действия друг друга и т.д..


6 слайд. Для формирования коммуникативных базовых учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание соседу по парте;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса; 
– составь рассказ от имени героя; 
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); 
– составь отзыв на работу товарища;


Например на уроке русского языка можно предложить детям игру в слова, где им предлагается работать в паре.

Задание 1.Используя 5 букв (гласные и согласные по выбору учителя)  составь разные слова из 4 или 3 букв; 1 слога, 2 слогов,

ИЛИ: Один ученик пишет буквы гласные, второй — согласные и потом проверяют работу друг друга.

В результате этой работы дети учатся  планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.


Или, к примеру, такое задание (работа в паре):

-Ребята, как жужжит жук? Наберите воздух и покажите своему соседу по парте, как жужжит жук, как воет волк.

В этом случае осуществляется владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения.


Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. Можно предложить момент рефлексии в виде вопросов:

-Кому бы вы поставили такую отметку? - Кому не поставили? - Почему?

7 слайд. Регулятивные учебные действия. Они обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Они включают следующие умения:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

- активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

- принимать оценку деятельности, оценивать ее. И т.д.


8 слайд. Задания, которые формируют регулятивные учебные действия, могут быть следующими:

-прочитай вслух;

- прочитай про себя;

- проверь с доской;

- сможешь доказать? И т.д..


НАПРИМЕР можно предложить такие задания:

Задание 1. На доске заглавные буквы: по выбору учителя, который задает вопросы:

- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы. (Также учащиеся могут письменно выполнять работу в тетрадях.)

- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными.

- Расскажите: какие буквы не получились или что не получилось?

Во время работы дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

Результат такой работы: осуществление  учебных действий, коррекция, самоконтроль)


Или пример следующего задания: подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные - синим. Проверь свою работу с образцом на доске.

Результат такой работы: умение контролировать результат работы с эталоном на доске.


9 слайд. Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных  действий:

    1. Научить ребенка:

а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

б) выполнять свои действия по заданному образцу, правилу или алгоритму

в) исправлять ошибки.

 2.  Помочь ребенку:  научиться адекватно оценивать выполненную работу.


10 слайд. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Задания, направленные на формирование познавательные УД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.


11 слайд . Для формирования познавательных УД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни;

– найди отличия (можно задать их количество); 
– на что похоже?; 
– поиск лишнего; 
– лабиринты; 
– работа с разного вида таблицами; 
– работа со словарями; - различный дидактический материал.


12 слайд. Базовые учебные действия ни в коей мере нельзя ставить отдельно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели, которая представлена на слайде.


Овладение обучающимися базовыми учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида БУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, в одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов БУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов базовых учебных действий. .

В процессе внедрения ФГОС, встает несколько значимых вопросов по формированию БУД в процессе образования. Одним из основных является: как построить урок с учётом новых требований?

Поэтому при подготовке и проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации, включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.


13 слайд. Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:

1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД.

2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы);

3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности; какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).

4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.

5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой работы.


14 слайд.  Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.


В заключение моего выступления я хочу рассказать вам одну притчу.

«Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев.

В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия.

Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше.

Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев.

- Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался.

Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор».

15 слайд. Уважаемые коллеги, я желаю вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!

«Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А. Дистервег.

16 слайд: Спасибо за внимание!