Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уруссинская основная общеобразовательная школа №2»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Доклад на тему:
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода»
Подготовила: Гилязева Г.М.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сенситивным:
для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, “умения учиться”;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, внеситуативное, дифференцированное отношение ребенка к себе. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.
Представления о себе - основа самооценки младших школьников. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки.
Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка», модификация Прихожан.
Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: "рост", "доброта", "ум", "справедливость", "смелость", "честность", "хороший товарищ" (перечень качеств можно изменить).
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
Личностный дифференциал - выявление социально-психологических свойств личности и ее самосознания, а также самооценки и уровня притязаний.
«Три оценки» Липкиной.
Изучение самооценки личности младшего школьника
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».
Инструкция: Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
«Идеал» смелость доброта любознательность трудолюбие вежливость усидчивость честность правдивость настойчивость активность | «Антиидеал» хвастовство грубость лень трусость зависть лживость жадность драчливость жестокость обидчивость |
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
Методика «Какой Я?»
Цель: предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
Протокол методики «Какой я»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале |
да | нет | иногда | не знаю |
1 | Хороший | | | | |
2 | Добрый | | | | |
3 | Умный | | | | |
4 | Аккуратный | | | | |
5 | Послушный | | | | |
6 | Внимательный | | | | |
7 | Вежливый | | | | |
8 | Умелый (способный) | | | | |
9 | Трудолюбивый | | | | |
10 | Честный | | | | |