Тема урока Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Цели
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
1) Способствовать формированию понятия выталкивающей силы, сформулировать закон Архимеда
2) Продолжить развитие умений работать с учебным текстом, навыки самостоятельной работы, проводить учебный эксперимент, выдвигать гипотезы, умение анализировать, делать выводы; развитие познавательного интереса к физике.
Индивидуальные, фронтальные, групповые.
Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационный момент | Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня вы попробуете себя не просто в роли ученика, а в роли ученого исследователя. А с чего начинается любое исследование? Конечно же с опыта. Будьте очень внимательны и не стесняйтесь высказывать свое мнение | Приветствуют учителя | 1 |
2 | Постановка цели урока (этап актуализации знаний) | В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет колдун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попытался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как же объяснить такое явление? Проблемный опыт №1 На весах уравновешены два тела равного объема и массы. Подносим стакан с водой. Что интересного заметили? Почему нарушилось равновесие? Как подействовала вода? Чем характеризуется действие одного тела на другое О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Вы правы. Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему возникает выталкивающая сила, в какую сторону она направлена, от каких величин зависит | Высказывают мнения Нарушилось равновесие. На тело подействовала вода. Вода вытолкала тело. Действием силы. О выталкивающей силе почему возникает выталкивающая сила, от чего зависит | 3 |
3 | Выявление затруднения | Проблемный опыт №2 Учитель погружает мяч в воду и резко убирает руку. Мяч выпрыгивает из воды. Что происходило с мячом? Почему всплывает мяч? Что заставляет его всплывать? Верно. Будем называть ее выталкивающей силой. Заменим мяч цилиндром и повторим опыт. (Проводит опыт со свинцовым цилиндром) Действует ли выталкивающая сила на цилиндр? Повторим опыт с цилиндром, но будем измерять вес тела. Что интересного заметили? Почему уменьшается Р тела? Сделайте вывод. Верно. Эта сила называется, архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Показывает фрагмент из мультфильма про Архимеда (3 мин.) Что бы вы хотели узнать о силе Архимеда? Эти же цели мы поставили в начале урока. Приступим к их достижению! Давайте сначала проверим, правильно ли вы дали определение силы Архимеда? Откройте учебник на странице 96-97 и найдите определение. Чем оно отличается? Как вы думаете, куда будет направлена выталкивающая сила? Какая еще сила действует на тело? Куда она направлена? Как вы думаете, можно ли найти силу Архимеда по предыдущему опыту? Верно. Fвыт = Р в воздухе – Р в воде | Мяч всплывает На мяч действует сила со стороны воды Нет, так как цилиндр утонул. Вес тела уменьшился в воде На тело подействовала выталкивающая сила со стороны воды На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости. Записывают в тетради тему урока. От чего она зависит По какой формуле ее можно рассчитать Находят определение в учебнике. Сила действует не только в жидкости, но и газе. Выталкивающая сила направлена вверх. Еще на тело действует сила тяжести, направленная вниз. Из веса тела в воздухе нужно вычесть вес тела в жидкости. Записывают формулу, делают рисунок | 7 |
4 | Разработка проекта выхода из создавшегося затруднения. | Как вы думаете, от каких физических величин зависит выталкивающая сила? (записывает на доске варианты учеников) Как это можно проверить? | понадобятся два тела разной массы, одинакового объема, динамометр, сосуд с водой. Найти вес в воде и воздухе для двух тел, рассчитать выталкивающую силу для тел, сравнить Определить выталкивающую силу для тела, погруженного целиком и наполовину. Сравнить. Понадобятся сосуд с водой, динамометр и тело. Сравнить выталкивающие силы для тела, находящегося на разной глубине. Понадобятся сосуд с водой, динамометр и тело. Опускать тело в разные жидкости, сравнить выталкивающие силы. Понадобятся сосуд с водой и какой-то другой жидкостью, динамометр и тело. Можно взять вместо тела пластилин и рассчитать выталкивающую силу для него. Необходимы: динамометр, сосуд с водой, пластилин. | 5 |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Давайте проверим наши предположения. Для этого разобьемся на группы, и каждая группа проверит одно утверждение. (Учитель делит класс на группы и выдает приборы каждой группе). Задания для групп в приложении | Учащиеся выполняют задания по группам и после проведения экспериментов докладывают о получившихся результатах, записывая на доске (да/нет) | 15 |
6 | Первичное закрепление нового знания. | Давайте сделаем вывод. От каких величин зависит выталкивающая сила? От каких не зависит? Как выталкивающая сила зависит от плотности жидкости? Как выталкивающая сила зависит от объема? Давайте посмотрим, правильно ли мы определили величины, от которых зависит выталкивающая сила. Откройте учебник и найдите от каких величин зависит и не зависит выталкивающая сила. Как это выражается на языке математики? Именно к такому выводу пришел ученый Архимед. В честь него эту силу назвали архимедовой силой. Fa=ρжgVт Fa – сила Архимеда ρж – плотность жидкости Vт – объем тела погруженного в жидкость Н g = 9,8 кг | Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема тела, не зависит от массы, формы тела и глубины погружения. Чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила. Чем больше объем тела, тем больше выталкивающая сила. Находят в учебнике. Записывают формулу и пояснения к ней. | 4 |
7 | Самостоя-тельная работа и проверка по эталону. | Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли данный материал . Откройте тетрадь-тренажер на странице 32.№1-3 Молодцы | Выполняют тест и проверяют свои ответы по образцу. | 4 |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Сделаем вывод: что нового вы нового вы узнали на уроке? Д/з общее: § 37 (вопросы), №7.3, 7.4, 7.7 Индивидуально: Открытия Архимеда вчера и сегодня (презентация, защита) найти в § материал, который не был изложен на уроке (презентация, защита) Поясняет домашнее задание. В заключении урока попробуем провести ещё один эксперимент. Погружаем в воду три тела равного объёма: алюминиевое, деревянное и пенопластовое. Одинаковая ли сила Архимеда действует на эти тела? Почему же результат действия этой силы разный? У нас снова возникла проблема. А это значит, что процесс научного познания продолжается. Попытайтесь дома найти ответы на вопросы, выдвинуть новые гипотезы. А проверим мы их на следующем уроке. | Записывают д/з. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. Наблюдают эксперимент. Отвечают на вопросы. | 3 |
9 | Рефлексия | Задает вопросы: Что вы узнали из сегодняшнего урока? Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными? А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас. На вашем оценочном листе, изображен сосуд с водой, нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок. Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки, дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся. | Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения. Дают оценку своей деятельности на уроке. . | 3 |