Олимпиадные задания для 8 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Какое свойство проявляется не только в живой природе, но и в неживой?:
А) дыхание; Б) рост; В) размножение; Г) обмен веществ.
2. У каких животных одна клетка выполняет функции целого организма?
А) инфузория – туфелька; Б) спирогира; В) улотрикс; Г) фуксия.
3. Назови верное утверждение:
А) популяция – это особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированные от особей других популяций;
Б) почва - это живое вещество биосферы;
В) клетка не является структурной единицей живого;
Г) бактерии имеют неклеточное строение.
4. Наука, изучающая строение и особенности жизнедеятельности бактерий:
А) генетика; Б) цитология; В) микробиология; Г) эмбриология.
5. Неклеточная форма жизни:
А) архебактерии; Б) цианобактерии; В) оксифотобактерии Г) вирусы.
6. Учёные – систематики распределяют живые организмы по группам на основе их:
А) сходства; Б) родства; В) молекулярного состояния; Г) поведения.
7. По какому критерию Карл Линней систематизировал живые организмы?
А) родство; Б) биохимические показатели; В) внешнее сходство;
Г) микроскопическое строение.
8. Близкородственные семейства объединяют в более крупную таксономическую единицу, называемую…
А) подтип (классификация растений); Б) порядок (классификация животных);
В) отряд (классификация растений); Г) отряд (классификация животных).
9. Муреин (вещество клеточной стенки бактерий) - это смесь…
А) полисахаридов; Б) жиров; В) белков; Г) витаминов.
10. У бактерий отсутствует (-ют):
А) клеточная стенка; Б) аппарат Гольджи;
В) цитоплазматическая мембрана; Г) рибосомы.
11. При каких условиях среды бактерии образуют споры?
А) при повышении температуры среды; Б) при переходе к спячке;
В) при изобилии пищевых ресурсов; Г) перед процессом размножения.
12. Прокариоты размножаются
А) делением надвое; Б) мейозом; В) митозом; Г) зооспорами.
13. Бактрии являются возбудителем заболевания…
А) грипп; Б) герпес; В) туберкулёз; Г) ВИЧ.
14. Какой пищевой продукт получают, используя бактерий?
А) лимонную кислоту; Б) агар - агар; В) сыр; Г) спирт.
15. Размножение грибов спорами – это тип …
А) полового размножения; Б) вегетативного размножения;
В) бесполого размножения; Г) полового процесса.
16. Симбиотическая связь между корнями деревьев и грибницей называется
А) спорангием; Б) мицелием; В) гифами; Г) микоризой.
17. Представители какого Отдела грибов образуют плодовые тела?
А) зигомикота; Б)базидиомикота; В) несовершенные грибы;
Г) хитридиомикота
18. Наиболее сложноорганизованное слоевище характерно для лишайников
А) листовых; Б) накипных; В) кустистых; Г) розеточных.
19. Гельминтами называют:
а) всех червей;
б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека;
в) плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
г) круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.
20. Лишайники представляют собой организм:
А)фототрофный; Б) гетеротрофный; В) хемотрофный; Г)автогетеротрофный.
21. Ягель служит кормом для
А) северных оленей; Б) лосей; В) маралов; Г) косуль.
22. Неограниченный рост характерен для
А) вирусов; Б) бактерий; В) растений; Г) животных.
23. Фотосинтетические пигменты водорослей находятся в
А) хроматофорах; Б) митохондриях; В) хлоропластах) Г) центриолях
24. Спорофит производит
А) гаметофит; Б) споры; В) гаметы; Г) спорофит меньшего размера
25. Назовите учёного, который открыл двойное оплодотворение .
А) Н.И. Пирогов; Б) И.И. Мечников В) С.Г. Навашин; Г) Д.И. Менделеев
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Верно, что
1) тело водоросли - слоевище;
2) предками динозавров являются птицы;
3) размножение земноводных связано с водой;
4) кожа птицы имеет множество желёз;
5) эвглена зелёна по способу питания миксотроф.
А) 2,3; Б) 1,2,4; В) 1,3,5; Г) 4,5; Д) 1,3
2. Кровеносная система земноводных
1) с двухкамерным сердцем; 2) с одним кругом кровообращения;
3) с трёхкамерным сердцем; 4) с двумя кругами кровообращения,
5) замкнутая, 6) незамкнутая.
А) 1,2,6; Б) 3, 4,5; В) 1,4,6; Г) 3,4,5; Д) 1,2,5
3. Для рептилий характерно:
1) постоянная температура тела, 4) кожное дыхание,
2) непостоянная температура тела, 5) голая кожа.
3) трех камерное сердце с неполной перегородкой, 6) лёгочное дыхание,
А) 2,3,6 Б) 3, 4,5; В) 1,4,6; Г) 3,4,5; Д) 1,2,6
4. К парнокопытным относятся
1) свинья; 2) лошадь; 3) зебра; 4) коза; 5) пони; 6) лось
А) 1,2,6 Б) 3, 4,5; В) 1,4,6; Г) 3,4,5; Д) 2,3,6
5. Признаки человека, сближающие с млекопитающими
1) тело покрыто шерстью; 2) семь шейных позвонков;
3) теплокровность; 4) внутриутробное развитие плода;
5) выкармливание детёныша молоком; 6) забота о потомстве.
А) 3,4,5; Б) 2,4,5; В) 1,4,6; Г) 1,2,6; Д) 2,3,6
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Ротовой аппарат насекомых различается по строению, в зависимости от способа питания.
2. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.
3. Мартышка, павиан, игрунка относятся к человекообразным обезьянам.
4. Тело речного рака поделено на голову, грудь, брюшко.
5. Латимерия – это двоякодышащая рыба.
6. Огненная саламандра – это представитель класса земноводных.
7. Трахеи пронизывают все тело насекомого.
8. У крокодила четырёхкамерное сердце.
9. На конце брюшка паука есть 4 паутинные бородавки
10. Сегменты груди насекомых несут четыре пары ходильных ног.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2 балла] Установите соответствие между видом животного и классом, к которому оно принадлежит.
Вид: Класс:
1. Тигр Амурский А. Рептилии
2. Краснозобая казарка Б. Млекопитающие
3. Бычок - подкаменщик В. Рыбы
4. Углозуб Сибирский Г. Птицы
5. Анаконда Д. Амфибии
2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между органом и системой, к которой он принадлежит.
Орган: Система органов:
1. Трахеи А. Нервная
2. Зелёная железа Б. Дыхательная
3. Капилляр В. Выделительная
4. Окологлоточное кольцо Г. Кровеносная
Орган | 1 | 2 | 3 | 4 |
Система органов | | | | |
3. [мах. 2 балла] Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен.
Признак: Группа:
1. Растут в течение всей жизни А. Растения
2. Активно перемещаются в пространстве Б. Животные
3. Питаются готовыми органическими веществами
4. Образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Часть 1. [25 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | а | а | в | г | б | в | г | а | б |
11-20 | а | а | в | в | в | г | б | а | б | г |
21-25 | а | в | а | б | в | | | | | |
Часть 2. [10 баллов]
Максимум: 51 балл
1 место – 41 – 51 балл
2 место – 33 - 40 баллов
3 место – 26– 32 балла
Часть 3. [10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" | Х | | | | | Х | Х | Х | Х | |
неправ "НЕТ" | | Х | Х | Х | Х | | | | | Х |
Часть 4. [6 баллов]
1. [2 балла]
Вид | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Класс | Б | Г | В | Д | А |
2. [2 балла]
Орган | 1 | 2 | 3 | 4 |
Система органов | Б | В | Г | А |
2. [2 балла]
Признак | 1 | 2 | 3 | 4 |
Группа | А | Б | Б | А |