СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации выложены задания для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии с учётом методических рекомендаций Министерства образования.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 10 класс»

Олимпиадные задания для 10 класса

по предмету биология (школьный тур)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. Объектом изучения биологии НЕ является:

А) изменение агрегатного состояния воды;

Б) движение цитоплазмы внутри клетки;

В) поведение соседских цыплят;

Г) обмен веществ в нервной клетке.

2. Назовите учёного, впервые сделавшего сравнительно – анатомическое описание человека и обезьяны.

А) Аристотель; Б) Ч. Дарвин В) Теофраст Г) Клавдий Гален

3. Систему классификации растений и животных предложил:

А) К. Линней; Б) Ч. Дарвин В) К.М. Бэр Г) Ж.Б. Ламарк

4. Любой организм способен избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия. Это свойство живого называется:

А) наследственностью; Б) раздражимостью; В) изменчивостью;

Г) самовоспроизведением.

5. Открытия Г. Менделя ознаменовали начало развития такой биологической науки, как

А) цитология; Б) генетика; В) ботаника Г) микробиология.

6. Авторами клеточной теории считают:

А) Т. Шванна и М.Я. Шлейдена; Б) Ч. Дарвина и У. Гарвея;

В) Ж.Б. Ламарка и К. Линнея; Г) Н.И. Вавилова и Г. Менделя.

7. Термин «эволюция» ввёл в науку

А) Ч. Дарвин; Б) Ш. Боннэ; В) К. Маркс; Г) А. Уоллес.

8. Отбор, осуществляемый человеком, называется

А) естественным; Б) стабилизирующим; В) искусственным;

Г) движущим.

9. Искусственный отбор приводит к созданию нового (ой)

А) штамма; Б) рода; В) вида; Г) класса

10. Исходным материалом, как для искусственного, так и для естественного отбора являет (-ют)ся:

А) человек;

Б) благоприятные условия среды;

В) неблагоприятные условия среды;

Г) индивидуальные признаки организма.

11. Предпосылками для создания эволюционной теории Ч. Дарвина послужили открытия:

А) открытие Г. Менделем основных законов наследственности;

Б) закон зародышевого сходства К. Бэра;

В) учение о биосфере Н.И. Вавилова;

Г) открытие периодического закона Д.И. Менделеевым.

12. Биологическое приспособление к условиям среды называется:

А) адаптацией; Б) онтогенезом; В) филогенезом; Г) эволюцией.

13. Какая форма естественного отбора существует?

А) искусственный; Б) движущий; В) внутривидовой; Г) межвидовой.

14. Какой вид адаптации существует?

А) природный; Б) биосферный; В) биохимический; Г) социальный.

15. Генетический критерий вида – это:

А) сходство внутреннего и внешнего строения организма;

Б) характерный для каждого вида набор хромосом;

В) сходство реакций организма на внешние воздействия;

Г) область географического распространения вида.

16. Стабилизирующий отбор действует при:

А) постепенном изменении условий существования видов;

Б) искусственно созданных условиях;

В) неизменных условиях существования организмов;

Г) резких изменениях условий существования видов.

17. Для популяции характерно:

А) полная изоляция от особей других популяций;

Б) отсутствие свободного скрещивания между особями разных популяций;

В) невозможность скрещивания между особями одной популяции;

Г) существование на определённой территории внутри ареала вида.

18. Самой «жёсткой» формой борьбы за существование является:

А) внутривидовая борьба;

Б) межвидовая борьба;

В) борьба с антропогенными факторами;

Г) борьба с неблагоприятными условиями среды.

19. На рисунке представлен портрет ученого, который

считал, что влияние «внешних обстоятельств» одна из

самых важных причин приспособительных изменений

организмов, то есть эволюции растений и животных:

а) К.Ф. Рулье; б) Ж.Б. Ламарк; в) Ч.Р. Дарвин; г) П.С. Паллас.



20. Какие обитатели саванны конкурируют между собой за пищевые ресурсы?

А)гиеновые собаки и тигры; Б) жирафы и антилопы Гну; В) гепарды и львы;

Г) зебры и гиппопотамы.

21. Выберите отношение по типу «хищник – жертва».

А) тигр и кабан; Б) судак и окунь; В) волк и лиса; Г) акула и рыба – лоцман.

22. Главная движущая сила эволюции человека:

А) мутация; Б) появление речи; В) дрейф генов; Г) трудовая деятельность.

23. Термин «раса» в 18 веке ввёл в науку:

А) Ч. Дарвин; Б) Ж. Бюффон; В) Ж.Б. Ламарк; Г) К.Бэр.

24. Какой химический элемент относится к макроэлементам?

А) алюминий; Б) золото; В) марганец; Г) кислород.

25. Содержание воды в эмали зуба:

А) 95%; Б) 71%; В) 10%; Г) 0,1%.

26. Среди перечисленных веществ, по строению не является биополимером:

А) актин; Б) глюкоза; В) гликоген; Г) дезоксирибонуклеиновая кислота.

27. Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, сейчас производят в промышленных масштабах при помощи бактерии Escherichia coli. Этого удалось добиться, применив метод:

А) искусственного мутагенеза; Б) клеточной гибридизации;

В) генной инженерии; Г) клонирования.

28. У детей появляются новые не свойственные родителям признаки, так как:

А) все гаметы родителей разносортные;

Б) при оплодотворении гаметы сливаются случайно;

В) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях;

Г) одну половину генов ребенок получает от отца, а другую – от матери.

29. Фенилкетонурия (ФКН) является генетическим заболеванием, вызванным рецессивной мутацией. Вероятность рождения нормального гетерозиготного ребенка, если оба родителя гетерозиготные по этому признаку составляет:

А) 0; Б) 1/2; В) 2/3; Г) 3/4.

30. Отец не может передать сыну такой признак, как:

А) голубой цвет глаз; Б) фенилкетонурию; В) светлые волосы; Г) дальтонизм.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Верно, что

1) позвоночник – это аналог хорды;

2) позвоночник – это гомолог хорды;

3) хорда имеет энтодермальное происхождение;

4) хорда имеет эктодермальное происхождение;

5) хорда имеет мезодермальное происхождение.

А) 2,3; Б) 1,2,4; В) 1,3,5; Г) 4,5; Д) 1,5

2. Чтобы достичь правой руки, кровь, несущая питательные вещества из кишечника, должна обязательно пройти через:

1) сердце один раз;

2) сердце два раза;

3) левую руку;

4) легкие;

5) печень.

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 1, 3, 5; Г) 2, 3, 4; Д) 2, 4, 5.

3. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:

1) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;

2) выработать механизмы зашиты от высыхания;

3) приспособиться к возросшей силе тяжести;

4) изменить характер передвижения;

5) усложнить органы чувств.

А) 1, 2; Б) 2, 3, 4; В) 2, 4, 5; Г) 1, 3, 4, 5; Д) 1, 2, 3, 4, 5.

4. Рисунок иллюстрирует периодические колебания численности, наблюдавшиеся на протяжении двух десятков лет у популяций хищника и его жертвы. На основании анализа представленных данных можно утверждать, что популяционные волны:

1) находятся в противофазе;

2) никак не связаны друг с другом;

3) полностью совпадают по времени и

амплитуде;

4) у хищника запаздывают по отношению

к жертве;

5) у хищника имеют меньшую амплитуду,

чем у жертвы.

А) 2; Б) 3, 4; В) 4, 5; Г) 1, 3, 5; Д) 1, 4, 5.

5. Эволюция организмов приводит к:

1) разнообразию видов;

2) естественному отбору;

3) возникновению мутаций;

4) адаптации к условиям существования;

5) обязательному повышению организации.

А ) 1, 4; Б) 1, 5; В) 2, 3; Г) 2, 5; Д) 3, 5.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Лимитирующим фактором для растений в пустыне обычно является длина светового дня.

2. Согласно правилу Аллена размеры теплокровных животных в разных популяциях одного вида увеличиваются в направлении с юга на север.

3. Транспирация позволяет растению поглощать энергию солнца.

4. Крылья бабочки и летучей рыбы являются гомологичными органами.

5. Для синтеза белка в клетке обязательно требуется эндоплазматическая сеть.

6. Гормоны могут быть производными белков или липидов.

7. Недостаток солей кальция в организме человека в первую очередь отразиться на его росте.

8. Индивидуальные черты человека зависят исключительно от генотипа, полученного от родителей.

9. Генетическая информация в ДНК кодируется последовательностью фосфатных групп.

10. Женская гетерогаметность характерна для рыб и некоторых млекопитающих.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


1. [мах. 2 балла] Установите соответствие между группой вещества и содержанию веществ в клетке.

Название группы веществ: Содержание вещества в клетке:

1. Макроэлементы А. До 98% от массы клетки

2. Микроэлементы Б. Не превышает 0,000001%

3. Ультрамикроэлементы В. До 0,001%

4. Органогены Г. От 0,001% до 0,000001%


Название группы веществ:


1

2

3

4

Содержание вещества в клетке:






2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.

Функция: Органелла:

1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая

2. Отделяет клетки от межклеточного вещества мембрана

3. Содержит ДНК Б. Ядро

4. Синтезирует белок В. Митохондрия

Г. Рибосома


Функция


1

2

3

4

Органелла






3. [мах. 2 балла] На рисунке представлены различные типы кривых выживания (А – Г). Укажите кому из живых организмов (1 – 5) какая кривая соответствует.

Доля особей, доживших до данного возраста


Организмы:

1) Бегемот

2)Заяц-беляк

3) Устрица

4) Голубь

5) Мятлик (злаки в поле)






Относительный возраст особей

(в % к максимальной продолжительности жизни)


Организмы

1

2

3

4

5

Кривая выживания











ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ


Часть 1. [30 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

г

а

б

б

а

б

в

а

г

11-20

б

а

б

в

б

в

г

а

б

в

21-30

а

г

б

г

в

б

в

в

б

г


Часть 2. [10 баллов]


1

2

3

4

5

1-5

д

д

д

в

а

Максимум: 56 балл


1 место – 45 – 56 балл

2 место – 35 - 44 баллов

3 место – 28– 34 балла





Часть 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав. "ДА"






Х





неправ "НЕТ"

Х

Х

Х

Х

Х


Х

Х

Х

Х


Часть 4. [6 баллов]

1. [2 балла]

Название группы веществ

1

2

3

4

Содержание вещества в клетке

в

г

б

а


2. [2 балла]

Функция

1

2

3

4

Органелла

в

а

б

г


2. [2 балла]

Организмы

1

2

3

4

5

Кривая выживания

А

Б

Г

В

А