Олимпиадные задания для 10 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Объектом изучения биологии НЕ является:
А) изменение агрегатного состояния воды;
Б) движение цитоплазмы внутри клетки;
В) поведение соседских цыплят;
Г) обмен веществ в нервной клетке.
2. Назовите учёного, впервые сделавшего сравнительно – анатомическое описание человека и обезьяны.
А) Аристотель; Б) Ч. Дарвин В) Теофраст Г) Клавдий Гален
3. Систему классификации растений и животных предложил:
А) К. Линней; Б) Ч. Дарвин В) К.М. Бэр Г) Ж.Б. Ламарк
4. Любой организм способен избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия. Это свойство живого называется:
А) наследственностью; Б) раздражимостью; В) изменчивостью;
Г) самовоспроизведением.
5. Открытия Г. Менделя ознаменовали начало развития такой биологической науки, как
А) цитология; Б) генетика; В) ботаника Г) микробиология.
6. Авторами клеточной теории считают:
А) Т. Шванна и М.Я. Шлейдена; Б) Ч. Дарвина и У. Гарвея;
В) Ж.Б. Ламарка и К. Линнея; Г) Н.И. Вавилова и Г. Менделя.
7. Термин «эволюция» ввёл в науку
А) Ч. Дарвин; Б) Ш. Боннэ; В) К. Маркс; Г) А. Уоллес.
8. Отбор, осуществляемый человеком, называется
А) естественным; Б) стабилизирующим; В) искусственным;
Г) движущим.
9. Искусственный отбор приводит к созданию нового (ой)
А) штамма; Б) рода; В) вида; Г) класса
10. Исходным материалом, как для искусственного, так и для естественного отбора являет (-ют)ся:
А) человек;
Б) благоприятные условия среды;
В) неблагоприятные условия среды;
Г) индивидуальные признаки организма.
11. Предпосылками для создания эволюционной теории Ч. Дарвина послужили открытия:
А) открытие Г. Менделем основных законов наследственности;
Б) закон зародышевого сходства К. Бэра;
В) учение о биосфере Н.И. Вавилова;
Г) открытие периодического закона Д.И. Менделеевым.
12. Биологическое приспособление к условиям среды называется:
А) адаптацией; Б) онтогенезом; В) филогенезом; Г) эволюцией.
13. Какая форма естественного отбора существует?
А) искусственный; Б) движущий; В) внутривидовой; Г) межвидовой.
14. Какой вид адаптации существует?
А) природный; Б) биосферный; В) биохимический; Г) социальный.
15. Генетический критерий вида – это:
А) сходство внутреннего и внешнего строения организма;
Б) характерный для каждого вида набор хромосом;
В) сходство реакций организма на внешние воздействия;
Г) область географического распространения вида.
16. Стабилизирующий отбор действует при:
А) постепенном изменении условий существования видов;
Б) искусственно созданных условиях;
В) неизменных условиях существования организмов;
Г) резких изменениях условий существования видов.
17. Для популяции характерно:
А) полная изоляция от особей других популяций;
Б) отсутствие свободного скрещивания между особями разных популяций;
В) невозможность скрещивания между особями одной популяции;
Г) существование на определённой территории внутри ареала вида.
18. Самой «жёсткой» формой борьбы за существование является:
А) внутривидовая борьба;
Б) межвидовая борьба;
В) борьба с антропогенными факторами;
Г) борьба с неблагоприятными условиями среды.
19. На рисунке представлен портрет ученого, который
считал, что влияние «внешних обстоятельств» одна из
самых важных причин приспособительных изменений
организмов, то есть эволюции растений и животных:
а) К.Ф. Рулье; б) Ж.Б. Ламарк; в) Ч.Р. Дарвин; г) П.С. Паллас.
20. Какие обитатели саванны конкурируют между собой за пищевые ресурсы?
А)гиеновые собаки и тигры; Б) жирафы и антилопы Гну; В) гепарды и львы;
Г) зебры и гиппопотамы.
21. Выберите отношение по типу «хищник – жертва».
А) тигр и кабан; Б) судак и окунь; В) волк и лиса; Г) акула и рыба – лоцман.
22. Главная движущая сила эволюции человека:
А) мутация; Б) появление речи; В) дрейф генов; Г) трудовая деятельность.
23. Термин «раса» в 18 веке ввёл в науку:
А) Ч. Дарвин; Б) Ж. Бюффон; В) Ж.Б. Ламарк; Г) К.Бэр.
24. Какой химический элемент относится к макроэлементам?
А) алюминий; Б) золото; В) марганец; Г) кислород.
25. Содержание воды в эмали зуба:
А) 95%; Б) 71%; В) 10%; Г) 0,1%.
26. Среди перечисленных веществ, по строению не является биополимером:
А) актин; Б) глюкоза; В) гликоген; Г) дезоксирибонуклеиновая кислота.
27. Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, сейчас производят в промышленных масштабах при помощи бактерии
Escherichia coli. Этого удалось добиться, применив метод:
А) искусственного мутагенеза; Б) клеточной гибридизации;
В) генной инженерии; Г) клонирования.
28. У детей появляются новые не свойственные родителям признаки, так как:
А) все гаметы родителей разносортные;
Б) при оплодотворении гаметы сливаются случайно;
В) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях;
Г) одну половину генов ребенок получает от отца, а другую – от матери.
29. Фенилкетонурия (ФКН) является генетическим заболеванием, вызванным рецессивной мутацией. Вероятность рождения нормального гетерозиготного ребенка, если оба родителя гетерозиготные по этому признаку составляет:
А) 0; Б) 1/2; В) 2/3; Г) 3/4.
30. Отец не может передать сыну такой признак, как:
А) голубой цвет глаз; Б) фенилкетонурию; В) светлые волосы; Г) дальтонизм.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Верно, что
1) позвоночник – это аналог хорды;
2) позвоночник – это гомолог хорды;
3) хорда имеет энтодермальное происхождение;
4) хорда имеет эктодермальное происхождение;
5) хорда имеет мезодермальное происхождение.
А) 2,3; Б) 1,2,4; В) 1,3,5; Г) 4,5; Д) 1,5
2. Чтобы достичь правой руки, кровь, несущая питательные вещества из кишечника, должна обязательно пройти через:
1) сердце один раз;
2) сердце два раза;
3) левую руку;
4) легкие;
5) печень.
А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 1, 3, 5; Г) 2, 3, 4; Д) 2, 4, 5.
3. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:
1) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;
2) выработать механизмы зашиты от высыхания;
3) приспособиться к возросшей силе тяжести;
4) изменить характер передвижения;
5) усложнить органы чувств.
А) 1, 2; Б) 2, 3, 4; В) 2, 4, 5; Г) 1, 3, 4, 5; Д) 1, 2, 3, 4, 5.


4. Рисунок иллюстрирует периодические колебания численности, наблюдавшиеся на протяжении двух десятков лет у популяций хищника и его жертвы. На основании анализа представленных данных можно утверждать, что популяционные волны:
1) находятся в противофазе;
2) никак не связаны друг с другом;
3) полностью совпадают по времени и
амплитуде;
4) у хищника запаздывают по отношению
к жертве;
5) у хищника имеют меньшую амплитуду,
чем у жертвы.
А) 2; Б) 3, 4; В) 4, 5; Г) 1, 3, 5; Д) 1, 4, 5.
5. Эволюция организмов приводит к:
1) разнообразию видов;
2) естественному отбору;
3) возникновению мутаций;
4) адаптации к условиям существования;
5) обязательному повышению организации.
А ) 1, 4; Б) 1, 5; В) 2, 3; Г) 2, 5; Д) 3, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Лимитирующим фактором для растений в пустыне обычно является длина светового дня.
2. Согласно правилу Аллена размеры теплокровных животных в разных популяциях одного вида увеличиваются в направлении с юга на север.
3. Транспирация позволяет растению поглощать энергию солнца.
4. Крылья бабочки и летучей рыбы являются гомологичными органами.
5. Для синтеза белка в клетке обязательно требуется эндоплазматическая сеть.
6. Гормоны могут быть производными белков или липидов.
7. Недостаток солей кальция в организме человека в первую очередь отразиться на его росте.
8. Индивидуальные черты человека зависят исключительно от генотипа, полученного от родителей.
9. Генетическая информация в ДНК кодируется последовательностью фосфатных групп.
10. Женская гетерогаметность характерна для рыб и некоторых млекопитающих.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2 балла] Установите соответствие между группой вещества и содержанию веществ в клетке.
Название группы веществ: Содержание вещества в клетке:
1. Макроэлементы А. До 98% от массы клетки
2. Микроэлементы Б. Не превышает 0,000001%
3. Ультрамикроэлементы В. До 0,001%
4. Органогены Г. От 0,001% до 0,000001%
Название группы веществ: | 1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание вещества в клетке: | | | | |
2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.
Функция: Органелла:
1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая
2. Отделяет клетки от межклеточного вещества мембрана
3. Содержит ДНК Б. Ядро
4. Синтезирует белок В. Митохондрия
Г. Рибосома
Функция | 1 | 2 | 3 | 4 |
Органелла | | | | |
3. [мах. 2 балла] На рисунке представлены различные типы кривых выживания (А – Г). Укажите кому из живых организмов (1 – 5) какая кривая соответствует.
Доля особей, доживших до данного возраста
Организмы:
1) Бегемот
2)Заяц-беляк
3) Устрица
4) Голубь
5) Мятлик (злаки в поле)
Относительный возраст особей
(в % к максимальной продолжительности жизни)
Организмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кривая выживания | | | | | |
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Часть 1. [30 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | а | г | а | б | б | а | б | в | а | г |
11-20 | б | а | б | в | б | в | г | а | б | в |
21-30 | а | г | б | г | в | б | в | в | б | г |
Часть 2. [10 баллов]
Максимум: 56 балл
1 место – 45 – 56 балл
2 место – 35 - 44 баллов
3 место – 28– 34 балла
Часть 3. [10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" | | | | | | Х | | | | |
неправ "НЕТ" | Х | Х | Х | Х | Х | | Х | Х | Х | Х |
Часть 4. [6 баллов]
1. [2 балла]
Название группы веществ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание вещества в клетке | в | г | б | а |
2. [2 балла]
Функция | 1 | 2 | 3 | 4 |
Органелла | в | а | б | г |
2. [2 балла]
Организмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кривая выживания | А | Б | Г | В | А |