Олимпиадные задания для 11 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Рисунок иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства:

а) обмен веществ; б) раздражимость; в) размножение; г) движение.
2. Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:
а) единством происхождения объектов живой и неживой природы;
б) единством происхождения представителей всех царств живых организмов;
в) приспособительным характером живого к различным условиям окружающей среды;
г) возможностью существования воды, как основного структурного компонента живых организмов в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.
3. В результате воздействия раствора йода на исследуемые образцы клеток растений, в случае содержания в них крахмала, будет наблюдаться:
а) синее окрашивание; б) розовое окрашивание; в) зеленое окрашивание;
г) обесцвечивание образца.
4. В благоприятных условиях спора бактерии:
а) погибает;
б) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
в) прорастает в новую бактериальную клетку;
г) сливается с другой спорой с последующим делением.
5. Характерной чертой строения клеток многих грибов является:
а) наличие хитина в оболочке;
б) содержание крахмала в вакуолях;
в) отсутствие рибосом в цитоплазме;
г) содержание гликогена в пластидах.
6. У дрожжей мицелий:
а) отсутствует; б) многоклеточный;
в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.
7. Спасти отравившегося грибами человека очень трудно, так как их токсины:
а) очень ядовиты; б) очень трудно распознать;
в) токсины этих грибов быстро всасываются в кровь;
г) вызывают симптомы отравления спустя 12 – 20 часов, когда их действие необратимо.
8. По выражению одного из основоположников микробиологии, французского ученого Луи Пастера, «брожение – это жизнь без кислорода». На Руси этот процесс издревле использовали для приготовления различных продуктов питания и напитков, а также для заготовки овощей впрок. Квашение – это разновидность брожения:
а) молочнокислого; б) маслянокислого; в) уксуснокислого; г) спиртового
9. Основным запасным веществом у животных и грибов является:
а) гликоген; б) крахмал; в) глюкоза; г) пектин.
10. «Бродяжка» – одно из названий стадии жизненного цикла многих водорослей и некоторых грибов (см. рисунок). Данная стадия жизненного цикла характерна для:
а) головни; б) порфиры; в) фитофторы;
г) филлофоры.
11. Яйцеклетка в семязачатке завязи цветка оплодотворяется:
а) пыльцевым зерном; б) вегетативным ядром пыльцевого зерна;
в) генеративным ядром пыльцевого зерна;
г) одним из спермиев, образовавшихся при делении генеративного ядра.
12. Прививки используют для размножения растений в связи с тем, что:
а) это более быстрый способ размножения, чем другие;
б) в результате получают более крепкие и здоровые растения;
в) при этом сохраняется желаемый набор генетических признаков;
г) от данного растения можно получить больше прививочного материала, чем семян.
13. Представленный на рисунке объект является:
а) листоватым лишайником;
б) кустистым лишайником;
в) накипным лишайником;
г) печеночным мхом.
14. Изображенный на рисунке (см. задание выше) организм размножается:
а) зооспорами; б) семенами; в) пыльцой; г) спорами.
15. Растение, представленное на рисунке 1, относят к:

Рис.1 Рис.2
а) губоцветным; б) розоцветным; в) пасленовым; г) лилейным.

16. Формула цветка, представленного на рисунке 2:
а) *Ч2Л4Т6П(2); б) *Ч4Л4Т4П(2);
в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2); г) *Ч4Л4Т8П(2).
17. Растение, семена которого богаты белками:
а) фасоль; б) пшеница; в) кукуруза; г) подсолнечник.
18. Рассыпчатость спелого яблока объясняется:
а) появлением в процессе созревания межклетников;
б) разрушением межклеточного вещества;
в) прекращением роста клеток;
г) разрушением части клеток. Рис.3
19. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке 3 . Это растение:
а) лилия; б) чеснок; в) нарцисс; г) гладиолус.

20. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление:
а) фотопериодизм; б) хемотропизм;
в) геотропизм; г) фотонастия.
21. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) жгутиконосцы; б) корненожки; в) солнечники; г) споровики.
22. Транспортную функцию в организме насекомых выполняет:
а) кровь; б) лимфа; в) гемолимфа; г) гидролимфа.
23. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, личинкой жука является:
а) мотыль; б) артемия; в) трубочник; г) мучной червь.
24. У насекомых с неполным превращением в отличие от насекомых с полным превращением:
а) имеются все стадии развития; б) отсутствует стадия личинки;
в) отсутствует стадия куколки; г) отсутствует стадия имаго.

25. У моллюсков кровь очищается от отработанных продуктов обмена в органе, обозначенным на рисунке цифрой:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
26. Характерной чертой многих эндопаразитов человека и животных является наличие у них органов прикрепления к хозяину. Органы прикрепления у человеческой аскариды:
а) губы; б) крючки; в) присоски; г) отсутствуют.
27. Органы слуха и равновесия у рака расположены:
а) в основании длинных усиков; б) в основании кротких усиков;
в) в основании клешней; г) на брюшке.
28. Особенность пищеварительной системы паука:
а) замкнутость; б) наличие печени; в) желудок с хитиновыми зубцами;
г) частично наружное пищеварение.
29. Обыкновенный таймень (
Hucho taimen) – самый крупный представитель семейства лососёвых, достигающий 1,5-2 м длины и 60-80 кг веса. Исходя из особенностей обитания, его можно отнести к рыбам:
а) жилым; б) морским; в) проходными; г) полупроходным.

30. После начала насиживания яиц курицей, цыплята выклевываются к концу:
а) второй недели; б) третьей недели;
в) четвертой недели; г) пятой недели.
31. Ядра блуждающих нервов находятся в:
а) подкорке больших полушарий; б) промежуточном мозге;
в) продолговатом мозге; г) коре мозжечка.
32. Физиологические растворы хлорида натрия (поваренной соли) могут применяться в качестве средства для коррекции состояния при обезвоживании организма, для растворения некоторых лекарственных препаратов и др. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор:
а) сморщиваются; б) набухают и лопаются; в) слипаются друг с другом;
г) остаются без внешних изменений.
33. Эритроциты крови вырабатываются в:
а) печени; б) селезенке; в) лимфатических узлах; г) красном костном мозге.
34. Эпителий на поверхности тела:
а) однослойный; б) двухслойный; в) многослойный ороговевающий;
г) многослойный неороговевающий.
35. Характерным признаком эпителиальной ткани является:
а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;
б) быстрая регенерация поврежденных клеток;
в) наличие плотной клеточной оболочки;
г) развитие из эктодермы.
36. Планктоном называются организмы:
а) живущие на поверхности воды; б) пассивно парящие в толще воды;
в) активно плавающие; г) донные.
37. Окрас у каждой особи жирафа уникален, подобно отпечаткам пальцев человека. Обычно рисунок на верхней части тела состоит из тёмных пятен, выделяющихся от более светлого оттенка базовой окраски, а нижняя часть тела более светлая и без пятен. Такая окраска является примером:
а) отпугивающей окраски; б) предупреждающей окраски;
в) покровительственной окраски;
г) активного средства защиты от хищников
38. Паразитизм – один из вариантов симбиотических отношений между организмами. Примером могут быть отношения между:
а) волком и зайцем; б) актинией и раком-отшельником;
в) елью и светолюбивыми травами; г) водорослью и грибом в лишайнике.
39. Животные многих видов способны принимать позы, при которых их кажущиеся размеры увеличиваются. Такое поведение способствует ослаблению внутривидовых, а в ряде случаев и межвидовых конфликтов. Показанные на рисунке сиамские бойцовые рыбки
(Betta splendens) демонстрируют такие позы на изображениях под номерами (
ж – жаберная крышка):
а) 1 и 2; б) 2 и 3; в) 3 и 4; г) только 4.
40. Изображенные на рисунке животные являются особями:
а) двух видов одного отряда;
б) трех видов, но двух отрядов;
в) трех разных видов и отрядов;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях
окружающей среды.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Мейозом могут делиться клетки:
1. гаплоидные; 2. диплоидные; 3. триплоидные; 4. тетраплоидные;
5. гексаплоидные.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 4, 5.
2. В состав рибосомы (см. рисунок) входят компоненты:
1. мембраны;

2. углеводы;
3. белки;
4. жиры;
5. РНК.
а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.
3 Лишайники – группа симбиотических организмов, насчитывающая более двух десятков тысяч видов. В состав тела лишайника входит образующий его слоевище гриб (микобионт), внутри которого располагаются клетки другого организма, выполняющего роль фотобионта. Функции фотобионта в лишайнике могут выполнять:
1. грибы; 2. цианобактерии; 3. бурые водоросли; 4. зеленые водоросли;
5. красные водоросли.
а) 1, 4; б) 2, 3; в) 2, 4; г) 3, 4; д) 4, 5.
4. Среди клещей есть хищники, растительноядные клещи и паразиты, это значит, они используют для питания разные субстраты. Типы ротовых аппаратов, встречающиеся у клещей:

1. лижущий; 2. грызущий; 3. колюще-сосущий;
4. трубчато-сосущий; 5. грызущее-лижущий.
а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.

5. У зайца-беляка (см. рисунок) имеются следующие функциональные группы зубов:
1. резцы;
2. клыки;
3. коренные;
4. глоточные;
5. предкоренные.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Цианобактерии отличаются от других групп бактерий способностью существовать в среде без кислорода.
2. Сапротрофные бактерии могут осуществлять процессы гниения и брожения.
3. Вирусы отличаются от бактерий тем, что они не могут самостоятельно синтезировать белки.
4. Защищаясь от вирусов, клетки вырабатывают белок интерферон.
5. Половое поколение папоротника развивается из зиготы.
6. Пробка относится к образовательной ткани.
7. В природе для одуванчика более характерно вегетативное размножение, чем половое.
8. Развитие из семени – общий признак голосеменных и покрытосеменных растений.
9. Как и всех червей у бабочек отсутствуют ходильные конечности.
10. У головоногих моллюсков отсутствует личиночная стадия развития.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2 балла] . Рассмотрите рисунок «Зоны корня». Соотнесите условные обозначения (1–6) с названиями зон/структур (А–Е), которые обозначают.
Зоны/структуры корня:
А – зона деления;
Б – зона всасывания;
В – зона проведения;
Г – зона растяжения;
Д – корневой чехлик;
Е – корневой волосок.
Условные обозначения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Зоны | | | | | | |
2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.
Функция: Органелла:
1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая
2. Отделяет клетки от межклеточного вещества мембрана
3. Содержит ДНК Б. Ядро
4. Синтезирует белок В. Митохондрия
Г. Рибосома
Функция | 1 | 2 | 3 | 4 |
Органелла | | | | |
3. [мах. 2 балла] На рисунке представлены различные типы кривых выживания (А – Г). Укажите кому из живых организмов (1 – 5) какая кривая соответствует.
Доля особей, доживших до данного возраста
Организмы:
1) Бегемот
2)Заяц-беляк
3) Устрица
4) Голубь
5) Мятлик (злаки в поле)
Относительный возраст особей
(в % к максимальной продолжительности жизни)
Организмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кривая выживания | | | | | |
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Часть 1. [40 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | г | в | а | в | а | а | г | а | а | в |
11-20 | г | в | г | г | б | в | а | б | б | в |
21-30 | г | в | г | в | г | г | б | г | а | б |
31-40 | в | г | г | в | б | б | в | г | в | в |
Часть 2. [10 баллов]
Максимум: 66 балл
1 место – 53 – 66 балл
2 место – 42 - 54 баллов
3 место – 33– 41 балла
Часть 3. [10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" | | Х | Х | Х | | | | Х | | |
неправ "НЕТ" | Х | | | | Х | Х | Х | | Х | Х |
Часть 4. [6 баллов]
1. [2 балла]
Условные обозначения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Зоны/структуры | В | Б | Г | А | Е | Д |
2. [2 балла]
Функция | 1 | 2 | 3 | 4 |
Органелла | в | а | б | г |
2. [2 балла]
Организмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кривая выживания | А | Б | Г | В | А |