СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации выложены задания для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии с учётом методических рекомендаций Министерства образования.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 11 класс»

Олимпиадные задания для 11 класса

по предмету биология (школьный тур)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Рисунок иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства:



а) обмен веществ; б) раздражимость; в) размножение; г) движение.

2. Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:

а) единством происхождения объектов живой и неживой природы;

б) единством происхождения представителей всех царств живых организмов;

в) приспособительным характером живого к различным условиям окружающей среды;

г) возможностью существования воды, как основного структурного компонента живых организмов в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.

3. В результате воздействия раствора йода на исследуемые образцы клеток растений, в случае содержания в них крахмала, будет наблюдаться:

а) синее окрашивание; б) розовое окрашивание; в) зеленое окрашивание;

г) обесцвечивание образца.

4. В благоприятных условиях спора бактерии:

а) погибает;

б) делится, образуя 3 – 6 новых спор;

в) прорастает в новую бактериальную клетку;

г) сливается с другой спорой с последующим делением.

5. Характерной чертой строения клеток многих грибов является:

а) наличие хитина в оболочке;

б) содержание крахмала в вакуолях;

в) отсутствие рибосом в цитоплазме;

г) содержание гликогена в пластидах.

6. У дрожжей мицелий:

а) отсутствует; б) многоклеточный;

в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.

7. Спасти отравившегося грибами человека очень трудно, так как их токсины:

а) очень ядовиты; б) очень трудно распознать;

в) токсины этих грибов быстро всасываются в кровь;

г) вызывают симптомы отравления спустя 12 – 20 часов, когда их действие необратимо.

8. По выражению одного из основоположников микробиологии, французского ученого Луи Пастера, «брожение – это жизнь без кислорода». На Руси этот процесс издревле использовали для приготовления различных продуктов питания и напитков, а также для заготовки овощей впрок. Квашение – это разновидность брожения:

а) молочнокислого; б) маслянокислого; в) уксуснокислого; г) спиртового

9. Основным запасным веществом у животных и грибов является:

а) гликоген; б) крахмал; в) глюкоза; г) пектин.

10. «Бродяжка» – одно из названий стадии жизненного цикла многих водорослей и некоторых грибов (см. рисунок). Данная стадия жизненного цикла характерна для:

а) головни; б) порфиры; в) фитофторы;

г) филлофоры.

11. Яйцеклетка в семязачатке завязи цветка оплодотворяется:

а) пыльцевым зерном; б) вегетативным ядром пыльцевого зерна;

в) генеративным ядром пыльцевого зерна;

г) одним из спермиев, образовавшихся при делении генеративного ядра.

12. Прививки используют для размножения растений в связи с тем, что:

а) это более быстрый способ размножения, чем другие;

б) в результате получают более крепкие и здоровые растения;

в) при этом сохраняется желаемый набор генетических признаков;

г) от данного растения можно получить больше прививочного материала, чем семян.

13. Представленный на рисунке объект является:

а) листоватым лишайником;

б) кустистым лишайником;

в) накипным лишайником;

г) печеночным мхом.


14. Изображенный на рисунке (см. задание выше) организм размножается:

а) зооспорами; б) семенами; в) пыльцой; г) спорами.

15. Растение, представленное на рисунке 1, относят к:

Рис.1 Рис.2

а) губоцветным; б) розоцветным; в) пасленовым; г) лилейным.

16. Формула цветка, представленного на рисунке 2:

а) *Ч2Л4Т6П(2); б) *Ч4Л4Т4П(2);

в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2); г) *Ч4Л4Т8П(2).

17. Растение, семена которого богаты белками:

а) фасоль; б) пшеница; в) кукуруза; г) подсолнечник.

18. Рассыпчатость спелого яблока объясняется:

а) появлением в процессе созревания межклетников;

б) разрушением межклеточного вещества;

в) прекращением роста клеток;

г) разрушением части клеток. Рис.3

19. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке 3 . Это растение:

а) лилия; б) чеснок; в) нарцисс; г) гладиолус.

20. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление:

а) фотопериодизм; б) хемотропизм;

в) геотропизм; г) фотонастия.

21. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а) жгутиконосцы; б) корненожки; в) солнечники; г) споровики.

22. Транспортную функцию в организме насекомых выполняет:

а) кровь; б) лимфа; в) гемолимфа; г) гидролимфа.

23. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, личинкой жука является:

а) мотыль; б) артемия; в) трубочник; г) мучной червь.

24. У насекомых с неполным превращением в отличие от насекомых с полным превращением:

а) имеются все стадии развития; б) отсутствует стадия личинки;

в) отсутствует стадия куколки; г) отсутствует стадия имаго.

25. У моллюсков кровь очищается от отработанных продуктов обмена в органе, обозначенным на рисунке цифрой:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.







26. Характерной чертой многих эндопаразитов человека и животных является наличие у них органов прикрепления к хозяину. Органы прикрепления у человеческой аскариды:

а) губы; б) крючки; в) присоски; г) отсутствуют.

27. Органы слуха и равновесия у рака расположены:

а) в основании длинных усиков; б) в основании кротких усиков;

в) в основании клешней; г) на брюшке.

28. Особенность пищеварительной системы паука:

а) замкнутость; б) наличие печени; в) желудок с хитиновыми зубцами;

г) частично наружное пищеварение.

29. Обыкновенный таймень (Hucho taimen) – самый крупный представитель семейства лососёвых, достигающий 1,5-2 м длины и 60-80 кг веса. Исходя из особенностей обитания, его можно отнести к рыбам:

а) жилым; б) морским; в) проходными; г) полупроходным.

30. После начала насиживания яиц курицей, цыплята выклевываются к концу:

а) второй недели; б) третьей недели;

в) четвертой недели; г) пятой недели.



31. Ядра блуждающих нервов находятся в:

а) подкорке больших полушарий; б) промежуточном мозге;

в) продолговатом мозге; г) коре мозжечка.

32. Физиологические растворы хлорида натрия (поваренной соли) могут применяться в качестве средства для коррекции состояния при обезвоживании организма, для растворения некоторых лекарственных препаратов и др. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор:

а) сморщиваются; б) набухают и лопаются; в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

33. Эритроциты крови вырабатываются в:

а) печени; б) селезенке; в) лимфатических узлах; г) красном костном мозге.

34. Эпителий на поверхности тела:

а) однослойный; б) двухслойный; в) многослойный ороговевающий;

г) многослойный неороговевающий.

35. Характерным признаком эпителиальной ткани является:

а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;

б) быстрая регенерация поврежденных клеток;

в) наличие плотной клеточной оболочки;

г) развитие из эктодермы.

36. Планктоном называются организмы:

а) живущие на поверхности воды; б) пассивно парящие в толще воды;

в) активно плавающие; г) донные.

37. Окрас у каждой особи жирафа уникален, подобно отпечаткам пальцев человека. Обычно рисунок на верхней части тела состоит из тёмных пятен, выделяющихся от более светлого оттенка базовой окраски, а нижняя часть тела более светлая и без пятен. Такая окраска является примером:

а) отпугивающей окраски; б) предупреждающей окраски;

в) покровительственной окраски;

г) активного средства защиты от хищников

38. Паразитизм – один из вариантов симбиотических отношений между организмами. Примером могут быть отношения между:

а) волком и зайцем; б) актинией и раком-отшельником;

в) елью и светолюбивыми травами; г) водорослью и грибом в лишайнике.

39. Животные многих видов способны принимать позы, при которых их кажущиеся размеры увеличиваются. Такое поведение способствует ослаблению внутривидовых, а в ряде случаев и межвидовых конфликтов. Показанные на рисунке сиамские бойцовые рыбки (Betta splendens) демонстрируют такие позы на изображениях под номерами (ж – жаберная крышка):

а) 1 и 2; б) 2 и 3; в) 3 и 4; г) только 4.

40. Изображенные на рисунке животные являются особями:

а) двух видов одного отряда;

б) трех видов, но двух отрядов;

в) трех разных видов и отрядов;

г) одного вида, но обитающие в разных условиях

окружающей среды.






Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Мейозом могут делиться клетки:

1. гаплоидные; 2. диплоидные; 3. триплоидные; 4. тетраплоидные;

5. гексаплоидные.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 4, 5.

2. В состав рибосомы (см. рисунок) входят компоненты:

1. мембраны;

2. углеводы;

3. белки;

4. жиры;

5. РНК.

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.





3 Лишайники – группа симбиотических организмов, насчитывающая более двух десятков тысяч видов. В состав тела лишайника входит образующий его слоевище гриб (микобионт), внутри которого располагаются клетки другого организма, выполняющего роль фотобионта. Функции фотобионта в лишайнике могут выполнять:

1. грибы; 2. цианобактерии; 3. бурые водоросли; 4. зеленые водоросли;

5. красные водоросли.

а) 1, 4; б) 2, 3; в) 2, 4; г) 3, 4; д) 4, 5.

4. Среди клещей есть хищники, растительноядные клещи и паразиты, это значит, они используют для питания разные субстраты. Типы ротовых аппаратов, встречающиеся у клещей:

1. лижущий; 2. грызущий; 3. колюще-сосущий;

4. трубчато-сосущий; 5. грызущее-лижущий.

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.


5. У зайца-беляка (см. рисунок) имеются следующие функциональные группы зубов:

1. резцы;

2. клыки;

3. коренные;

4. глоточные;

5. предкоренные.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4;

д) 2, 4, 5.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Цианобактерии отличаются от других групп бактерий способностью существовать в среде без кислорода.

2. Сапротрофные бактерии могут осуществлять процессы гниения и брожения.

3. Вирусы отличаются от бактерий тем, что они не могут самостоятельно синтезировать белки.

4. Защищаясь от вирусов, клетки вырабатывают белок интерферон.

5. Половое поколение папоротника развивается из зиготы.

6. Пробка относится к образовательной ткани.

7. В природе для одуванчика более характерно вегетативное размножение, чем половое.

8. Развитие из семени – общий признак голосеменных и покрытосеменных растений.

9. Как и всех червей у бабочек отсутствуют ходильные конечности.

10. У головоногих моллюсков отсутствует личиночная стадия развития.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


1. [мах. 2 балла] . Рассмотрите рисунок «Зоны корня». Соотнесите условные обозначения (1–6) с названиями зон/структур (А–Е), которые обозначают.

Зоны/структуры корня:

А – зона деления;

Б – зона всасывания;

В – зона проведения;

Г – зона растяжения;

Д – корневой чехлик;

Е – корневой волосок.








Условные обозначения

1

2

3

4

5

6

Зоны








2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.

Функция: Органелла:

1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая

2. Отделяет клетки от межклеточного вещества мембрана

3. Содержит ДНК Б. Ядро

4. Синтезирует белок В. Митохондрия

Г. Рибосома


Функция


1

2

3

4

Органелла






3. [мах. 2 балла] На рисунке представлены различные типы кривых выживания (А – Г). Укажите кому из живых организмов (1 – 5) какая кривая соответствует.

Доля особей, доживших до данного возраста


Организмы:

1) Бегемот

2)Заяц-беляк

3) Устрица

4) Голубь

5) Мятлик (злаки в поле)


















Относительный возраст особей

(в % к максимальной продолжительности жизни)


Организмы

1

2

3

4

5

Кривая выживания
























ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ


Часть 1. [40 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

г

в

а

в

а

а

г

а

а

в

11-20

г

в

г

г

б

в

а

б

б

в

21-30

г

в

г

в

г

г

б

г

а

б

31-40

в

г

г

в

б

б

в

г

в

в


Часть 2. [10 баллов]


1

2

3

4

5

1-5

д

д

в

в

в

Максимум: 66 балл


1 место – 53 – 66 балл

2 место – 42 - 54 баллов

3 место – 33– 41 балла





Часть 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав. "ДА"


Х

Х

Х




Х



неправ "НЕТ"

Х




Х

Х

Х


Х

Х


Часть 4. [6 баллов]

1. [2 балла]

Условные обозначения

1

2

3

4

5

6

Зоны/структуры

В

Б

Г

А

Е

Д


2. [2 балла]

Функция

1

2

3

4

Органелла

в

а

б

г


2. [2 балла]

Организмы

1

2

3

4

5

Кривая выживания

А

Б

Г

В

А