Занятие 4
Тема Дружба
Результаты деятельности
Личностный результат - научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.
Метапредметные результаты:
-регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
-познавательные - умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
-коммуникативные - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.
Предметный результат - знать важные для дружбы качества, связь дружбы и социального здоровья.
Цель - через анализ жизненных ситуаций научить обучающихся дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Форма представления результата
Копилка пословиц о дружбе и друзьях.
Теоретические положения
Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребёнок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, «другом» может стать любимая игрушка. Друзьями подростков являются, как правило, сверстники. Умение отличить дружбу от комфортного подчинения давлению сверстников является защитным фактором употребления психоактивных веществ.
Словарь
Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
Материалы для занятия
Ватман, маркеры, рабочие тетради, рисунок солнышка, рисунки (солнышко, облако, цветок и один рисунок грозовой тучи)
Ход занятия
1. Упражнение энергизатор.
Добрый день! Сегодня наше занятие мы начнём необычно. Предлагаю всем сыграть в игру «Миксер». Это упражнение поможет вам настроиться на активную плодотворную работу.
Встаньте все в круг.
Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.
Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть зелёный цвет.
Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.
Поменяйтесь местами те, у кого день рождения летом.
- Я рада видеть ваши добрые улыбки, а сейчас нужно человеку, стоящему рядом передовая сердечко, посмотреть в глаза и сказать добрые слова, можно комплимент.
Притча
притчах собрана народная мудрость.
- Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться, прочитав притчу?
Определение темы занятия;
- Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие?
-На какие вопросы хотели бы получить ответ?
2.Наше занятие посвящено близким отношениям людей - дружбе. Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, постараемся сформулировать правила дружбы и узнать как дружба связана со здоровьем.
3.Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Перечислите существительные, которые подходят по смыслу к прилагательным:
«Аукцион»
дружный (класс, отряд, хор, коллектив),
дружная (семья, команда),
дружные (ребята, соседи, девочки и мальчики, братья и сёстры).
2.Мозговой штурм
- Сейчас попробуйте подумать над вопросом, что значит « дружба »?
- Начните со слов « Дружба – это…»
Дать понятия слову «Дружба»
- У вас лежат толковые словари. Возьмите их и найдите в них лексическое значение слова « Дружба». Значение этого слова запишем на доске. «Дружба - это …
– Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, привязанности, общности интересов. (Составить из разрезанных частей).
– Для чего нужна дружба?
– Совершенно верно, для того, чтобы легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, чтобы меньше ошибаться, меньше совершать плохих поступков.
– Все ли живущие дружно могут быть друзьями?
– Что лежит в основе дружбы? (Умение понимать друг друга, уступать друг другу, взаимоуважение, умение прощать чужие ошибки).
3. Упражнение энергизатор. (Распределение по группам)
Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами.
Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Легко ли жить одному, без друзей?
- Какой рисунок у вас на спине? (ученик с тучкой выбирает другой рисунок и присоединяется к любой группе)
Вывод: одному плохо, в кругу друзей легче решить трудные вопросы.
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». О дружбе создано много пословиц. И следующее задание вспомнить пословицы о дружбе и собрать их.
4.Кооперативное обучение.
- У вас на столе лист, на котором написано начало, половина пословиц, и карточки, где продолжение, другая половина пословиц, которую клеите к первой.
( Звучит музыка о дружбе).
1 группа
* Нет друга – ищи … … /а нашёл – береги /.
* Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
* Дружбой дорожи, забывать … … /её не спеши/.
* Человек без друзей … …/что дерево без корней/.
* Дружба - как стекло … … /разобьёшь - не сложишь/.
2 группа
* Старый друг … … / лучше новых двух/.
* Дружба не гриб, … … /в лесу не найдёшь/.
* Дерево живёт корнями, … … /а человек друзьями/.
* Друга – ищи, … … /а найдёшь – береги/.
* Друг за друга стой, … … /выиграешь бой/.
3 группа
* Доброе братство … … /лучшее богатство/.
* Друг лучше старый, … … /а платье новое/.
* Недруг поддакивает, … … /а друг спорит/.
* Один за всех … … /и все за одного/.
* Скажи мне кто твой друг … (и я скажу кто ты).
- А теперь эти пословицы приклейте на ватман.
5.Кооперативное обучение.
1.Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
Вывод: Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
2.Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.
Вывод: Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.
3.Коля часто при всех высмеивает своего одноклассника Мишу. Он подчёркивает своё превосходство и недостатки Миши.
-Можно ли назвать Колю настоящим другом?
Вывод: Не критиковать друга в присутствии других людей.
6. Ролевое моделирование.
Группы готовятся к выступлению.
Рассказ «Друзья»
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Вывод:
Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Дружить нужно потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые!- с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвалилась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? – удивилась Соня. Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Вывод: Умей сопереживать другу, поддерживать его.
Рассказ «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться плащом,- сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.
Вывод
Необходимо помогать другу в трудную минуту.
11.Работа в тетради.
Опираясь на информацию из задания 13, обсудить в группах:
1 группа: Что отличает дружных людей?
2 группа: Что несвойственно дружеским отношениям?
3 группа: Составить правила дружбы.
Отношения, характерные для дружбы | Отношения, нехарактерные для дружбы |
Доверие Искренность Взаимопонимание Взаимопомощь Верность Справедливость | Зависть Драки Насмешки Предательство Грубость Враньё |
Прикрепляют ватманы на доску и объясняют.
- Почему отношения из второй колонки несовместимы с дружбой?
- Почему отношения из первой колонки укрепляют дружбу?
Вывод: дружбу можно укреплять своим отношением к другу, поступками. Дружбу также очень легко разрушить, например, дракой или постоянными насмешками.
Прикалывают на доску.
Учащиеся предлагают свои предложения, из которых вместе составляются Правила дружбы:
1. Помоги другу в трудной ситуации.
2. Не обманывай друга, будь с ним честен.
3. Умей с другом разделить радость.
4. Умей признать ошибки друга и помириться с ним.
5. Останови друга, если он делает что-то плохое.
6. Не унижай своего друга.
7. Будь терпеливым и внимательным.
Результаты работы в группах прикрепляем на доску.
Вывод
Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?
А теперь подумаем, можно ли как-то избавиться от плохих качеств. (Ребята выступают с предложениями). А пока вы думаете, я хочу рассказать вам еще одну историю.
Когда-то на землю прилетели волшебные птицы (показывает на доску, трансформирует деревья и листья в птиц). Они принесли человеческие желания и помыслы, как волшебные семена, которые были посеяны по всему миру. И выросли из них цветы - человеческие души. Некоторые из них были прекрасными - ведь из добрых желаний вырастают красивые качества, а из некоторых выросли только сорняки и крапива... Ведь злые помыслы рождают только злые поступки (учитель раздает семена детям). А какие деревья вырастут из ваших семян?
Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим другом, прекрасным человеком, что сорняков в нашем классе нет, и не будет.
На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.
У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и прочитает пожелание.
И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания.
1Кто в дружбу верит горячо,
2Кто рядом чувствует плечо.
3Тот никогда не упадёт,
4В любой беде не пропадёт,
5А если и споткнётся вдруг,
6То встать ему поможет друг!
7Всегда в беде надёжный друг
8Ему протянет руку.
- Чему было посвящёно наше занятие?
Вывод
________________________________________________________
Умение дружить играет для здоровья важную роль. Ведь когда человек доволен жизнью, он радуется, веселится – он здоров. Поэтому здоровье – это не только отсутствие болезней в организме, но также и эмоциональное благополучие человека.
Рефлексия
Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии, в жизни?
Закончи предложения:
- Мне больше всего понравилось?
-Мне меньше всего понравилось?
-Я узнал/а …………
-Ещё я хотел/а бы узнать………
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
Упражнение – энергизатор
Приглашаю вас на игру “ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА”.
-Давайте встанем в большой круг плотнее, руки вытянем вперед. Ваша задача передать сердечко по кругу в ладошках и не уронить его, поблагодарив соседа за работу.
-Ребята, а как вы думаете, почему у нас не упало сердечко?
Ответы детей__________
Домашнее задание
нет
Приложение












Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, привязанности, общности интересов.
Нет друга – ищи,
Не имей сто рублей,
Дружбой дорожи, забывать
Человек без друзей
Дружба - как стекло
а нашёл – береги.
а имей сто друзей.
её не спеши.
что дерево без корней.
разобьёшь - не сложишь.
Старый друг
Дружба не гриб,
Дерево живёт корнями,
Друга – ищи,
Друг за друга стой,
лучше новых двух.
в лесу не найдёшь.
а человек друзьями.
а найдёшь – береги.
выиграешь бой.
Доброе братство
Друг лучше старый,
Недруг поддакивает,
Один за всех
Скажи мне кто твой друг
лучшее богатство.
а платье новое.
а друг спорит.
и все за одного.
и я скажу кто ты.
Рассказ «Друзья»
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол»
Максим: -Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!
Саша : -Давай!
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
Максим: - Я – Сашин друг! Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров.
Максим: - Я – твой друг! Будем вместе играть.
Саша: - И меня примите.
Максим - Нет, не примем.
Саша - Почему? Ты же мой друг, сам вчера говорил.
Максим - То вчера. Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Рассказ «Одинаковые»
МАМА: Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
Даша: Мы во всем, во всем одинаковые!
МАМА: Но однажды …
Маша: Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама грустно: Да, …..ты стала хуже...
Маша: Я? ….Но ведь тройку-то получила не я!
МАМА: Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Рассказ «До первого дождя»
Учительница: Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
ТАНЯ: Сними свой плащ, мы накроемся вместе.
МАША: Я не могу, я промокну!
Учительница: Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
ТАНЯ: У Маши был плащ, а я шла в одном платье.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Так вы могли бы укрыться плащом. Видно, ваша дружба до первого дождя!
Учительница: Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.






1 Кто в дружбу верит горячо,
2 Кто рядом чувствует плечо.
3 Тот никогда не упадёт,
4 В любой беде не пропадёт,
5 А если и споткнётся вдруг,
6 То встать ему поможет друг!
7 Всегда в беде надёжный друг
8 Ему протянет руку.



- Мне больше всего понравилось…
-Мне меньше всего понравилось…
-Я узнал/а …………
-Ещё я хотел/а бы узнать………
Отношения, характерные для дружбы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Отношения, нехарактерные для дружбы |
|
ПРАВИЛА дружбы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |

знать важные для дружбы качества,
связь дружбы и социального здоровья.